Колонки

3 этапа, которые нельзя обойти при разработке приложения

Колонки
Анар Бабаев
Анар Бабаев

CEO Distillery

Ирина Печёрская

О создании мобильных приложений задумываются многие предприниматели: для одних это самостоятельный стартап, для других — поддержка уже существующего продукта. Анар Бабаев, CEO Distillery, рассказал, как создать успешное приложение без потери денег и времени.

3 этапа, которые нельзя обойти при разработке приложения

Часто предприниматели, придумав идею нового приложения, тут же принимаются за разработку: нанимают программистов, ищут подрядчиков или сами берутся за написание кода. Так они пропускают несколько важных этапов — нужно все делать постепенно.

 

Первый этап — подготовка

Не торопитесь приступать к написанию кода — самой дорогой и рискованной части. Сначала стоит:

  1. исследовать рынок. Прежде чем сформулировать, как приложение будет выглядеть и функционировать, нужно понять, есть ли на рынке ниша для него. Команды нередко пренебрегают этим — тогда продукт выходит преждевременно и находит аудиторию только среди early adopters (редких сверхзаинтересованных пользователей), либо просто оказывается не нужен. 
  2. проанализировать аудиторию. Это нужно делать честно, а не рассчитывать сразу захватить весь мир — так вы лучше поймете потребности будущих пользователей и разработаете продукт под них. 

После этого можно приступать к созданию пользовательской карты путей (CJM, или customer journey map): планировать, какой путь пройдет потребитель для достижения целей, какие эмоции он будет при этом испытывать.

Премия молодых предпринимателей Young Awards 2021. Подать заявку.

На этой карте нужно отразить всевозможные точки соприкосновения пользователя с продуктом. Есть специальные инструменты для построения карт путей клиента: например, Flowmapp или Uxpressia — они помогают визуализировать информацию и задавать себе правильные вопросы.

Уже на этом этапе вы должны понять ключевую боль потребителя — без этого невозможно точно определить, какой функционал нужен, что в приложении первично, а чем можно заняться в третью очередь.

 

Второй этап — проверка концепции

1. Проверка идеи. Есть много способов сделать это без единой строчки кода и вложенных средств в разработку. Например, можете создать фейковый лендинг, на котором будет кратко описана идея будущего продукта и где потенциальная аудитория сможет подписаться на новости и рассылку проекта. 

Другой способ — сделать все руками. Если вы придумали приложение, которое будет из разных сервисов подтягивать объявления о продаже квартир, попробуйте сперва собрать их сами и показать фокус-группе (тем, чью проблему вы решаете). Если это сработает в таком виде, есть смысл заниматься автоматизацией и масштабированием.

Также стоит интервьюировать людей о том, насколько они готовы платить за решение своей проблемы (о том, как это сделать, можно прочитать, например, у Роберта Фитцпатрика в книге «Спроси маму: как общаться с клиентами и подтвердить правоту своей бизнес-идеи, если все кругом врут?»).

2. Проверка концепции. Поймите, будет ли ваша идея работать в том виде, в котором вы ее задумали. Особенно это важно, если вы хотите сделать технически новый продукт, у которого не было аналогов. Создайте небольшой образец того, что хотите сделать. 

3. Разработка MVP (minimum viable product, минимальный жизненный продукт). Сначала стоит сделать продукт с минимально возможным функционалом, который представляет наибольшую ценность. То есть он должен решать основную пользовательскую проблему, которую вы выделили на этапе исследования — остальные детали будут не так важны. Готовый MVP вы сможете использовать для привлечения инвесторов и работы с фокус-группами.

 

Третий этап — разработка

Если все подготовительные работы проведены, можно заниматься и самой разработкой. Сегодня рынок приложений предлагает решения на любой кошелек: стоимость разработки начинается от 100 тыс. рублей и не имеет верхней границы. Предприниматели могут сделать приложение своими силами, нанять сотрудников в штат или воспользоваться услугами подрядчиков: решение зависит от ваших навыков, целей и бюджета. 

Если вы решили сотрудничать с компанией-разработчиком, обращайте внимание на тех подрядчиков, у которых есть опыт взаимодействия со стартапами и которые готовы работать на время и результат: разработчики, которые привыкли сотрудничать только с крупными компаниями (и крупными бюджетами), могут вам не подойти. 

Но с кем бы вы ни решили работать, важно фокусироваться на основной задаче приложения, а не пытаться сделать сразу все. Если предыдущие этапы отработаны хорошо, сама разработка будет понятным процессом. Но и здесь важно постоянно проверять свои наработки, сотрудничать с фокус-группами.

 

Основные ошибки стартапов при разработке приложений

  • Делать сразу все. Стартапы, которые пытаются в первой же версии приложения воплотить сразу все задумки, обычно проигрывают — разработка оказывается слишком долгой и дорогой.
  • Не проверять идеи до начала работы над кодом. О возможных проблемах лучше подумать сразу, а не на том этапе, когда исправлять их будет долго и дорого.
  • Не учитывать требования платформ. Основные правила в приложениях (от дизайна до монетизации) задают гайдлайны App Store и Google Play — нужно еще на этапе идеи проверить, насколько ваша задумка им соответствует. Например, стоит учитывать возрастные ограничения и строгие правила относительно пиратского контента. 
  • Думать о деталях, а не о потребностях пользователей. Например, если идея приложения завязана на человеческие эмоции, то дизайн и комфортность использования будут крайне важны, но, если вы предоставляете в первую очередь сервис, красота оформления и гладкость нажатия клавиш вторичны.
  • Не оперировать и не продумывать ключевые метрики и критерии успеха проекта до его старта. Принимать решения нужно, основываясь на улучшении этих показателей, — это задаст правильную траекторию развития. 

Главный совет, который можно дать тем, кто хочет создать приложение, — соблюдайте правильную очередность этапов разработки. Сначала лучше проанализировать рынок и протестировать идею, а уже потом приступать к написанию кода. Так вы не просто сэкономите ресурсы, которые иначе придется потратить на правки, но и создадите нужный аудитории продукт.

Фото на обложке: FOTOSPLASH/shutterstock.com

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как продвигать мобильное приложение: 10 шагов к отличному результату
  2. 2 Чтобы пользовались: что учесть при разработке мобильного приложения
  3. 3 Для чего и каким образом анализировать приложения конкурентов
Международная конференция Deep Food Tech
RB.RU в партнерстве с ЭФКО соберут лучших российских и международных экспертов.
Узнать больше