Колонки

Как выступать перед незнакомой публикой, чтобы вас обожали

Колонки
Игорь Хереш
Игорь Хереш

Директор по развитию бизнеса

Виктория Кравченко

Игорь Хереш, директор по развитию АО «Группа Т-1», продолжает рассказывать о своей философии. На этот раз поговорим о том, как покорить незнакомую публику одним выступлением. 

Текст про юмор, искренность и недопустимый нерв.

Как выступать перед незнакомой публикой, чтобы вас обожали
Присоединиться

Мне много лет, у меня есть любимая работа, предпоследний айфон и все, что полагается иметь состоявшимся людям в сегодняшнем обществе. При этом я не самый уверенный в себе человек, однако, встретив меня на улице, вы решите, что я циничный счастливчик, которому подмигивают лайки и сама жизнь.

– «Ему уж точно жаловаться просто не на что!»

Не отрицайте, слишком многие из нас думают так о других.

ЭТО БАНАЛЬНО

Все достаточно банально. В юности, при выборе будущей профессии я пытался исходить из собственных проблем, решение которых, по моему мнению, было бы качественным способом стать или хотя бы приблизиться к образу того человека, которым я всегда хотел быть.

На втором курсе медицинского я понял три вещи:

  1. Я не хочу быть врачом.
  2. Глупо пытаться быть не тем, кто ты есть на самом деле.
  3. Первые две вещи – не так банальны, как кажутся на первый взгляд.

ЗАВЯЗКА

По роду деятельности мне приходится часто ездить в командировки, выступать с докладами и презентациями перед разными аудиториями. Как любой человек, каждый день я рискую ошибиться или выступить недостаточно убедительно, что в конце концов может погубить будущую сделку.

Я не могу позволить себе провалиться, явиться на встречу или конференцию помятым. Не могу заболеть или обидеться на толкнувшую меня в кафе даму, с сумочкой, утыканной металлическими шипами. Я рискую не только собой, но и людьми, которые ждут от меня результатов, поэтому я создал философию, которой придерживаюсь не только по будням с 9 до 18, но и на протяжении всей жизни.

1. ЮМОР

Мы все помним, что сначала было Слово, но вопреки классической интерпретации первоисточника это слово  ЮМОР. Важно лишь помнить, что у каждого из нас он свой, но это не значит, что следует подстраиваться под каждого.

Не шутите на острые политические темы и лучше не переходите на личности. Лучший способ расположить к себе — открыть свою человечность. Смейтесь над самим собой, люди это обожают.

Сложные вещи я всегда объясняю «на пальцах». Очень нравится ассоциация про тесто, из которого могут получаться сладкие пирожки, которые мне очень нравятся, а могут чебуреки, от которых у меня изжога.

2. НЕ ВЫПЕНДРИВАЙТЕСЬ

Нет, правда, не стоит. Делитесь своими знаниями не в форме «вы что идиот?», а так, будто вы беседуете с другом. Поверьте, если вместо сухого факта в режиме «какие же все тупые» вы примите дружелюбную обеспокоенность и скажете что-то вроде: «Недавно я узнал, что...», то с вами захотят продолжить разговор и не только о работе. Вам захотят доверять, а это уже следующий пункт.

У меня в голове отчетливо прописался образ Стива Джобса. Простота, лаконичность и правильно выстроенная открытость – потенциально успешный кейс.

3. ДРУЖИТЕ ЗАРАНЕЕ

В какой-то момент в бизнесе возникла мода не сдерживать обещаний, казаться лучше, чем ты есть и врать всем подряд, лишь бы зарабатывать больше, чем твой сосед. Сегодня это кажется каменным веком или фантастикой из фильмов про «братков».

В бизнесе важно не столько дружить в общепринятом понимании этого слова, сколько иметь возможность доверять. Когда вы выступаете на публике, основная задача — доказать, что вы стали другом для слушателей еще до того, как вышли на сцену.

Поприветствуйте всех и добавьте в свое вступление слова, говорящие о вашей близости к зрителям, например: «С кем-то из вас мы уже знакомы, с кем-то посчастливилось поработать...». А в конце обязательно пожелайте хорошего дня — банально, но работает на «ура».

4. ПРИЗНАЙТЕ ПРАВО НА ОШИБКУ

Погуглил (чтобы казаться умнее), что в разное время классики говорили об ошибках, и нашел простую и гениальную фразу, на мой взгляд: «Ошибаться — человечно, прощать — божественно» (Александр Поуп).

Если по каким-то причинам вам не удалось избежать ошибки, то признайте ее, обещайте исправить, немедленно исправьте и возвращайтесь, сказав спасибо. Будет стыдно, но всем известно, что ничего так не закаляет от неприятностей, как прошлые ошибки.

Со мной это случалось. Однажды я допустил неточность в подсчетах статистики, в которой был абсолютно уверен. Один из оппонентов моментально указал мне на это. Я попросил прощения и взял двухминутный таймаут после выступления, чтобы разобраться. Мои коллеги получили небольшой нагоняй, а я признал факт, что не застрахован от нелепых случайностей.

5. СТЕСНЯТЬСЯ МОЖНО, НЕРВНИЧАТЬ НЕЛЬЗЯ

Стеснение – это мило. Оно может работать на вас, становясь фишкой, а вот нервозность никогда. Пейте любые успокоительные перед выступлением, но не ждите, что вы мгновенно станете супергероем.

Большинство из нас боится не незнакомой публики, а выглядеть идиотом в собственных глазах. Признайтесь публике, что стесняетесь, и всем станет легче.

Я несколько лет преподавал в институте, затем много выступал на публике и могу заверить вас, что стеснение никогда не проходит. Каждый раз вы все лучше будете разбираться в теме и немножко лучше в людях, но способов просто взять и перестать волноваться нет.

6. ССЫЛАЙТЕСЬ НА ВЫСТУПЛЕНИЯ ДРУГИХ

Публичные мероприятия очень изматывают как зрителей, так и выступающих. Полтора — два часа монотонных выступлений спикеров в галстуках, которые, предположим: не выспались, не ораторы, не готовились, расстроены помолвкой дочери и так далее. Выберите один-два интересных доклада предыдущих спикеров и найдите способ сослаться на них в своем сообщении.

«…Мне понравилось, как Мистер Х в своем докладе говорил о повышении урожайности муравьиных ферм в контексте роста технологического импортозамещения…».

МЕССЕДЖ

За столько лет я прочитал 100500 миллионов книг, типа «Как стать обаятельной и привлекательной, если тебе за 80, ты социопат, и у тебя дислексия» и так далее в таком духе, но ни одна книга не стала настольной.

Будьте собой и старайтесь выглядеть и чувствовать себя гармонично, это действительно важно.


Материалы по теме:

Как написать конструктивный фидбэк и не обидеть адресата

Десятки умерших бабушек и температура под 40 — как работать с фрилансером, чтобы потом не было мучительно больно

Как я работаю над двумя проектами в разных часовых поясах одновременно

Маркетинг без бюджета: минимум затрат – максимум креатива

Не просто лампочка – как освещение меняет жизнь офисного сотрудника

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Низкая продуктивность и выгорание? Это может исправить «сознательная негибкость»
  2. 2 «Теория автовокзала Хельсинки»: как сделать свою работу уникальной
  3. 3 Как избавиться от культуры переработок в компании: 3 этапа
  4. 4 Попали под сокращение? Вот как обновить профиль в LinkedIn, чтобы не отпугнуть рекрутеров
  5. 5 Как отличить сгенерированные видео от реальных