Top.Mail.Ru
Колонки

На что обратить внимание при работе с digital-агентством, чтобы не переплатить за проект

Колонки
Костас Франгуриди
Костас Франгуриди

Директор по процессам в PINKMAN

Полина Константинова

Костас Франгуриди, директор по процессам в PINKMAN, рассказывает, почему один и тот же проект в digital может стоить и 150 тысяч, и 5 млн рублей у разных агентств, и дает советы, как проверить компанию-исполнителя.

На что обратить внимание при работе с digital-агентством, чтобы не переплатить за проект

В стране насчитывается примерно 10 тысяч digital-агентств. При этом ни одно из них не имеет и 1% доли рынка, а судя по обороту, большинство компаний относятся к микробизнесу.

Все потому, что порог входа в эту сферу остается низким, и, начитавшись историй успеха в отраслевых изданиях, вчерашние дизайнеры и программисты открывают свои агентства. Им не составляет труда прийти к клиентам бывшего работодателя и предложить свои услуги по искусительно низкой цене. Так в портфолио мелких агентств появляются логотипы уважаемых брендов.

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

В этом пчелином улье можно легко встретить как профессионалов, так и выдающих себя за них. Обезопасить себя поможет поступательность действий и тщательное внимание к деталям, которые, как известно, лучше всего отражают положение дел.

Из чего складывается экономика агентства?

Прежде всего стоит рассмотреть, на чем держится экономика агентств — будет проще понять их мотивы.

Редки случаи, когда клиента хотят «развести» намеренно, чаще всего начать ловить рыбку в мутной воде заставляют обстоятельства.

Подавляющее число агентств относятся к микробизнесу с сопутствующими проблемами: кассовый разрыв, зависимость от аутсорса, отсутствие ресурсов для масштабирования, жизнь от проекта к проекту.

Фото: Unsplash

Главный «индекс Доу-Джонса» для агентства — количество свободных и проданных часов работы специалистов-производственников (дизайнеры, программисты, копирайтеры, менеджеры проектов). Из этого формируется стоимость любого цифрового продукта и экономика самой компании.

Тендер

Все начинается уже с проведения тендера. Чем меньше агентство, тем меньше часов оно может «пожертвовать» на оценку тендерного проекта. Как правило, организаторы тендеров не предоставляют полную информацию по будущей работе — эти темные места и являются рисками.

Агентство может быть готово сделать проект и за условный рубль, но не способно предугадать всех нюансов. Если функционал сайта таит в себе тонкости, на которые программист потратит не 10, а 29 часов?

Впоследствии проще «перезаложиться» — отсюда и сразу завышенная цена, и запутанная смета, составленная буквально на ходу. На пресейлы крупных брендов агентства еще готовы вкладываться, чего не скажешь о стартапах и среднем бизнесе.

Каждый проект — разный, поэтому нужно раскрыть простыми словами суть вашей задачи, не оставляя темных пятен. Например, вам нужна самописная база данных. Невозможно точно оценить, сколько времени займет интеграция таблицы, если схему ее работы знаете только вы. Стоит помнить — на каждую неизвестность идет перестраховка в двойном размере.



Смета

Согласно исследованию Рейтинга Рунета и CMS Magazine, 40% заказчиков интернет-магазинов жалуются на то, что исполнители изначально неверно рассчитывают трудозатраты.

Первый признак такого подхода, если в ответ на подробную информацию о вашем проекте или уже составленное ТЗ вы получаете смету в 4 строчки. Часто там могут указать: «фронтэнд» — 1 миллион рублей, «бэкенд» — 1 миллион и «дизайн» — 2 миллиона. Какие конкретно работы заложены внутри непонятно, скорее всего, агентству тоже.

Фото: Unsplash

В сегменте digital остается проблема кассового разрыва — компании, например, может срочно потребоваться «достать» три проекта по 3 млн рублей, а тут как раз вы. Поэтому никто толком не погружался в вашу задачу.

В дальнейшем с вами могут начать бодаться по каждой детали и просить доплатить за элементарные действия, апеллируя к смете, где не были прописаны конкретные работы. Пока вы будете спорить, продукт будет пылиться, что в итоге скажется на его качестве.

Другая крайность — гигантская смета. Туда можно «закопать» любые ненужные или несуществующие действия. Теми же принципами порой руководствуются ремонтники, преследуя цель создать иллюзию огромной работы.

В пестрой, детализированной до каждого шурупа смете легко не обратить внимания, что килограмм гвоздей для вашей гостиной обойдется по 1000 рублей при их цене 50 рублей в магазине инструментов. Ведь даже важные, но огромные документы обычно никто не изучает, быстро становится невыносимо скучно.

В обоих случаях нужно задавать правильные вопросы. Если смета слишком лаконична, уточните, сколько стоят отдельные блок или страница? Попросите детализацию хотя бы по разделам, а лучше постранично или по функциональным блокам. Сложно увеличить бюджет, когда все детализировано, заодно вы увидите, сколько будет стоить каждая ваша «хотелка».

В подробной смете сверьте повторяющиеся элементы. Выберите случайные позиции и спросите, для чего они. Если все было расписано осмысленно, то получите грамотное обоснование. Здесь, кстати, неплохо помогает консалтинг.

Definition of Done

Перед тем как начать разработку функционала, необходимо тезисно сформулировать ключевые параметры приемки работы. В английском для этого есть звучный термин «Definition of Done». Чтобы составить такую сводку, совсем не обязательно быть технически подкованным, главное, иметь видение проекта.

Есть задача — собрать данные из формы обратной связи на сайте. DoD в данной ситуации — данные из формы должны автоматически заноситься в карточку клиента в CRM. Если этого не описать, то легко получить результат «данные из формы отправляются на e-mail».

Все остальное попадет в графу «доработки». Ведь по факту — форма есть, и спорить будет достаточно сложно. Это довольно распространенная ситуация, и некоторые исполнители знают наперед, что ответственных будет не отыскать.

Слишком большая предоплата  

Нормально, если в агентстве, разбив работу на четыре этапа, просят сделать предоплату за первый. Но предоплата в 50% от всей стоимости проекта накрепко привязывает вас к исполнителю, и он начнет диктовать вам условия.

Исполнитель, который уверен в себе, никогда не будут подписывать вас на большие предоплаты. У него нет боязни, что он не осилит проект.

К тому же большой аванс губителен для самого агентства — производственники уже знают, что все оплатили, и мотивация падает — очень быстро в приоритет попадут те работы, которые нужно завершить, чтобы снова получить деньги.

Чтобы не быть привязанным к исполнителю, платите поэтапно. Каждая сторона всегда должна иметь возможность сказать «нет».

Заведомо низкая цена

На требования подрядчиком не оговоренных ранее платежей жалуются 11,8% клиентов агентств. За невысокую стоимость будет сделана только незначительная часть, а дальше опытные профи подвяжут вас на безумно дорогие допкосты, вытягивая деньги по чуть-чуть. Так психологически легче, но по итогу будет кипа мелких платежей на круглую сумму.

В любом случае низкую цену легко компенсировать. Например, сделав продукт с низкой технологической отчуждаемостью, что не оставит вам выбора, кроме как пользоваться услугами сопровождения уже выбранных исполнителей. Сравнивайте сметы от агентств, так будет легко понять, что здесь не так.

Стоит учесть, что другой причиной может быть то, что подобный проект агентство делает впервые и им попросту интересно. Если убедиться в искренней заинтересованности в этой работе, то при хорошем портфолио — пусть и в других областях — результат, скорее всего, не разочарует. Ведь вы получите исполнителя, замотивированного показать себя в самом лучшем свете.


Материалы по теме:

Посмотрите, кто зарабатывает в интернете больше других. Топ самых прибыльных профессий в digital

Как повлиять на сроки разработки digital-проекта и получить его вовремя

Как потерять уважение и команду. Руководство к действию для руководителя digital-агентства

«Сутки напролет вы будете клепать стремные креативы». Рекламщик — об изнанке своей профессии

Когда клиент не хочет инвестировать в digital: как мы работаем с такими компаниями

Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 SEO для локального бизнеса: как выйти на первые позиции в поиске по регионам
  2. 2 «Проблема в нехватке мозгов»: почему нейросети не заменят старших разработчиков
  3. 3 Почему ваша программа лояльности не работает: 5 причин
  4. 4 Как загрузить приложения, которых нет в сторах
  5. 5 «Так рано?»: как просить отпуск на новой работе
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!