«На горьком опыте»: 6 фейлов российских крауд-платформ

Никита Стаценко

Внештатный автор

Расскажите друзьям
Светлана Зыкова
Никита Стаценко

Крауд-платформа Planeta.ru на основании своего опыта и примеров других российских краудфандинговых площадок рассказывает, почему краудфандинг в России развивается не очень активно и какие типичные ошибки совершают все подобные платформы.

1. Параллельное развитие нескольких сервисов / направлений происходит медленно

Попытка ухватиться за все и сразу – ошибка любой начинающей крауд-платформы. Одновременное развитие множества направлений требует огромного количества ресурсов, что грозит площадке дополнительными тратами. Например, когда Planeta.ru начинала свою деятельность, у ее создателей было множество идей, которые хотелось реализовать одновременно. На площадке параллельно продвигались и краудфандинг, и онлайн-магазин, и сервис по предзаказу концертов, и даже собственное СМИ. В результате каждый из этих сервисов развивался довольно медленно. 



Решение: лучше сконцентрировать свое внимание на чем-то одном и планомерно работать с каждой категорией по отдельности. В таком случае все отделы площадки работают слаженно, и нужный результат достигается быстрей.

Так, нам пришлось пересмотреть свои приоритеты, отсечь несколько лишних направлений и сконцентрировать свои усилия исключительно на краудфандинге. Только после этого дело пошло на лад: люди начали привыкать к коллективному финансированию, что позволило платформе постепенно реанимировать старые направления и создать новые – восстановить деятельность магазина, вывести в отдельную категорию благотворительность и социальное предпринимательство, запустить школу краудфандинга и т.д.

NB! С другой стороны, долго останавливаться на чем-то одном тоже не стоит, так как существует риск стать заложником собственного образа. Например, многие ошибочно считают Planeta.ru площадкой исключительно для творческих проектов – музыки, фильмов и т.п. Произошло это потому, что ее создатели долго делали упор именно на эту категорию кампаний, так как их авторы наиболее активны.

Когда площадка переключилась на технологические проекты и бизнес, было уже поздно – у многих сложилось представление о ней именно как о творческом кластере. Сейчас специалисты Planeta.ru стараются скорректировать репутацию и развивать новые направления проектов более планомерно – и, как следствие, более эффективно. 


2. Классическая реклама (ATL) неэффективна для продвижения краудфандинга

Коллективное финансирование – сложная идея, которую практически невозможно доступно объяснить в рамках обычного рекламного баннера или билборда. Даже нескольких поясняющих роликов может быть недостаточно – в конце концов, в нашей стране краудфандинг до сих пор считается новым направлением, о котором знают еще не все. Именно поэтому продвижение площадок или крауд-кампаний не стоит вести традиционными методами.



Решение: продвижение за счет образовательного направления. Организаторы Planeta.ru столкнулись с этой проблемой одними из первых, так как площадка была пионером коллективного финансирования в России, и ей было необходимо расписать своей аудитории суть краудфандинга максимально подробно.

Именно  поэтому специалисты платформы перешли к стратегии продвижения бренда и системы финансирования в целом за счет образовательного направления. В частности, на Planeta.ru запустили «Школу краудфандинга», где подробно рассказывают о сути коллективного финансирования и правилах его использования — причем бесплатно, в очной и онлайн-форме. Ажиотаж был невероятным, потому что на заре развития краудфандинга в России найти практическую и достоверную информацию о нем было довольно сложно.

Специалисты площадки суммировали данные, приводили реальные примеры, делились актуальным опытом, и теперь о коллективном финансировании знают многие и часто к нему прибегают.

Также отлично работают истории успеха лидеров мнений – принцип, который Planeta.ru использует до сих пор. Аудитория блогеров охотно изучает даже большие объемы информации, предлагаемые интересным им автором. Если у организаторов крауд-кампаний сложилась большая база подписчиков и активная аудитория, то текстовые и видеоинтервью с этими создателями проектов могут стать одним из наиболее эффективных промо-инструментов для развития крауд-платформы.

NB! Стоит отметить, что этот инструмент работает эффективно только в том случае, если автор не пишет «джинсу» об очередном сайте, а рассказывает об истории развития собственного проекта – в этом деле важен личный пример. Аудитория легко чувствует подмену, поэтому любое авторское повествование о проекте должно быть искренним и эмоциональным.


3. Система «Сколько собрал, столько получил» не работает в России

Многие площадки, использовавшие подход «Любые сборы следует отдать авторам», отмечали его неэффективность. В 2012 году, когда Planeta.ru только запустилась, на ней позволяли авторам собирать средства по лояльной системе: не ограничивались ни сроки, ни планка сборов, после которой проект считается успешным и выдаются деньги.



Даже если кампания привлекала лишь 1% от обозначенной суммы, средства перечисляли автору – за вычетом комиссий платформы и платежного агрегатора, конечно. Организаторам платформы казалось, что такие комфортные условия – это то, что нужно создателям инициатив, что они будут во что ни то стало идти к своей мечте и продвигать свои идеи.

Результат не заставил себя ждать: авторы проектов начали повально заявлять миллионные проекты, привлекая в итоге крайне небольшие суммы, не достаточные для реализации проектов. Причина заключалась в том, что создателей кампаний ничто не ограничивало, не подстёгивало, поэтому и не было особой мотивации для продвижения своих идей.


Решение: не использовать эту систему, установить четкие сроки и суммы. Довольно быстро специалисты Planeta.ru осознали, что четкие и даже жесткие условия повышают мотивацию авторов гораздо лучше и изменили подход к работе с проектами. Конечно, они не стали вводить строгие планки сборов вроде системы «Все или ничего», но очень быстро сориентировались в ситуации и оперативно перешли на систему сборов «От 50% и выше».

При этом для «недобравших» кампаний установили дополнительную комиссию: как показывает практика, она является хорошим мотиватором – срабатывает если не желание собрать больше, то уж точно попытка избежать переплаты. 

NB! То же самое касается и системы «донатов», пожертвований – в России она не работает. Ее тестировали многие платформы, например, тематические сайты для творческих проектов – kroogi.com и thankyou.ru, но у нас эта схема так и не прижилась.

Цель необходима и авторам, и спонсорам. Первых она подстегивает к продвижению своей идеи, а вторых мотивирует к участию в судьбе этой идеи. Если результат известен заранее – например, ясно, что музыкальный альбом выпустят и без твоей поддержки, – то добиваться этого результата и помогать создателю кампании никто не будет. 


4. Проблема: смешивание краудфандинга и благотворительности вредит краудфандингу

Пока общественное мнение на счет краудфандинга не сложилось окончательно. Многие до сих пор путают коллективное финансирование, где за поддержку проекта  предлагаются бонусы, с используемыми в благотворительности пожертвованиями, не предполагающими ничего взамен.

Такое восприятие вредит, в первую очередь, самим крауд-проектам: если благотворительность может привлечь какие-то суммы за счет игры на эмоциях, то творческие и уж тем более бизнес-проекты безвозмездно практически не поддерживают. Краудфандинг предполагает обязательное наличие вознаграждений за такую поддержку, но при смешении категорий об этом забывают, что серьезно вредит репутации и эффективности коллективного финансирования.


Решение: разграничивать эти категории. 



Если на площадке одновременно присутствуют и краудфандинговые, и благотворительные проекты, важно четко разграничить эти две категории. Это значит не просто обеспечить авторам разные условия, но и объяснить аудитории отличие коллективного финансирования от благотворительности.

Именно поэтому на Planeta.ru благотворительные проекты и социальное предпринимательство не просто вынесены в отдельную категорию, а реализуют крауд-технологии. Другими словами, специалисты платформы формируют благотворительные проекты таким образом, чтобы спонсоры получали хотя бы небольшое, но вознаграждение. Для этого приходится пояснять авторам кампаний основные принципы коллективного финансирования, рассказывать о мотивации аудитории – согласитесь, всегда приятно не просто поддержать какое-то полезное начинание, но и получить что-то взамен.

Как только авторы начали использовать эти принципы в работе, благотворительность стала развиваться активней. Создатели кампаний начали уделять большее внимание продвижению своих идей, стали привлекать знакомых и друзей, чтобы сформировать список интересных вознаграждений – в общем, делать свои проекты ярче. И результат оправдал себя. Это демонстрирует, что коллективное финансирование открывает перед благотворительностью широкие возможности – нужно лишь научить авторов эти возможности использовать.

NB! Конечно, идеального решения не существует, и каждая площадка подходит к вопросу благотворительности со своей позиции. Так, создатели Kickstarter в принципе отказались от идеи запуска благотворительных проектов на своей платформе, Boomstarter работает с такими кампаниями на общих условиях, а разработчики Indiegogo выделили под эту категорию отдельную площадку.

Идея вынести социальное предпринимательство и благотворительность на дополнительный сайт-сателлит была и у создателей Planeta.ru, но такая концепция не вписывалась в уже сформированную социальную миссию компании.

Тем не менее у «Планеты» появилось дополнительное направление – «Планета добрых людей», развитие и продвижение которого происходит отдельно от общей деятельности платформы. Так, «Планета добрых людей» в соцсетях использует собственную страницу, а в основных пабликах Planeta.ru новости благотворительности практически не публикуются.


5. Намеренное завышение ожиданий от краудфандинга приводит к разочарованию в системе

Классическая проблема краудфандинга заключается в том, что аудитория воспринимает крауд-площадки как некий закрытый клуб инвесторов и меценатов, которые только и ждут, когда на сайте появится очередной проект, куда можно перевести тысячи долларов. На самом деле так система не работает – по крайней мере, в России, да и за рубежом огромный поток крауд-проектов требует от авторов тщательной работы по продвижению своей кампании.

Еще хуже, если представители платформы публично заявляют, что привлечь финансирование, используя краудфандинг, – это самый легкий вариант фандрайзинга. Конечно, таким образом площадка может быстро набрать множество проектов, но их создатели сразу же после запуска разочаруются в системе, ожидая от нее простых и быстрых результатов.

Если бы все действительно было настолько просто, платформы  и сомнительные проекты на них запускались бы как грибы после дождя, а их общий сбор был бы во много раз больше актуального, и прочие системы финансирования вымерли бы за ненадобностью.


<

Например, подобные сомнительные проекты.


Решение: говорить правду легко и приятно. Краудфандинг — система для активных людей и команд, и ленивым в нем не место. Эту позицию следует донести до автора еще до запуска проекта, объяснив специфику работы с аудиторией, продвижения кампании, особенности взаимодействия со СМИ и другие нюансы ведения крауд-проекта.

Освещать краудфандинг следует честно и прозрачно, так как большое количество разочарованных системой авторов вредит самой идее коллективного финансирования. Такие создатели кампаний не только отталкивают других авторов своим примером, но и пытаются донести до аудитории, что краудфандинг не работает, сокращая число активных спонсоров.

NB! Команда Planeta.ru с самого начала поняла важность честной подачи краудфандинга – тем более, что тогда система была новой для России, и многие ее нюансы требовали разъяснений. В дальнейшем специалисты площадки развили эту идею, создав целое образовательное направление «Первая всероссийская школа краудфандинга» и выпустив «Практическое пособие по краудфандингу», в котором авторам объяснялись все этапы работы с крауд-проектом и ее важность. 


6. Краудфандинг в чистом виде не подходит для создания бизнес-проектов

Одна из наиболее серьезных проблем российского краудфандинга – сложность использования этой системы для бизнес-проектов. На этом основаны главные (и абсолютно оправданные) претензии к площадкам со стороны стартапов, которых не устраивают объемы сборов и трафика.



Во многом это связано с российским менталитетом: если идея поддержки творчества и социальных инициатив воспринимается пользователями спокойно, то вкладывать деньги в чужой бизнес они не намерены.

Срабатывает эффект неверного восприятия: спонсоры думают, что на их вкладах будут зарабатывать деньги, забывая о том, что целью крауд-проекта является все-таки появление нового продукта на рынке.

Сравнения российских площадок с западными и отсылки к объемам ВВП и e-commerce бесполезны: в российском краудфандинге предприниматели по-прежнему вынуждены признавать, что имеют дело с иной экономической реальностью, отличающейся от западных моделей, и это болезненно бьет по их ожиданиям от коллективного финансирования. 


Решение: комплексный подход к работе с бизнес-проектами и их продвижением. В данной ситуации решения предлагают сами площадки, пытающиеся расширять сферу бизнес-проектов за счет взаимодействия с государством, которое сейчас активно интересуется отраслью и собирается ее регулировать на законодательном уровне. Еще одним эффективным вариантом решения является совместная организация с крупными корпорациями спецпроектов, основанных на принципе дофинансирования кампаний.

Бизнес-проектам зачастую требуются серьезные средства (как минимум пара миллионов рублей), тогда как сумма сборов среднего крауд-проекта составляет от 500 тысяч рублей до миллиона. Дофинансирование же эти средства может обеспечить, вдохнув жизнь в начинающий бизнес.

В какой-то степени ярким примером такого спецпроекта может служить и реалити-шоу «Битва технологий», организованное Planeta.ru. Несмотря на то, что его основной целью было развитие сферы технологических проектов, немалая доля усилий была приложена и для того, чтобы спецпроект помог бизнесу – в частности, молодым техностартапам. При этом партнерами площадки выступили крупные российские инвестиционные компании, а сам формат реалити-шоу был выбран из-за его возможностей продвижения, позволяющих сделать проекты более популярными.

NB! Стоит отметить, что упомянутая выше средняя сумма сборов не относится к проектам, в которых задействованы знаменитости или лидеры мнений: сборы таких кампаний уже сейчас достигают нескольких миллионов. Так, на сегодня рекорд российского краудфандинга удерживает группа «Алиса», собравшая на запись своего последнего альбома более 11 миллионов рублей.


Материалы по теме:

«О черт, что за дьявол?!»: атмосфера в Planeta.ru

Вложения россиян в краудфандинг выросли на 70% за 2016 год – «Яндекс.Деньги»

Краудинвестинг в России: быть или не быть?

Сколько денег просить на краудфандинг-проект?

 

Фото на обложке: samoilik/Depositphotos.



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
IT Synergy
23 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase