Александр Кондратьев опубликовал пост на своей странице в Facebook. Из записи становилось понятно, что Александр хочет продать дачу. Но продать не обычным способом, а якобы разыграть в лотерею.
Rusbase рассказывает историю Александра Кондратьева, основателя Beroongo, и разбирается, можно ли вести подобный бизнес в России. Как от продажи дачи перейти к идее социального проекта (а именно так и позиционируется Beroongo) — читайте ниже.
10 октября Александр Кондратьев опубликовал пост на своей странице в Facebook. Из записи становилось понятно, что Александр хочет продать дачу. Но продать не обычным способом, а как бы разыграть в лотерею. Полная стоимость дачи – 2,3 млн рублей (полная сумма сбора составит 2,86 млн) – разделится между «бэкерами», если говорить на манер краудфандинговых платформ, а один из них по итогам розыгрыша и получит дом. Для этих нужд был создан сайт Beroongo.ru. Там можно купить «шанс» (условная единица) на победу – но не себе, а кому-то еще. В случае выигрыша человек получит лот, сайт – свои 9% комиссии, а государство – 13% НДФЛ. Александр признается, что подсмотрел эту идею во Франции и «подогнал» под российское законодательство – в России физическим лицам запрещено проводить лотереи, а вот оставлять пожертвования и дарить «шансы» – можно.
Мы не лотерея, мы – подарочный сервис. Лотерея – азартная игра, а мы совсем про другое. Многие люди не любят читать, а у нас на сайте все написано: «шансы» себе вообще купить нельзя.
Rusbase разобрался, насколько законны действия Александра и можно ли такой подход считать новой идеей для бизнеса, которая обречена на успех. За комментариями мы обратились к юристам.
Сайт, согласно публичной оферте, заявлен как механизм по добровольному коллективному сбору денежных средств на общественнополезные цели, что соответствует требованиям Гражданского кодекса РФ и федерального закона «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».
Но функционал, представленный на сайте – это механизм лотереи. Лотерея, в соответствии с федеральным законом «О лотереях», понимается как игра, в которой одна сторона проводит розыгрыш призового фонда, а вторая сторона получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями.
В случае с Beroongo отсутствует ряд обязательных для лотереи требований, а именно – электронный лотерейный билет, также не соблюдены обязательные нормативы лотереи. Кроме того, невозможно квалифицировать деятельность сайта как тиражную или бестиражную лотерею. Также необходимо отметить, что не допускается проведение лотерей с использованием интернета.
Александр утверждает, что такая схема будет интересна людям, которые мало зарабатывают и не могут позволить себе крупных покупок. В их ситуации «шансы» – одна из немногих возможностей получить дачу в Астрахани.
Отношение к проекту зависит от дохода человека. Если доход позволяет купить дорогую вещь или взять в кредит, наше предложение ему будет неинтересно. А вот большая часть населения очень заинтересуется – у нас в стране огромное число людей живет за чертой бедности.
Предполагается, что схема будет схожа с краудгифтингом – то есть, коллективным дарением. Но краудгифтингом такую схему тоже назвать сложно – в случае с покупкой подарков деньги идут не просто на что-то конкретное, но и подарок потом достается заранее известному получателю, а не кому-то из «бэкеров».
Я изучил этот вопрос и понял, что минус краудфандинга в чистом виде – это практическая невозможность собрать себе на «мечту».
Проект такого рода стал первым для Александра. В дальнейшем планируется развивать сайт, пустить на него других людей , которые смогут выставлять свои «лоты» (уже поступают первые предложения). И даже делать «стипендии» для студентов – по той же схеме. Здесь, конечно, всплывает вопрос доверия: в конце концов, Александр не зря просил своих знакомых подтвердить в комментариях это «знакомство» – мало кто согласится нести деньги человеку без каких-либо гарантий.
Я не скрываю лицо, имя и фамилию. Но фактор доверия надо зарабатывать – в первую очередь, временем. И людям, которые сомневаются в нас, я говорю: время покажет. Но негативно настроенных людей всего процента два.
Вырученные деньги после удачного сбора на дачу (то есть, комиссию 9%) Александр планирует передать астраханской многодетной семье Веры Дробинской – Вера известна в сети тем, что забрала в свою семью семерых детей из Разночиновского детского дома-интерната.
Тем не менее юридическое оформление подобных «нестандартных» проектов в России до сих пор остается большой сложностью.
По теме: Краудинвестинг в России: юридические аспекты
Исходя из содержания раздела сайта «Как это работает?», пользователь осуществляет не пожертвование, а дарение. Это не соответствует заявленному в оферте, т.к. дарение не подразумевает общественно полезные цели.
Но из оферты и соглашения следует, что сайт, по сути, является благотворительной организацией. Для законной работы требуется регистрация юридического лица как некоммерческой организации. Таким образом, необходимо определиться: если сайт занимается благотворительной работой, то нужно привести в соответствие организационно-правовую форму. Однако, исходя из задач создания сайта, считаем правильным вести деятельность в рамках потребительской кооперации и проводить розыгрыши в рамках деятельности кооператива.
Александр говорит, что юридическую чистоту проекта он старается соблюдать тщательно – не хочется «терять лицо» и нужно зарабатывать доверие, чтобы дальше развивать бизнес. Заинтересовавшись юридической стороной вопроса, мы попросили Сергея Матюшенкова, адвоката, партнера юридического агентства «Москоу Лигал Косалтинг», прокомментировать легальность проекта и объяснить, может ли «бэкер» каким-то образом себя обезопасить.
Развернутый комментарий Сергея доступен тут.
Фото на обложке: Shutterstock.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025