Колонки

Нам нужно менять законодательство для беспилотных авто

Колонки
Андрей Черногоров
Андрей Черногоров

Основатель российской «Ассоциации директоров по закупкам», системы закупок Bidzaar

Андрей Черногоров

Андрей Черногоров, генеральный директор компании Cognitive Technologies, рассказывает, как законодательство реагирует на развитие беспилотников и что Россия должна сделать в этом направлении.

Нам нужно менять законодательство для беспилотных авто

Инновации – это не только технологические разработки, результаты которых сразу становятся достоянием общественности, но и серьезная законодательная работа, которая ведется в тени и потому многим порой незаметна. Но «умным» машинам нужны не менее умные законы.

Попробуем вместе с читателями разобраться в законодательных аспектах инноваций в области беспилотного транспорта и на примере беспилотных автомобилей проследить путь, по которому инновации официально закрепляются в нашей жизни.


Беспилотное право

30 марта 2016 года вступил в силу обновленный Воздушный кодекс, согласно которому все беспилотники тяжелее 250 граммов подлежат обязательной регистрации, а лица, их запускающие, автоматически получают статус командира воздушного судна – и поэтому обязаны четко соблюдать все условия по безопасной эксплуатации летательного средства.

В этот же день в Государственной Думе РФ состоялся круглый стол по теме нормативно-правового регулирования использования беспилотных транспортных систем (БПТС). На нем впервые в истории законодательной власти в России обсуждались конкретные предложения по изменению действующего законодательства в связи с активным развитием и интеграцией в повседневную жизнь беспилотных транспортных средств, передвигающихся по дорогам общего пользования.

Законодательные вопросы являются сегодня одними из ключевых препятствий эффективному решению проблемы создания беспилотных транспортных средств, как в России, так и во всем мире.


Опыт зарубежных стран

Регулирование в области беспилотного транспорта имеет сегодня как удачные, так и неудачные примеры. С одной стороны, национальное управление безопасностью движения на трассах (National Highway Traffic Safety Administration, NHTSA) в 2016 году официально уравняло водителя-человека и электронную систему, управляющую беспилотным автомобилем компании Google. Считается, что это решение устраняет чуть ли не основное препятствие на пути развития беспилотников.

Законодательство большинства стран на сегодняшний момент запрещает использование полностью автономных автомобилей на дорогах общего пользования.

Отдельные законодательные инициативы относительно БПТС приняты в странах Евросоюза. Так, директива ЕС 347/2012 и 351/2012 от 1 января 2016 года предписывает оснащать все грузовые автомобили, зарегистрированные или используемые в границах ЕС, специальными системами, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

Венская конвенция о дорожном движении требует от водителей постоянно контролировать свои транспортные средства, что препятствует проведению испытаний беспилотных машин на дорогах общего пользования. Великобритания подписала, но не ратифицировала конвенцию. Евросоюз сейчас также хочет внести в конвенцию поправки, чтобы дать возможность развивать технологию. Ожидается, что Голландия, в 2016 году председательствующая в ЕС, сможет дополнительно ускорить процесс внесения этих поправок.

Оценка Европейской программы оценки новых автомобилей EURO NCAP для легковых автомобилей с 2014 г. на 20% зависит от наличия и качества работы интеллектуальных систем Lane Keeping Assist (Система удержания автомобиля на полосе движения) и AEB (Система автоматического экстренного торможения). А директива Европейского союза №347/2012 предписывает обязательное оснащение всех новых моделей грузовых автомобилей системами Lane Keeping Assist (система удержания автомобиля на полосе движения) и AEB (система автоматического экстренного торможения) с 1 ноября 2018 года.


Дальше других в решении проблемы продвинулись США

В США отдельные законодательные акты, регламентирующие испытания и передвижения беспилотных транспортных систем, приняты на уровне ряда штатов (например, Флорида, Невада, Мичиган).

Законодатели штата Аризона в США в прошлом году пытались принять закон, регулирующий использование беспилотных автомобилей на дорогах штата. Но они не смогли разрешить проблему, кто должен отвечать за аварию, случившуюся с участием «беспилотника»: владелец машины, разработавшая технологию компания или автопроизводитель, изготовивший и продавший автомобиль?

В декабре 2015 года власти Калифорнии обнародовали предварительные правила для беспилотных автомобилей. Закрепление этих правил в виде закона необходимо, прежде чем любое из транспортных средств может быть продано потребителям.

Правила требуют от водителей в случае необходимости быть готовыми взять полный контроль над своим автомобилем. Это создает потенциальную проблему для компании Alphabet, поскольку в разработанном ею прототипе беспилотного автомобиля изначально не было рулевого колеса и педалей.

Предложенные департаментом автомобилей Калифорнии правила предлагают сохранить ответственность водителей за соблюдение правил дорожного движения независимо от того, находятся ли они за рулем или нет.


Как в России?

К сожалению, сегодня Россия меньше других стран продвинулась в разработке законодательства в сфере использования беспилотников. В Европе, и особенно в США уже вступили в силу акты, регламентирующие движение беспилотников на дорогах общего пользования на уровне отдельных регионов. Поэтому сегодняшнее обсуждение, инициированное в нашей стране, очень важно для реализации дорожных карт НТИ AutoNet Агентства стратегических инициатив, а также программы создания отечественных беспилотников в целом.

Российские законодатели предложили разрешить использование беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования в том случае, если в его кабине будет находиться водитель, который в случае необходимости сможет переключить процесс управления в ручной режим.

Проект решений заседания также содержит ответ на главный вопрос, который до сегодняшнего дня заводил в тупик законодателей целого ряда стран – кто должен отвечать за аварию, случившуюся с участием «беспилотника»: владелец машины, разработавшая систему искусственного интеллекта компания или автопроизводитель, изготовивший и продавший автомобиль? 

Сейчас ответственность за ДТП полностью лежит на водителе беспилотника.

Соответствующие изменения должны быть внесены в соответствующие статьи ФЗ №196 «О безопасности дорожного движения», ФЗ 63 УК РФ, ФЗ 14 ГК РФ, в Правила дорожного движения, а также и Кодекса об административных нарушениях. Предполагается, что поправки в законодательные акты РФ могут быть приняты Государственной Думой до конца 2016 года.


Что надо менять?

  1. За управление беспилотным транспортным средством водитель несет ответственность в соответствии со статьей 264 УК РФ.
  2. Предложение Комиссии по законодательному регулированию БПТС (беспилотные транспортные средства). Внести следующие изменения в Гражданский кодекс РФ:
  • В ст. 1079 ГК РФ внести формулировку, приравнивающую БПТС к понятиям «автомобиль» и «транспортное средства» для дальнейшей возможности применения к БПТС правил ст. 1079, в частности, понятия «источник повышенной опасности» в отношении к БПТС. 
  • Согласно вносимым изменения в ст. 1079 ГК РФ, имущественная ответственность за вред, причиненный действием БПТС как источника повышенной опасности, должна наступать как при целенаправленном их использовании, так и при самопроизвольном проявлении их вредоносных свойств (например, в случае причинения вреда вследствие самопроизвольного движения БПТС).

Неожиданный эффект. Страхование и штрафы за скорость

Повсеместное распространение беспилотных автомобилей и их законодательная поддержка могут обернуться и неожиданными экономическими коллизиями. Так, распространение беспилотных автомобилей уже в первые 6-8 месяцев активного использования внутри страны выгоднейшим образом скажется на прибыли страховщиков.

Стоимость страхования на подобные автомобили при учете их пока еще непрогнозируемой аварийности в условиях передвижения рядом с такими же беспилотными аппаратами просчитать крайне сложно, а подобные случаи неопределенности страховщики всегда трактуют в пользу повышенных, а не заниженных рисков. Это значит, что стоимость стандартного полиса КАСКО на автомобиль среднего класса (130 л.с., объем двигателя до двух литров), оснащенный системами для беспилотного управления, может составить не менее 300 тысяч рублей в год – против текущих 30-50 тысяч рублей – для водителя со средним стажем в 4-7 лет.

Также придется пересмотреть принцип действия и ценообразования на полисы обязательного автострахования ОСАГО. К слову о стаже. Его понятие в случае с беспилотными автомобилями фактически нивелируется и уже не будет оказывать такого влияния на расчет стоимости страховок. Обычная страховка обходится сегодня тем дороже, чем меньше стаж вождения у водителя, и, следовательно, тем выше вероятность его попадания в ДТП, расходы на которое должны будут покрыть страховщики.

Наши расчеты показывают, что проникновение беспилотных авто в города-миллионники более чем на 1,6% от общего числа автомобилей сразу же приведет к дополнительным доходам страховых компаний на 300-400 млн рублей ежегодно.

Обратный эффект внедрение БПТС окажет на бюджетные поступления, которые в огромном количестве поступают сегодня от масштабного внедрения камер видеофиксации нарушений на дорогах. Сумма штрафов, поступающих за нарушения Правил дорожного движения (прежде всего, скорости), за последний год возросла только в отдельно взятых областях (например, в Кировской) с 50 до 300 миллионов рублей. Всего же по стране только в 2014 году общая сумма таких штрафов составила 51 млрд руб. Эта статья бюджетного пополнения может оказаться под серьезной угрозой, ведь все тестируемые и разрабатываемые сегодня БПТС в обязательном порядке запрограммированы на неукоснительное соблюдение всех ПДД, в том числе скоростного режима.

NHSTA (Национальное управление безопасностью движения на трассах) будет интерпретировать понятие «водитель» в контексте описанной конструкции автотранспортного средства как относящееся к самодвижущейся системе, а не к кому-либо из пассажиров транспортного средства. Мы согласны <…>, что самодвижущийся автомобиль не будет иметь «водителя» в традиционном смысле, в каком автомобили имели водителей в течение последних более чем ста лет».

— Письмо главного юридического советника NHTSA Пола Хеммерсбауха в ответ на запрос от 12 ноября 2015 года, где Google предложила конструкцию автомобиля, который «не нуждается в водителе».


 


Материалы по теме:

Гонки на дронах — это как «Звездные войны», только в жизни

Обама выделит $4 миллиарда на беспилотники

Видео: дроны танцуют с обнаженными артистами

Что мешает беспилотникам развиваться?

Российские беспилотные авто будут испытывать на трассе Москва-Петербург

Фото на обложке: Shutterstock.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 В Иннополисе разыграют 1 млн рублей в гонке дронов
  2. 2 Водитель, которого нет: почему беспилотник безопасней человека за рулем
  3. 3 В каких сферах бизнеса применяют дроны
  4. 4 «Я планирую создать полностью автономный город в космосе». Истории молодых изобретателей
  5. 5 «Приходится не просто строить бизнес, но и формировать новый рынок». Что происходит в индустрии стройтех в России