Как выйти на необъятный китайский рынок

Елена Лысякова

Руководитель отдела по связям с общественностью ARTW

Расскажите друзьям
Виктория Кравченко
Елена Лысякова

Китайские мобильные приложения сильно отличаются от русских. Поэтому, чтобы создать приложение для китайского рынка, одного перевода текстов недостаточно. Елена Лысякова, специалист по маркетингу и PR в Heads and Hands, делится фишками, которые сама применяла при создании прототипов русских приложений для китайского рынка.


Давайте разберемся, как преуспеть со своим приложением в Китае.

Вначале несколько строк о том, зачем обращать отдельное внимание на Китай...


Для этого достаточно посмотреть на цифры. По статистике QuestMobile в декабре 2016 в Китае зарегистрировали более 746 миллионов активных Android-девайсов и не менее 276 миллионов iOS-девайсов.


Самыми популярными приложениями в Китае ежемесячно активно пользуются более 50 миллионов пользователей. Большинство покупок совершается именно мобильными пользователями через приложения.


А значит — это не просто огромная аудитория, это платежеспособные пользователи, которые открыты к мобильному бизнесу.


Выход на китайский рынок — до работы с приложением


Китайский мобильный рынок отличается от прочих некоторыми элементами, с которыми просто необходимо ознакомиться перед началом работы над приложением.

  1. Google Play в Китае нет. По состоянию на текущий момент он просто заблокирован. Уже много лет ходят слухи о том, что Google вот-вот вернется на китайский рынок, но это по-прежнему не происходит.
  2. В китайских сторах вы можете найти зарубежные приложения и даже скачать их, но это вовсе не значит, что они будут работать в Китае.
  3. Многие китайские компании создали свои сторы приложений, чтобы закрыть дыру на рынке Android-приложений, возникшую из-за блокировки Google. Один из самых популярных сторов — Tencent MyApp, он предлагает как китайские, так и зарубежные приложения. Многие производители смартфонов предустанавливают свои сторы на телефоны. В целом существует больше 20 значимых локальных магазинов дистрибьюторов, каждый из которых работает в своем регионе. Для продвижения нового приложения с каждым из них нужно налаживать отношения отдельно.
  4. iOS-продвижение, в отличие от Android, за редким исключением повторяет принципы работы с любым другим магазином приложений.
  5. Любому веб или мобильному бизнесу в Китае требуется обладать лицензией. В зависимости от типа сервиса вам могут потребоваться дополнительные лицензии. Обязательно проконсультируйтесь по этому вопросу перед тем, как начинать работу. Важно помнить, что эта лицензия предоставляется только китайским компаниям (и никогда не дается зарубежным), поэтому вам в любом случае потребуется китайский партнер. Все сервера также должны находиться в Китае.
  6. Для новичков на рынке следует учитывать и особенности платежей. Все платежи в Китае совершаются либо с помощью мобильной передачи данных, либо с помощью электронных кошельков. Очень небольшой процент людей пользуется кредитными картами.

Работа над приложением


Шаг 1. Локализация вместо перевода


Даже если ваше приложение уже успешно работает на других рынках, для Китая следует полностью пересмотреть логику приложения и его архитектуру. Простого перевода экранов на китайский язык недостаточно. Тем более что переводческие конторы далеко не всегда обеспечивают должный уровень перевода, а проверить их достаточно затруднительно, не имея в команде хороших китаистов и востоковедов.


Здесь нужно быть очень аккуратными, плохая локализация не работает. Кроме того, не забудьте позаботиться о том, чтобы вы смогли решать вопросы техподдержки на китайском.


Китайцы любят обращаться в техподдержку по любому поводу, поэтому ни в коем случае нельзя игнорировать этот нюанс.


Шаг 2. Firewall есть и он реален


Не забывайте о том, что в Китае нельзя пользоваться многими популярными зарубежными платформами, такими как YouTube и Facebook. Даже если их можно скачать в сторах, без VPN они не заработают.



Поэтому при интеграции различных сервисов и функционала в своем приложении лучше обращать внимание на китайские аналоги. Благо их предостаточно.


Шаг 3. Меньше текста — больше голоса и чатов


Лет десять назад по сети активно бродили мемы о том, как выглядит китайская клавиатура. На деле все гораздо сложнее и одной клавиатурой дело не ограничивается.


Люди в Китае используют много способов набора китайских иероглифов. Выбор ввода символов сильно зависит от времени рождения человека и региона страны, в котором он вырос.

Самым популярным способом ввода текста является Пиньин — система письменности, основанная на латинице, которая позволяет составлять иероглифы, набирая их компоненты.


Есть и другой вариант ввода текста. Некоторые приложения позволяют вводить латинские буквы в поиске, выдавая результаты уже на китайском языке. Они даже используют эвристические алгоритмы, чтобы предлагать варианты замены ошибок в наборе текста.


Чтобы создать такое решение, надо по-настоящему углубиться в вопрос. Если ваше приложение будет поддерживать все виды набора китайских иероглифов, если в нем будет реализован поиск по неточным совпадениям — это сразу отметят. Но в большинстве случаев такой подход будет слишком трудоемким. Легче просто избегать текст по-максимуму.


Вместо этого в Китае с легкостью можно использовать голосовые сообщения, голосовой поиск и чаты.


В России культура голосовых сообщений не так распространена. Людям неловко отвечать на голосовые сообщения, скажем, посреди толпы. В Китае к этому относятся гораздо проще. На улице часто можно заметить человека, который поднес телефон ко рту, одновременно зажимая кнопку «запись» — скорей всего он общается посредством голосовых сообщений.



В Китае очень любят голосовые сообщения в мессенджерах типа WeChat (своеобразный аналог Фэйсбука и Снапчата одновременно). С помощью этой функции приложение автоматом расширяет свою аудиторию и на старшее поколение, которое меньше разбирается в различных вариантах набора текстов.


Голосовой поиск также поддерживается многими приложениями. К примеру, компания Baidu отмечает, что 10% поисковых запросов через их приложения пользователи совершают именно с помощью голосового ввода.


Шаг 4. Чат-интерфейсы компаний

В различных китайских мобильных мессенджерах уже давно можно найти официальные аккаунты известных компаний, выполненные на манер чата. Здесь их используют гораздо чаще, чем создают новые отдельные приложения для компаний.



В таком чате вы можете отправить компании любое сообщение (текстовое, голосовое, в виде картинки, эмодзи) и вам либо придет автоответ, либо ответит сотрудник компании. Интерфейс чата почти не отличается от того, в котором вы общаетесь со своими друзьями. Через него пользователи чаще всего получают уведомления об обновлениях и новостях компаний.


Почему это важно знать при создании мобильного приложения на китайский рынок? Все просто. Такая чат-модель была настолько успешна, что UI мобильных приложений стали создавать на манер чата. Такой интерфейс в своих аккаунтах используют, к примеру, Sina Weibo и QQ. Эту модель активно используют на экранах техподдержки компаний.


Шаг 5. Стандартизированные смайлы и стикеры

Не нужно изобретать велосипед и создавать собственные наборы смайлов. Сервис QQ уже давно установил стандарт для графических смайлов в Китае.


Набор состоит из примерно 80 иконок и передает множество как базовых, так и весьма специфических эмоций. Неудивительно, что вскоре смайлы из QQ были перенесены в WeChat, а затем «заимствованы» многими другими приложениями.


Анимационные стикеры в Китае тоже используются, но не пользуются такой же популярностью.


Шаг 6. Красные новинки

В китайских приложениях используется свой особенный элемент пользовательского интерфейса, которого нет в базовом пользовательском интерфейсе iOS и редко заметишь в русских приложениях в принципе.


Это стандартные красные (или другие однотонные) значки, которые мы привыкли видеть, к примеру, у приложений, требующих обновления, но только на них нет цифр. Их используют везде: в каждом пункте меню, списке, и даже в закладках внизу экрана. Если вы не открывали приложение в течение какого-то времени, то почти все пункты меню могут оказаться усыпаны этими красными значками.


Если вы использовали такие популярные китайские приложения, как Meitu, то вы могли сталкиваться с этими значками и в русской версии приложения.


Исторически эти значки появились потому, что в китайских приложениях обычно совмещается очень много функций и сервисов, а значит и структура самого приложения очень сложная. Пользователя сложнее навигировать к его конечной цели, приходится вводить дополнительные вспомогательные элементы.


Эти красные значки могут означать:

  1. Сюда был загружен новый контент, и он находится где-то внутри отмеченного красным элементом пункта. Такой элемент используется, к примеру, в новостных лентах социальных сетей.
  2. Появился новый функционал. В таком случае рядом с элементом будет некое дополнительное обозначение «новинки».
  3. Пользователь отключил уведомления для некоторых функций приложения. Например, пользователь может поставить чат в беззвучный режим, в этом случае, когда в него приходят новые сообщения, значок с указанием количества сообщений вытесняется таким неопределенным значком. Для сравнения можно вспомнить популярный в России Telegram, или зарубежный Facebook Messenger, в которых даже при беззвучном режиме новые сообщения отображаются красным кружком с цифрой.

В китайских приложениях такие красные значки могут использоваться вместе с номерными знаками. Обычно номерной элемент является приоритетным и обозначает новинку, которая требует участия пользователя для дальнейшего использования приложения.


Шаг 7. QR-коды и авторизация через них и телефоны


В России QR-коды не прижились, но в Китае они в ходу. Такие коды используются для распространения ссылок на маркетинговые сайты, для добавления новых пользователей в списки своих контактов, для авторизации на сайтах.


Неудивительно, что и печатаются QR-коды в Китае везде: на большинстве рекламных объявлений, на ресторанных меню, визитках, на спинке сидений в поездах и на дверях кабинок в туалетах.



У большинства приложений есть собственный встроенный QR-ридер. Те коды, которые вам встречаются иногда работают только для одного конкретного приложения, поэтому часто создается сразу несколько QR-кодов подряд для разных приложений. Обычно в таких кодах зашифрованы ссылки, но если вы сканируете их сторонним декодером, то не получите глубинную ссылку на приложение.


Шаг 8. Авторизация по QR-коду

В России чаще всего авторизация проходит двумя способами: традиционный способ с подтверждением адреса электронной почты и вводом пароля либо аутентификация с помощью третьей стороны, например, через Facebook или Google.


В Китае многие сайты позволяют пользователям авторизоваться, сканируя QR-код с помощью собственного приложения. В QR-коде зашифрован идентификатор с ограниченным сроком действия, если прочитать его с помощью мобильного приложения, он ассоциирует сессию в браузере с авторизованным аккаунтом в мобильном приложении.


Этот тип авторизации идеален для тех ситуаций, когда вам не хочется заставлять пользователя вводить пароль. Другими популярными типами авторизаций являются:

  • через телефонные номера (подтверждение через СМС)
  • с помощью партнеров

Многие приложения предлагают авторизацию с помощью учеток в других популярных приложениях-партнерах, таких как WeChat, QQ, Sina Weibo и так далее.


Шаг 9. Покупки через электронные кошельки


Мы уже упоминали, что онлайн-оплата в Китае несколько отличается от привычной на Западе или в России. Из-за сложностей в работе с китайскими банками такая оплата вводилась в стране достаточно долго. Вместо того чтобы просто взять номер карты, на местных сайтах сначала требовалось выбрать банк клиента из списка и заполнить длинную форму для привязки аккаунта.



Так как приложениям было неудобно поддерживать индивидуальные решения по интеграции с каждым банком, в Китае быстро ввели платеж через третьи лица. Почти каждое китайское приложение сейчас пользуется этой опцией от таких поставщиков, как Tenpay и Alipay.


Многие приложения привязывают вашу учетку к банковскому счету, а она уже используется в качестве посредника для других приложений, освобождая таким образом от изнурительного процесса привязки имени к карте в каждом приложении заново.


В Китае эта функция идет в каждом приложении по умолчанию. Главное отличие состоит в том, что пользователю не нужно переходить на страницу стороннего платежного решения. Электронный кошелек уже встроен в приложения, которые есть у пользователя. Причем такой электронный кошелек есть практически в каждом приложении.


Управлять платежами обычно можно с одного экрана. Здесь же вы можете совершить оффлайн-покупку (с помощью сканирования QR-кода, который вы увидели в городе), отправить платеж друзьям, совершить дополнительную покупки (если вы часто совершаете одну и ту же покупку, к примеру, платите за услуги оператора сотовой связи — она отображается в этом списке).


Обычно интерфейс электронного кошелька унифицирован и слабо отличается от приложения к приложению. Это удобно для использования — привыкать к новым интерфейсам при загрузке нового приложения не требуется.


Иногда в китайских мобильных приложениях с электронными кошельками вводят дополнительные меры защиты при регистрации. Чаще всего это поле CAPTCHA, которое требуется заполнить для продолжения работы. Но это не ключевой момент и вводить его в своем приложении необязательно.


Шаг 10. Персонажи


В китайских приложениях могут встречаться персонажи-талисманы, которые необязательно являются главным персонажем бренда. В развлекательных приложениях такие талисманы обычно воспринимаются пользователями крайне положительно.


Шаг 11. Масштабное использование геолокации


Если у нас геолокацию используют в основном сервисы по доставке или для вызова специалиста на дом, то в Китае использование данных о вашем местоположении вышло на совершенно новый уровень.


Многие приложения позволяют вам связываться с незнакомыми людьми, находящимися неподалеку от вас. И людей это не пугает. Здесь это широко используемая и повсюду внедряемая функция.


Есть даже такое приложение Momo, которое было создано специально для этих целей. С его помощью можно не только встречаться с людьми, которые находятся неподалеку, но также находить мероприятия и различные семинары поблизости. У приложения уже более 60 миллионов активных пользователей в месяц.


Практически любое китайское приложение включает в себя подобные функции геолокации.


Китайские мессенджеры не отстают в этом плане от Facebook, а в чем-то его даже опережают. У WeChat и QQ есть функция «Люди поблизости», которая выдает вам простой список тех, кто находится рядом с вами, позволяет просматривать их новостные ленты и фотографии.


Большинство музыкальных, видео и ТВ приложений показывают, что именно смотрят или слушают “соседние” пользователи. Эта функция отлично подходит для обмена плейлистами.


Шаг 12. Весь контент загружается в оффлайн


Каждое приложение, которое как-либо связано с получением информации, позволяет загружать контент для ознакомления в оффлайне. Приложения с таким функционалом активно рекламируют именно его. Более того, часто такие приложения позволяют выбрать качество загружаемого контента, будь то песня, видео или новостная заметка.


В китайском метро очень легко встретить людей, опробовавших эту функцию на все сто: они просматривают свои любимые шоу и фильмы по дороге на работу, и все это благодаря возможности загружать контент.


В России такое встретишь нечасто, хотя бы потому, что в московском метро давно есть WiFi и необходимость в предварительной загрузке отпала. А вот большинство китайских новостных приложений до сих пор позволяет вам загружать сотни статей для дальнейшего ознакомления. Такой же функционал, к примеру, предоставляет Netflix, позволяя скачивать сериалы для будущего просмотра.


В офлайн можно загрузить и различные словари для перевода с китайского на английский. Все картографические сервисы также позволяют сохранять и хранить офлайн-карты города и страны.


Отдельно стоит отметить, что подобные приложения в Китае всегда уведомляют вас о том, сколько места этот материал займет на вашем девайсе. Это важно учитывать — китайцы очень любят точность и детализацию подобных данных.


Как монетизировать — после создания приложения


В этом аспекте Китай не сильно отличается от других регионов. Монетизация чаще всего происходит за счет встроенных покупок внутри приложения или рекламы. Советуем обратить внимание на баннерную и видеорекламу.


Есть такие приложения, которые показывают всплывающие рекламные фулскрин-баннеры при загрузке, однако их очень мало. Иногда в этих баннерах отображена информация о контенте, который можно приобрести внутри этого приложения, или рекламируется какое-нибудь мероприятие или специальное предложение.


Все остальное время эта реклама может быть не связана с самим приложением непосредственно, просто обычные объявления, которые вы встречаете на рекламных щитах или в метро.


Видеореклама позволяет либо просто прокручивать ролики пользователям, либо предлагать им просматривать ролики за бонусы. Можно также предлагать пользователям установку приложений или рекомендации друзьям в обмен на внутреннюю валюту.


Платные приложения в Китае тоже никого не пугают. В Китае, Японии и Корее покупка приложений крайне распространена.


Материалы по теме:

Почему российским стартапам сложно начать экспорт?

Иван Цыбаев: «Уверен, что почти все наши пользователи голосовали за Трампа»

Грабли для новичков: 9 ошибок российских стартаперов

Стартап-атлас или где в мире бизнесу жить хорошо

Год в роли лучшего стартапа в мире: что происходит с проектом после победы



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.


Telegram канал @rusbase