Top.Mail.Ru
Колонки

Зачем и как компаниям внедрять геймификацию в бизнес-процессы

Колонки
Максим Сорокин
Максим Сорокин

Менеджер по продукту VK People Hub в VK Tech

Ахмед Садулаев

Решать рабочие задачи можно не только стандартными способами. Чтобы разнообразить рутину сотрудников, можно использовать геймификацию: она влияет на мотивацию и вовлеченность, облегчает коммуникацию и объединяет коллег внутри организации.

Менеджер по продукту VK People Hub в VK Tech Максим Сорокин рассказывает, как внедрить геймификацию в процессы, каким компаниям она подойдет и каких результатов от нее ожидать.

Зачем и как компаниям внедрять геймификацию в бизнес-процессы
  1. Колонки

Что такое геймификация

Геймификация — это метод использования игровых элементов в неигровых процессах. С геймификацией рутинные задачи становятся интереснее за счет добавления в них разных механик.

Игровые элементы часто встречаются в рекламе — «найди секретный код в приложении и получи приз», «пройди квест и получи промокод на скидку». Но их можно использовать не только так: игра влияет на мотивацию в любой сфере.

Например, для повышения вовлеченности можно сделать ачивки на корпоративном портале — приятный бонус за вклад в проект.

Корпоративные ачивки VK

Так выглядят ачивки на корпоративном портале VK — каждую из них дают как благодарность за работу над проектами

Геймификацию обычно внедряют в тех областях, где владельцы процессов упираются в пределы роста: дополнительная мотивация дает толчок к изменениям.

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

Игровую механику можно встроить не только в корпоративный портал, но и в мессенджер или сайт компании — главное, чтобы сотрудники активно пользовались этой площадкой.

Важно — денежная мотивация убивает геймификацию. Если в рамках игры можно напрямую влиять на свой доход, она сразу становится элементом материальной мотивации.


Читайте по теме:

Как работать с человеком, который постоянно жалуется

Когда обратная связь скорее вредит, чем приносит пользу?


Как компаниям использовать геймификацию

С помощью внедрения игровых механик можно запустить новые процессы или сдвинуть старые с мертвой точки. Например:

Запустить трансформационные процессы в компании

Игровые сценарии могут помочь сотрудникам лучше понять и принять изменения в компании.

Например, в производственной организации запустили игру, в которой нужно было подавать идеи по цифровизации. Так компания вовлекла ИТ-персонал в цифровую трансформацию, а бонусом начисляла виртуальную валюту за внедренные инновации.

Управлять лояльностью сотрудников

Например, можно разработать симуляции, в которых сотрудники будут принимать решения в условиях новых бизнес-процессов.

Кейс банка: внедрение продаж ипотеки онлайн с элементами геймификации в стиле «Игры престолов». В ней игровая валюта начислялась за выполнение целевых действий.

Корпоративный магазин VK

Так на корпоративном портале VK выглядит страница магазина, где можно купить товары за внутреннюю валюту

Строить системы оценки эффективности

Например, использование лидербордов стимулирует здоровую конкуренцию и повышает общий уровень производительности. Важно, чтобы лидерборды были прозрачными и учитывали не только количество выполненных задач, но и качество работы.

FMCG-компания публикует на своем портале лидерборд лучших сотрудников по продажам в зависимости от региона. Топ-3 этого рейтинга по итогам месяца получают премию.

Повышать мотивацию сотрудников к обучению

Например, можно внедрить обучающую программу в формате игр, где за успешное завершение курса зарабатывают очки и получают награды. Формат может быть разный — онлайн-обучение или офлайн-игры.

Адаптировать новичков

Игровой процесс помогает быстрее освоиться в компании и влиться в коллектив — например, через квест с заданиями по информации об отделах и коллегах.

 

Кому подойдет геймификация: компаниям из сферы ИТ и креативных индустрий, диджитал-агентствам и любым неконсервативным компаниям. Главное, чтобы в командах поощрялся творческий подход к работе, нестандартное мышление и стремление к инновациям.

Кому не подойдет: очень консервативным, закрытым компаниям. Сложно накладывать игровые механики на строгие или однотипные процессы. Из-за специфики некоторых сфер неуместно геймифицировать работу специалистов — например, пожарных, врачей, госслужащих.

 

Как сделать так, чтобы игровые механики работали

Вот несколько вещей, которые нужно продумать перед разработкой геймификации:

Целеполагание

Геймификация не может быть направлена на решение конкретного бизнес-кейса. Важно понимать, что игровые элементы не могут оказывать прямое влияние на задачи бизнеса — они не имеют своих метрик.

Например, рассчитывать на рост продаж продукции за счет внедрения геймификации — опрометчиво. Для влияния на эту метрику нужен комплексный подход.

Геймдизайн и проектирование

Игровые элементы должны быть интегрированы в процессы естественным образом. В механике все должно быть просто и интуитивно понятно, чтобы разобраться в ней было легко, — иначе теряется ее смысл. 

Например, для развития руководителей отдела продаж в торговой сети применялись такие инструменты геймификации:

  • Достижения. За прохождение уроков, выполнение тестов и участие в обсуждениях пользователи получают достижения. Например, «Начинающий РОП» за изучение первых частей курса или «Активный участник» за участие в рабочих группах.
  • Награды. Каждое достижение приносит игроку баллы, которые можно обменять на мерч из корпоративного магазина.
  • Прогресс. Пользователи видят свой прогресс на визуальной шкале или в таблице — это мотивирует продолжать обучение.
  • Лидеры. Таблица с результатами игроков стимулирует пользователей к более активному участию.

Поддержка интереса

Если использовать геймификацию дольше трех месяцев, нужно дополнительно подогревать интерес сотрудников так, чтобы процесс не выпадал из фокуса их внимания. Например, добавлять в игру новые уровни или настроить уведомления, которые напоминают зайти в нее снова.

Обратная связь

Когда человек начинает погружаться в геймификацию, он может увидеть недочеты, которые прошли мимо разработчиков игры. Поэтому важно собирать любую обратную связь и корректировать игровые элементы, чтобы они стали еще интереснее.

На каждом этапе игры должна быть размещена форма обратной связи для участников. Еще нужно опрашивать руководителей и других стейкхолдеров лично, анализировать их видение процесса со стороны.


Читайте также: Как закрыть неприбыльный проект: пошаговое руководство


Как оценить эффективность геймификации

После внедрения геймификации нужно оценить ее эффективность — это поможет понять, что добавить в игру в следующий раз и насколько она подошла конкретному процессу или задаче.

Что можно измерить:

  • Вовлеченность: например, активность в игровом процессе, частоту использования платформы, получения достижений, активаций наград и игровых механик. 
  • Косвенное влияние на бизнес-цель: можно посмотреть, изменились ли цифры в KPI после внедрения геймификации. Один наш клиент увеличил количество рациональных предложений на 60% за время проведения активной части геймификации. Их экономический эффект превысил 100 млн рублей.

 

Как проходит процесс разработки геймификации

  1. Определение бизнес-цели: перед началом внедрения важно выявить проблемы, потребности бизнеса и сотрудников.
  2. Создание концепции игры и механик: выбираем игровые элементы и механизмы мотивации, которые соответствуют бизнес-целям.
  3. Тест: делаем пробный запуск игры и дорабатываем ее по обратной связи от сотрудников.
  4. Внедрение: постоянно мониторим результаты и вносим изменения в игру, если они нужны.

 

Как современные корпоративные порталы помогают реализовать геймификацию бизнес-процессов

  • Можно придумать и реализовать любую игровую механику под запрос. Например, один наш клиент внедрил значки разных уровней за наибольшее количество статей в базе знаний и реализованных идей.
  • У вендоров есть API, с помощью которого можно получать информацию о совершении событий из CRM-систем методом интеграции. Это позволяет заказчикам самостоятельно определять целевые действия сотрудников и награждать их в корпоративном портале.
  • Обычно в корпоративные порталы по умолчанию встроены механизмы геймификации, о которых вендор сообщает пользователям. Например, значки «Удачный комментарий», если ему поставили 10+ лайков, или поздравление с днем рождения.

Фото на обложке: guteksk7 / Getty Images

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти

ВОЗМОЖНОСТИ

03 декабря 2024

03 декабря 2024

04 декабря 2024