Колонки

Цифровые рельсы логистики: почему с инвестициями в эту сферу следует поторопиться

Колонки
Олег Теплов
Олег Теплов

Генеральный директор венчурного фонда VEB Ventures

Илья Голубев

Российский рынок транспортно-логистических услуг за последний год перешел важный рубеж, за которым следует необратимая цифровизация отрасли.

Какие подводные камни встречаются на пути инвестиций в логистический сектор и что можно получить от стремительного проникновения технологий на этот рынок., рассказывает генеральный директор венчурного фонда VEB Ventures Олег Теплов.

Цифровые рельсы логистики: почему с инвестициями в эту сферу следует поторопиться

Неизбежность цифровизации


Пандемия быстро подвела рынок логистики к важному переходному этапу. Кажется, что все предыдущие годы отрасль копила энергию для технологического прорыва.

Лучшими практиками проникновения «цифры» в индустрию были автоматизация административной деятельности или внедрение ERP-систем.

Рынок как будто не реагировал на технологические достижения и не торопился даже примерять их на себя. 

Но последний год коренным образом изменил ситуацию с этой сфере и стал катализатором для выхода этой «энергии». Технологии и их применение стали чуть ли не единственной точкой роста для большинства игроков.

Тем более очевиден этот тренд был на контрастном сравнении отечественного рынка автологистики и мирового, который в технологическом отношении идет далеко впереди.

Эффективное внедрение «цифры» – гарантия не просто возвращения к докризисным показателям, но и роста рынка опережающими темпами. 

Расскажи, как цифровая трансформация изменила твой бизнес

Стань лауреатом RB Digital Awards 2022

Несмотря на свою сложность, рынок логистики традиционно пользовался спросом среди инвесторов. Теперь этот спрос подогрет еще и грядущей массовой интеграцией ИТ-решений.

Конечно, одной «цифровизации» для привлечения венчурного капитала недостаточно.

Стоит отметить, что решающую роль играет общий объем рынка коммерческих грузовых автоперевозок (по оценкам экспертов VEB Ventures, он составляет один триллион рублей), а также темп его роста, который обещает слегка опередить рост ВВП России и составить порядка 5-6% в год.

Вот именно на этом фоне обращение отрасли в сторону «цифры» неминуемо привлекает инвесторов.

Однако есть несколько особенностей рынка, которые заставляют венчурный капитал действовать очень обдуманно и осторожно.

Как изменился рынок


Актуальность технологических внедрений лишь подчеркнул вирус Covid-19 и общемировая ситуация.

еще в 2019 году ведущие аналитики сходились в мысли, что такое направление развития для подавляющего большинства транспортно-логистических компаний – самое перспективное.

Цифровизация этой сферы еще два года назад была самым эффективным способом сократить издержки, оптимизировать бизнес-процессы и предложить рынку новые конкурентные преимущества – в том числе за счет оказания новых услуг. 

Лихорадочные 2020-й и 2021-й годы лишь приблизили тот час, когда решение о цифровизации откладывать стало нельзя.

Фактически бизнес оказался перед выбором: изменить свой взгляд на применение цифровых решений сейчас или уйти с рынка совсем. 

Одним из следствиев проникновения «цифры» в логистическую сферу станет сокращение числа посредников между заказчиком услуг и исполнителем.

Одно это автоматически повысит качество сервиса, которое постепенно выходит на первый план для большинства компаний на рынке.

Фоном рынок меняется и под действием регулятора – ФНС старательно борется за чистоту этой сферы, последовательно улучшая условия для «белых» компаний. 

Параллельно с тем пандемия существенно сократила долю рынка, занимаемую малым и средним бизнесом.

Только за первые три квартала 2020-го года о своей ликвидации заявили более 10,5 тысяч ИП, занимавшихся логистикой. Рынок существенно укрупнился.

Большой сформировавшийся рынок, стоящий на грани технологического прорыва, всегда означает для инвестора большие перспективы. Большим «но» стала его консолидация вокруг крупных игроков, что автоматически подбросило входной ценник до небес.

Что делать


Стратегию прямых инвестиций на рынке логистики сейчас может позволить себе лишь тот инвестор, который распоряжается большим капиталом.

Но это не должно означать, что для остальных фондов и ангелов логистика становится закрытым рынком. Я вижу, как минимум, два пути решения этого вопроса.

  • Во-первых, на волне цифровизации индустрии можно ожидать – и практика уже подтверждает это ожидание – появление целого поколения стартапов, разрабатывающих инновационные сервисные инструменты для логистических предприятий.

В их числе и появляющиеся маркетплейсы, предлагающие единую точку входа для клиента, который ищет поставщика логистических услуг, и разработка роботов для организации и совершенствования складского хранения, и внедрение искусственного интеллекта для оптимизации маршрутов, полной загрузки и других способов увеличения эффективности затрат.

Возможно, это и не рождение нового кластера стартапов в Сколково, но уже сформировавшийся тренд достаточно крупного рынка, который важно иметь ввиду.

  • Во-вторых, меняющаяся индустрия открывает новые ниши, которые раньше не существовали за ненадобностью.

Локдаун и прочие ограничения вывели на новый качественный уровень интернет-продажи. Что, в свою очередь, дало сильный толчок к развитию услуг по доставке на «последней миле».

Это бизнес-пространство занимают новые игроки, которые отвоевывают свое место под солнцем в том числе технологичным подходом.

На острие современных тенденций они предлагают потребителю и отслеживание товара в режиме реального времени, и разные способы получения товара, от дропшиппинга до постаматов, и разные способы доставки, в том числе и краудсорсинговый.

Вот лишь один пример появления целой новой ниши на уже устоявшемся рынке. Те инвесторы выиграют больше всего, кто сможет определить появление таких новых ниш и верно оценить их перспективу.

Не пропустить сигнал


Буксовавшая с внедрением технологий логистика теперь встала на рельсы цифровизации.

Одновременно с этим отрасли, которые обеспечивают спрос на перевозки, консолидируются вокруг крупных игроков.

Это является стимулом для роста конкуренции в области цены, качества и надежности услуг, что также ведет к увеличению затрат на автоматизацию бизнес-процессов.

Цифровизация – очевидный инструмент для роста транспортных компаний, как для преодоления появляющихся экономических трудностей, так и борьбы на конкурентном рынке.

Новый стимул к развитию столь обширной индустрии – безусловный сигнал не только для участников рынка, но и для тех, кто хочет выйти на этот рынок. В том числе, для венчурного капитала.

Фото на обложке: Aleksandr Oborotov/Shutterstock

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Вкусвилл» начал регистрацию бренда «Вкусмил» для услуг доставки
  2. 2 «Яндекс.Лавка» улучшила функционал сервиса: пользователи могут выбрать нужные ингредиенты
  3. 3 «Лента» протестирует формат гибридного гипермаркета с зонами сборки и хранения товаров
  4. 4 «Сбер» запустил в Беларуси сервис доставки еды «Еду!»
  5. 5 Почему кризис цепочки поставок было невозможно предсказать
AgroCode Hub
Последние новости, актуальные события и нетворкинг в AgroTech-комьюнити — AgroCode Hub
Присоединяйся!