Top.Mail.Ru
Колонки

Зачем мы запустили акселератор для новых сотрудников и как он работает?

Колонки
Анастасия Ожогова
Анастасия Ожогова

HR-директор «Модульбанка»

Полина Константинова

В мае «Модульбанку» исполнилось пять лет. Сегодня это около 1200 сотрудников — в Москве, Новосибирске, Уфе, Костроме и в шестидесяти городах России. Несколько лет в банке работала программа для адаптации новичков «60 дней». В июне в компании серьезно обновили программу и превратили ее в акселератор для новичков — с персональным маршрутом развития, трекингом результатов и новыми технологиями обучения и адаптации.

Анастасия Ожогова, HR-директор «Модульбанка», рассказала о том, как он работает и зачем это нужно. 

Зачем мы запустили акселератор для новых сотрудников и как он работает?

Почему мы решили разработать новый подход к адаптации

Одна из главных метрик в найме сотрудников — срок адаптации. У некоторых компаний он достигает шести месяцев. Наша программа «60 дней» ставила перед собой задачу адаптировать сотрудника за два месяца, но мы не могли оценить результат. 

  • Во-первых, мы не имели достаточного инструментария для того, чтобы прокачать и адаптировать сотрудника за эти два месяца. 
  • Во-вторых, у нас скапливался длинный хвост из новичков, которые ждали своей возможности встретиться с основателями и представить им результаты своей работы на испытательном сроке. 

Мы проанализировали собственный опыт, провели внутреннее исследование, изучили существующий на рынке опыт и разработали новый подход к адаптации новичков.

В чем преимущества внутреннего акселератора

Основной тренд сейчас заключается в том, что период адаптации — самый важный этап в жизненном цикле сотрудника в конкретной компании. Именно в этот период у него закладывается темп работы, стиль взаимоотношений с командой, отношение к целям, склонность хитрить и увиливать от отдельных задач и прочее.

Еще один важный момент — во многих компаниях HR-ы любят нянчить новых сотрудников. Они поддерживают их на каждом шагу, проявляют излишнюю заботу, контролируют. На первом этапе это, возможно, и хорошо. Однако на выходе из адаптационного периода сотрудник все равно останется один на один со своим фронтом работ. Так что, на мой взгляд, это неэффективная стратегия.

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

Поэтому мы взяли за основу формат акселератора и запустили образовательную платформу, которая дистанционно охватывает все наши регионы присутствия, так что мы можем дотянуться до любого сотрудника и подключить его в общую сеть. 

Акселератор подразумевает значительную самостоятельную работу и собственную ответственность новичка за все, что с ним происходит. Мы даем человеку много различного материала, и он сам решает, сколько взять, чтобы быть более эффективным в достижении своих целей. При этом, мы, конечно, видим вовлеченность каждого и можем делать выводы, которые потом учитываются на итоговой встрече.

С внедрением акселератора у новичков появилась еще одна важная возможность. Теперь они на самых первых этапах понимают, из каких задач и особенностей состоит их работа. Мы фиксируем договоренности с непосредственным лидером в Jira. 

Не исключены случаи, когда новички не сразу верно выполняли поставленные задачи либо неверно расставляли приоритеты. Иногда мы были вынуждены расставаться с теми, кто на собеседовании показывал высокий потенциал, а потом терялся. 

Также мы иногда сталкивались с тем, что только под конец испытательного срока, а то и позже, новичок вдруг понимал, что ему предстоит заниматься совсем не тем, на что он рассчитывал. Теперь мы сводим такие разочарования на нет за счет своевременной и регулярной обратной связи лидера и новичка.

Вот как работает акселератор

Дорожная карта и трекинг

Программа состоит из семи шагов — заданий, которые уже зашиты в программу и рассчитаны на двухмесячный испытательный срок. Сначала профессиональные задачи оформляются в специальный трехнедельный маршрут. 

Через три недели руководитель подводит промежуточный итог работы сотрудника, дает ему обратную связь. Через 60 дней, на итоговой встрече сотрудник защищает результаты работы перед топ-менеджерами и/или основателями банка.

Обучение

Для погружения в продукт новый сотрудник проходит квест в личном кабинете — самостоятельно пробует те функции и фичи, которые «Модульбанк» предлагает клиентам, делает платежки, находит точки пополнения счета, подключает различные опции, анализирует свой опыт, находит узкие места и предлагает способы их исправить. 

Часть обучения в акселераторе проходит через формат тимбилдингов и игр. Важная задача в процессе подготовки новичка — раскачать у него способность ставить цели и достигать их.

На второй месяц работы мы собираем всех новичков в каждом городе и играем вместе. Настолки раскрепощают, помогают новичкам сработаться в команду и отработать нужные навыки. Основная игра, которую мы сейчас внедрили, называется «Просто космос», она разработана по одноименной книге.

Важно, что каждый день новичок глубоко изучает продукты и сервисы банка, чтобы понять, почему «Модульбанк» — это финтех, и как он работает как бизнес. Для этого используется система iSpring, где каждую неделю сотрудник получает небольшую порцию информации про банк — историю, блоки, продукты, метрики и прочее.

Постепенно ему в формате квеста открывается полная картина. В конце двухмесячного акселератора сотрудник проходит тест на знание банка. 

Для нас это не просто погружение сотрудника в контекст бизнеса. Это еще и возможность сделать из него амбассадора бренда. Когда ты каждый день видишь какие-то интересные находки и фичи, которые придумали и разработали твои коллеги, ты естественным образом начинаешь делиться этими маленькими находками с друзьями и знакомыми. 

Еще в распоряжении новичка есть корпоративная библиотека. Он выбирает книги, которые ему будут нужны для профессионального роста и может комментировать и писать на них рецензии прямо на сайте библиотеки.

Адаптация в команде

В рамках акселератора каждый новичок сразу на входе получает наставника. Он помогает новому сотруднику пройти первый сложный этап работы, адаптироваться. Работа с наставником нацелена, скорее на адаптацию сотрудника в команде и погружение в корпоративную культуру, чем на помощь в достижении целей.

Наставник, например, поможет сориентироваться в многочисленных спортивных объединениях, которые самоорганизовались внутри банка, — бег, картинг, настольный теннис и так далее. Или просто поможет влиться в коллектив и поддержит морально.

Итоговая встреча

Встреча по итогам 60 дней — важный и долгожданный для каждого новичка момент. Она теперь проходит с участием топ-менеджера и одного из членов правления банка. Основатели банка участвуют в защитах сотрудников, которые претендуют на ключевые лидерские позиции. 

На встрече новичок защищает результаты своей работы и по итогам всех этапов акселератора мы принимаем решение о том, прошел ли он испытательный срок. Сейчас мы ориентируемся на показатель в 95%.

Причем итоговая встреча для нас — это не просто защита перед каким-то «верховным жюри». Двухмесячный акселератор для новичков можно сравнить со спринтом. Очень часто, когда человек бежит, у него нет возможности оглянуться назад или посмотреть по сторонам — он движется прямо, к своей цели. 

Итоговая встреча — это как раз возможность остановиться, выдохнуть, отрефлексировать опыт последних недель. И, очень важно, это возможность получить обратную связь и советы от топ-менеджеров, которые в свои годы уже достигли крутых результатов и руководят банком. Поэтому наши новички ждут итоговой встречи, и каждый раз она превращается в настоящее событие для всей компании.

Фото в материале и на обложке: архив компании

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Нам удалось увеличить число новичков, прошедших испытательный срок, на 59%. И вот как
  2. 2 Как составить текст вакансии, чтобы откликались только нужные специалисты: инструкция для HR
  3. 3 Адаптация в новой компании: не спрашивать, а наблюдать
  4. 4 С какими трудностями сталкиваются начальники-новички?
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти