Колонки

Голосовой поиск и три секунды внимания: все о диджитал-трендах 2018 года

Колонки
Елизавета Целютина
Елизавета Целютина

Интернет-маркетолог DBS

Вероника Елкина

Digital Talks — прямой эфир с экспертами из «золотой сотни» российского интернет-маркетинга. Это мысли экспертов в формате видео на важные digital-темы: показательные кейсы, тренды и антитренды, рекомендации и советы. Проект курируется Digital Business School и агентством BrandLab.

Елизавета Целютина, интернет-маркетолог DBS, пообщалась со Стеллой Святской, Digital Head в компании Mars (бренд Royal Canin). Стелла поделилась digital-трендами 2018 года.

Голосовой поиск и три секунды внимания: все о диджитал-трендах 2018 года
Присоединиться

Совсем скоро наступит время, когда деньги будет зарабатывать и тратить «поколение Z». Это очень специфичная аудитория — именно поэтому важно отслеживать тренды. Для начала поговорим про ушедший год и его влияние на digital-пространство.

Основные тренды 2017 года

  • Социальные сети.
  • Лидеры мнений.
  • Дополненная и виртуальная реальность.
  • Голосовой поиск.
  • Amazon и усиление e-commerce.
  • Big Data.
  • Криптовалюты.

Социальные сети

Первым делом в начале политических волнений в стране правительство пытается ограничить влияние социальных сетей. Например, такое было во время «арабской весны», когда в Египте правительство отключило Twitter. Или в Сирии и Иране сейчас популярен Telegram, но власти ничего не могут поделать с его блокировкой — количество пользователей непрерывно растет.

Социальные сети становятся мощным оружием, которое готово двигать уже и политику. Самый яркий пример — победа Трампа на выборах президента США посредством фейковых новостей.

pic

А что в России? Тут без политики — Ольга Бузова обогнала Ким Кардашьян по количеству просмотров в историях Instagram. Невероятная история — подписчиков у Ольги в 9 раз меньше, чем у Ким, зато истории Бузовой в мире на третьем месте по просмотрам! Чем не доказательство популярности Instagram в России?

Обучись востребованной и перспективной профессии, выбрав онлайн-курс в каталоге курсов интернет-маркетинга.

Или вот тройка самых часто указываемых городов в инстаграме по геолокации за 2017 год:

  • 1 место — Нью Йорк.
  • 2 место — Москва.
  • 3 место — Лондон.

До недавних пор все были уверены, что в Facebook и Instagram — премиальная аудитория, в ВК народ попроще, а в Одноклассниках только бабушки и дедушки. На деле статистика показывает, что инстаграмом пользуется 20 миллионов российских пользователей в день. Конечно, это не только лакшери-аудитория. Тут и мамочки с детьми, и люди с совершенно разным уровнем дохода. Instagram — прекрасный инструмент для раскрутки, он обладает большим количеством форматов и возможностями для точного таргетинга. Эта социальная сеть — действительно один из самых больших трендов.

Криптовалюты, биткоины, блокчейн

На графике представлена выгрузка из Google Trends по запросам, связанным с криптовалютой за последние 5 лет.

В сервисе Google Trends можно понаблюдать за цикличностью многих запросов. К примеру, «салат оливье» ежегодно бьет рекорды в декабре, а «подарки Ему» — в конце февраля.

pic

Русские программисты, живущие в Канаде, создали криптовалюту эфир. Чтобы ее распространить, они придумали игру CryptoCats. Весь ее смысл в том, что ты тратишь кучу денег на криптокотиков, которых можно сводить для рождения котят. Кроме большого умиления тут еще и большие деньги. За месяц с момента выпуска игры люди потратили в ней около 20 миллионов долларов! После криптокотиков появились криптоселебы, где можно «торговать» знаменитостями.

И, наконец, апогей — Патриарх Кирилл объясняет, чем опасен бум криптовалют... 

Популярность биткоина проникает во все слои населения. Хоть и не все до конца понимают, что это такое.

Тренды сегодня мониторятся, за ними удобно следить. К примеру, консалтинговая компания Gartner регулярно рассказывает про тренды, популярные в наступающем году.

pic

Big Data или большие данные

На кривой мы видим, что будет в тренде на восходящей оси, а что потеряет свою популярность — на нисходящей. Все циклично, например, термин “big data” появился еще в 50-х годах, и сейчас мы видим его на пике трендов, вместе с машинным обучением и виртуальной реальностью. Как только люди находят этим трендам прикладное применение, это уже становится обыденностью.

Все мы любим видео

Еще один тренд 2017 года — видеоформаты. Клип на песню Despacito набрал 4,7 миллиарда просмотров.

Самая популярная реклама от компании Samsung набирает 150 миллионов просмотров. Обычно такое количество просмотров набирают короткие ролики, а этот длится более четырех минут. По сюжету девочка из детского приюта хотела посмотреть вечернее шоу, но ее телевизор не работал. Для починки она вызвала техников. И на протяжении четырех минут техники пытаются доехать до деревни, преодолевая препятствия на пути.

Успех любят все, а теперь про неудачи. Вспомним самый громкий PR-провал, который случился с United Airlines. Сотрудники авиакомпании выволокли пассажира из переполненного самолета. Видео происшествия выложили в сеть, что спровоцировало поток негатива в сторону компании. Как итог — падение акций компании и значительное снижение продаж авиабилетов этого перевозчика.

Тренды 2018 года

Тренды можно разделить на макро и микро. На макротренды мы никак не можем повлиять, а микротренды — это поведенческие факторы, которые могут быть очень специфическими.

Рассмотрим, что в целом происходит с нами на глобальном уровне.

Во-первых, это очень большая фрагментарность сознания пользователей. Возьмем, к примеру, XV век, где все источники информации сводились к церкви, родственникам или знакомым. Новостей было очень мало — болезнь, либо война. Затем изобретают печатный станок и источников информации становится больше. Ограничение было только для тех, кто не умел читать. Потом Белл изобретает телефон в XIX веке и все опять меняется. С появлением радио и ТВ информации становится еще больше. Далее изобретение интернета и мобильного телефона запускает такой феномен, как фрагментарность, отрывочность. Когда мы толком не понимаем, где именно наш потребитель, и какой источник влияет на его решения о покупке.

pic

Отсюда следует один из трендов — омниканальность, где разворачивается война между e-commerce и офлайн. По большей части современный e-commerce обладает низкой маржинальностью и живет преимущественно за счет денег инвесторов.

Есть еще одна тенденция — это формирование поливосприятия. Потребители настолько испорчены поглощением информации, что хотят еще больше. Каждый человек старается вовлечь больше рецепторов в рамках той или иной коммуникации.

Уменьшение внимания до трех секунд — следующий тренд. Быстрая доступность информации значительно снижает запоминаемость чего-либо.

Потребители становятся все более эгоцентричными. Поколения Х, Y и Z совершенно разные по восприятию себя в этом мире. И в каждом поколении собственное «я» воспринимается все острее. Мир становится более персонализированным, а потребители — требовательнее. Растет количество «убер»-сервисов. Компании стараются завладеть пользователем и максимально удовлетворить его потребности. В связи с чем разрабатывается огромное количество программ лояльности, направленных на привлечение потребителя.

pic

В поисковике много запросов на тему блогосферы из-за возможности заработка легких денег. К примеру, пост у некоторых российских селебрити достигает 600 тысяч рублей за одно размещение. А большинство семей в России живет на доход в 10 раз ниже целый месяц.

Одна из проблем современной блогосферы — молодой возраст блогеров. Внимание аудитории они могут держать максимум 2-3 года, затем авторы вырастают и блог умирает.

Если работаешь с блогером, надо помнить про ценовую политику. Для физического лица ставится одна сумма, для компаний — другая. Очень быстро популярных блогеров покупает агентство, потом перекупает другое, из-за чего стоимость размещения кратно возрастает. В такой ситуации инвестиции могут не оправдаться.

pic

Противоречивый тренд — дополненная и виртуальная реальность. Приведем в пример гениальнейший кейс «Дикси». Для повышения продаж они выпустили офлайновые альбомы для детей и наклейки. Наклейки выдавали при покупке товаров от 500 рублей. При наведении на них телефоном с включенным специальным приложением картинки начинали оживать. А дальше ребенок показывает этот альбом в школе друзьям, и родители поголовно идут за покупками теперь только в «Дикси». Отличный пример успешного кейса, когда дополненная реальность реализовалась в синергии с офлайн.

Еще один бытовой пример дополненной реальности, который есть у каждого в телефоне, это фильтры в Instagram и Snapchat.

pic

Одним из показательных мировых примеров дополненной реальности был бум Pokemon GO, который уже почти сошел на нет. В 2018 году разработчики запускают новую версию игры под названием Harry Potter GO.

Следующий тренд — это голосовой поиск, появление которого обуславливает ленью пользователей.

По оценкам экспертов, к 2020 году 50% всех поисковых запросов будут голосовыми. За таким поиском все большее распространение получают интернет-вещи. Уже скоро мы сможем поговорить со своим зонтом о погоде.

Кстати, в США на данный момент около 20% запросов пользователей — голосовые.

pic

Огромное количество людей все чаще используют голосовые сообщения для общения. Поэтому пора задумываться о том, как делать свои сайты адаптированными под голосовые запросы.

Тенденция, которая набирает обороты — это собственный программатик (система автоматизированной рекламы) от американского ритейлера Amazon. Впечатляет то, что он обладает уникальными знаниями о потребителях, знает всю историю их покупок и предпочтений.

Amazon активно начал продвигать нишевые марки товаров. Есть даже забавный пример общения с голосовым помощником Alexa. Когда пользователь искал батарейки Duracell, а Алекса долго уточняла запрос, но в итоге выдала, что товар не найден.

Что еще любопытно, за рубежом много пользовательских запросов сейчас переходит в Amazon. Потому что нет смысла искать товар в Google, когда Amazon сразу даст информацию по товару, цене и доставке. Последний обладает уникальными инсайтами для всей пользовательской среды.

Большие надежды возлагаются на развитие технологических трендов. Новые технологии должны быть направлены на удешевление стоимости машинного обучения и искусственного интеллекта. У множества компаний, которые собирают большие массивы данных о пользователях, есть проблема обработки этих данных. Банально даже из-за нехватки кадров.

Подведем итог. Тренды 2018 года:

  1. Вызовы омниканальности.
  2. Формирование поливосприятия.
  3. Уменьшение внимания до 3-х секунд.
  4. Лидеры мнений.
  5. Дополненная и виртуальная реальность.
  6. Голосовой поиск.
  7. Собственный программатик.

Всегда помните — следить за трендами жизненно необходимо. Не просто, чтобы быть «в теме», а чтобы улучшать свои денежные показатели и быть впереди. Как бы банально это ни звучало.


Материалы по теме:
Интернет-тренды 2018 года: доклад Мэри Микер
Digital Talks: Как рассказать о себе в диджитале
«Не стоит использовать его бездумно и повсеместно»: пять мифов digital-маркетинга
8 признаков плохого digital-преподавателя, который не стоит вашего времени и денег

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Digital Talks: Как сделать аутсорсинг эффективным
  2. 2 Digital Talks: Что такое триггерные цепочки
  3. 3 Digital Talks: Лайфхаки по работе с Facebook, «ВКонтакте», Instagram
  4. 4 Digital Talks: Построить карьеру в digital – лайфхаки и подводные камни
  5. 5 Digital Talks: Говорим о email-маркетинге