В рубрике «Дневник ЕВА» юридическая компания «Зарцын и партнеры» рассказывает о пяти шагах IT-компании, которая решила выиграть тендер. Оказывается, все не так сложно, если следовать инструкции.
Почему участие IT-бизнеса в госзакупках не носит такого же массового характера, как участие бизнеса строительного или дорожного? Вероятно, в силу ограниченности спроса. Тем не менее это достаточно емкий рынок (более 400 млрд рублей за последние 3 года) со своей спецификой. В основном она заключается в том, что закупки для нужд государства крайне формализованы и требуют, к сожалению, не столько качества конечного продукта, сколько соблюдения всех обязательных процедур, таких как:
- грамотное размещение заявки на электронной площадке;
- приемо-сдаточные мероприятия;
- отчетность и огромный бумажный документооборот.
Нужна консультация? Проверенные юристы в B2B магазине RusbaseЭто все, как правило, наслаивается на непростые отношения с государственными заказчиками, слабо понимающими особенности приобретаемого высокотехнологичного продукта. Госслужбы зачастую руководствуются планами закупок и техническими заданиями, созданными в лохматом году. А конкурсная или аукционная документация в большинстве случаев характеризуется низким качеством. Но все это не так печально, если подготовиться.
Поэтому сегодня мы заострим внимание на базовых моментах участия в закупках, связанных с регистрацией, электронно-цифровой подписью (ЭЦП) и заполнением заявок для тех, кто только решил окунуться в этот сегмент рынка. Предлагаем эдакое руководство «для самых маленьких».
Об этом всем можно узнать в Федеральном законе от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Правда, читать его неподготовленным людям не рекомендуется, так как сложности его языка и запутанности сюжета позавидует иной триллер. Закон содержит в себе огромное количество ссылок и сносок, тем самым давая простор для маневра обеим сторонам госконтрактов. К тому же правки в него вносятся с ошеломляющей частотой. Тут может потребоваться помощь профессионала.
А пока остановимся на ключевых моментах, которые помогут сориентироваться начинающим участникам закупок.
Шаг 1
Для участия в аукционе необходимо создать свою учетную запись на электронной площадке, приложив к ней отсканированные учредительные документы. Чтобы все заверить и пройти регистрацию, нужно подписать их неквалифицированной электронно-цифровой подписью.
Что это такое, должно быть понятно всем, кто видел разноцветные мигающие флешки в компьютере у бухгалтера. Такой способ позволяет установить, что формирование подписи осуществлено определенным лицом и документ неизменен с момента подписания. Также надо установить специальный плагин в браузер, который работает в паре с ЭЦП.
А теперь внимание! Угадайте с одного раза, какой браузер больше всего «любят» электронные площадки? Правильно, Internet Explorer. По опыту можем сказать, что для участия в торгах это самый беспроблемный и, извините, быстрый вариант.
Шаг 2
Когда регистрация прошла успешно и нужный аукцион найден, приступаем к следующему этапу. Помимо технического задания, сметы и тому подобных документов, описывающих предмет аукциона, нужно внимательно изучить информационную карту и инструкцию по подаче заявки, состоящей из двух частей.
Вторая, как правило, ни у кого не вызывает вопросов, поскольку состоит из документов, приложенных при регистрации, и согласия на поставку в случае победы. В последнее время государственные заказчики часто требуют во второй части предоставить также копии сертификатов соответствия (деклараций), что, хотя и не закреплено законом, может стать причиной отклонения заявки. Тогда – в УФАС с жалобой.
Отдельный и самый проблемный из всех вопросов – заполнение первой части заявки, где, собственно, указываются предлагаемые характеристики поставляемого товара.
Сложнее всего предложить заказчику то, что он хочет. Причем речь не идет о поставках операционных систем и антивирусов, тут все более-менее понятно. Вам необходимо будет точно вписаться со своим продуктом в размытые формулировки технического задания, установленные 44-ФЗ и содержащие «или», «более», «менее» и иные значения эквивалентности.
Заявки оцениваются аукционной комиссией заказчика, которая оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе. Она фильтрует участников сначала по первой части заявки, а затем по второй. И так до тех пор, пока, как в фильме «Горец», не останется только один, с которым и будет заключен государственный или муниципальный контракт. Если, конечно, этот участник не откажется, что тоже иногда бывает, когда идет аукционная игра. Но о ней мы не будем рассказывать, чтобы не учить «плохому».
Шаг 3
Итоговый протокол о выявлении победителя в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.
Можно радоваться победе и подсчитывать прибыль? На самом деле многих на этом этапе поджидает большущий подводный камень – «обеспечение исполнения контракта, необходимое в размере, установленном заказчиком в извещении о проведении аукциона, документации об аукционе».
Предусмотрено два способа обеспечения исполнения контракта:
- Перечисление денежных средств на счет заказчика.
- Предоставление банковской гарантии.
Первый способ непопулярен по вполне понятным причинам. Поэтому победитель аукциона идет в банк, имеющий право выдавать гарантии, и получает в этом банке… нет, не гарантию, а список документов, которые необходимо предоставить, пока не истек срок подписания договора с заказчиком на площадке, чтобы банк на кредитном комитете рассмотрел их и решил, выдавать ли обеспечение.
Тут начинается самое интересное: срочное открытие счета в этом банке, подготовка огромной кипы бухгалтерской документации с расшифровками, пояснениями, уведомлениями и т. д. И вот – измученный победитель в предпоследний день перед подписанием контракта приезжает с грузовиком документов в банк, где ему с вежливой улыбкой говорят, что все надо переделать…
Вывод: если планируете победить в аукционе, то даже при договоренности с заказчиком озаботьтесь заблаговременной подготовкой документов для банка.
Шаг 4
В случае, если в ходе аукциона цена контракта была сильно понижена, заказчик потребует еще и подтверждения добросовестности, так как иногда участники в стремлении выиграть демпингуют и понижают начальную цену на 40%. Автор данной статьи однажды по просьбе клиента, желавшего любыми средствами вытеснить конкурента с рынка, уронил цену аукциона более чем вполовину.
Добросовестность, как правило, подтверждается информацией из реестра контрактов. В нем должно быть указано, что «в течение одного года либо трех лет до даты подачи заявки на участие в аукционе победителем исполнены три и более контракта без применения к нему неустоек».
Шаг 5
А теперь просто работаем, друзья! В строгом соответствии со всей технической документацией, которую вы уже подписали с заказчиком. В конце не забудьте «закрыть» все работы – опять же, в соответствии с договором.
Подытожим: Госзакупки – в целом несложная процедура, если четко следовать требованиям 44-ФЗ и аукционной документации, а также держать в порядке бухгалтерию.
Удачи вам на тендерных площадках!
Текст: Илья Львов
Материалы по теме:
Как выиграть тендер и не получить массу проблем
Влиятельных людей в костюмах в B2G не так много
Стартап с российскими корнями оказался нужен в Англии
В России запретили госзакупки иностранного ПО
Тендеры для ленивых: выбираем за пять минут
Видео по теме:
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025