Несмотря на востребованность банковской бизнес-аналитики (business analytics, BA), мало кто берется прогнозировать количественный эффект от ее автоматизации. Можно ли в принципе оценить экономическую целесообразность внедрения аналитического ПО?
О том, как «оцифровать» полученные выгоды и рассчитать эффективность BA-проекта, рассказывает Максим Астахов, руководитель коммерческого офиса Intersoft Lab. Предлагаемый подход иллюстрируется примерами оценок окупаемости для проектов автоматизации бизнес-аналитики в российских банках.Какие надежды связывают с бизнес-аналитикой
В конце 2021 года компания Foundry провела исследование о важности инвестирования в данные и аналитику. 88% опрошенных ИТ-директоров считают, что в ближайшие 3 года данные и бизнес-аналитика коренным образом изменят способы ведения бизнеса. 49% участников исследования ставят целью улучшить внутренние бизнес-процессы, 47% — усилить вовлеченность клиентов, 45% — повысить уровень клиентского сервиса.
Почему отдачу от бизнес-аналитики не принято оценивать
По разным источникам, только 40% проектов в области автоматизации бизнес-аналитики оказываются успешными. Но и для них практически никогда не приводят количественных оценок полученных выгод. Даже если совокупный эффект однозначно ощутим, его сложно «оцифровать». Например, как перевести в денежный эквивалент такой результат как повышение качества управленческих решений?
В результате многие заказчики выбирают путь наименьшего сопротивления — считать априори, что предсказать отдачу от бизнес-аналитики невозможно.
Как посчитать пользу от бизнес-аналитики
В кризис необоснованные инвестиции — непозволительная роскошь. Поэтому перед стартом проекта важно подготовить количественный прогноз отдачи от инвестиций в систему бизнес-аналитики. Эта информация поможет без розовых очков оценить целесообразность внедрения аналитического ПО.
С этой целью мы адаптировали методику TEI (Total Economic Impact) применительно к банковским аналитическим системам для расчета потенциальной экономической пользы от их внедрения. Чтобы ее рассчитать, нужно сопоставить все расходы, связанные с внедрением ПО, с преимуществами, которые оно приносит.
Расходы складываются из стоимости приобретения лицензии и услуг по внедрению ПО, а также затрат на его сопровождение. Преимущества — полученная экономия, т. е. оцифрованные выгоды от использования системы.
Читайте также: Опыт внедрения российского ПО: 3 ошибки и как их избежать
Определив расходы и выгоды, можно вычислить такие показатели эффективности проекта как индекс рентабельности инвестиций, внутренняя норма доходности, дисконтированный период окупаемости, чистый дисконтированный доход и т. п.
Заметим, что наш подход к оценке окупаемости инвестиций в систему бизнес-аналитики может быть использован для любого ПО этого класса. Например, в некоторых проектах по требованию заказчиков для части задач мы в комплексе с программными компонентами платформы «Контур» используем стороннее ПО — open-source платформу Pentaha ETL для сбора данных.
Если же потребуется оценить экономическую пользу от внедрения другого класса ПО, методику придется заново адаптировать. К счастью, исходная методика TEI универсальна, так что это не должно представлять значительных сложностей.
Как перевести выгоды в денежный эквивалент: примеры из практики
Итак, наиболее сложный момент — получение количественной оценки выгод.
Для этого мы разработали каталог из нескольких десятков метрик, замеряемых до и после проекта внедрения системы бизнес-аналитики.
Например, для расчета экономического эффекта в проектах по автоматизации управленческой отчетности на основе корпоративного хранилища данных мы оцениваем, как за счет сокращения трудоемкости сбора, консолидации и выверки данных повысится производительность труда специалистов.
Из опыта: более 30% экономии обеспечивается за счет сокращения времени расчета отчетных показателей, еще около 30% дает уменьшение трудозатрат на подготовку аналитических расшифровок и детализаций, более чем на четверть снижаются затраты на согласования отчетных показателей и исправление ошибок.
В итоге экономия на одном цикле подготовки управленческих отчетов в детальной аналитике (в разрезе центров финансовой ответственности, точек продаж, продуктов, продуктовых сегментов, клиентов, клиентских групп, проектов, сотрудников и т. п.), с учетом трансфертной стоимости ресурсов и поправок на перераспределения косвенных расходов может достигать нескольких млн руб., а внутренняя норма доходности составит около 20-40%.
Такой проект окупается в среднем за 3-4 года.
Автоматизация позволяет увеличить частоту подготовки отчетов, например, перейти от ежеквартальной/ежемесячной отчетности к ежедневной без дополнительных затрат. В этом случае потенциальная экономия может достигать уже десятка млн руб. Индекс рентабельности инвестиций увеличится в 5 и более раз, внутренняя норма доходности — в 8 раз, а дисконтированный период окупаемости составит менее 2 лет.
Читайте по теме:
За какими финансовыми метриками следить в кризис — инструкция
Почему руководители опасаются цифровизации и что с этим делать
Другой пример: одной из метрик для оценки выгоды от внедрения системы бюджетирования может выступать время, затрачиваемое на формирование планов в сметообразующих подразделениях и на их выверку и консолидацию в финансовых службах.
Как показывает практика, в среднем оно сокращается как минимум в два раза. Индекс рентабельности инвестиций в проектах автоматизации хозяйственного бюджетирования составляет 120%, внутренняя норма доходности — 70-80%, а сроки окупаемости — до года.
В заключении добавим, что в системах бизнес-аналитики заложен большой потенциал для будущего развития, и выгоды от их использования заказчики могут наращивать постепенно.
Вернемся, например, к первому кейсу — оценке выгод, которые дает автоматизация управленческой отчетности. Как показывает опыт, период окупаемости для подготовки каждого следующего отчета сокращается в среднем в два раза за счет повторного использования в нем данных, уже собранных в систему бизнес-аналитики.
Резюме
Переводя ожидания заказчиков в понятные им измеримые экономические бизнес-выгоды, можно повысить их заинтересованность в системе.
Заинтересованные заказчики, как известно, с большей вероятностью мотивируют своих сотрудников — будущих пользователей — к активному участию в проекте, и риск, что система встретит внутреннее сопротивление, что нередко случается на практике, будет минимизирован.
Фото на обложке: Shutterstock / GoodStudio
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025