Недопонимание между сотрудниками приводит к снижению эффективности работы всей команды. Дмитрий Васильков, сооснователь и генеральный директор WhenSpeak, поделился кейсом, как с этим бороться.
Когда компания вырастает из стартапа, у нее высок шанс столкнуться с последствиями плохой организации работы и дискоммуникации в коллективе. Наша небольшая (30 человек) компания уже успела испытать на себе, как недопонимание приводит к незамотивированности сотрудников и снижению общей эффективности. Поэтому дальше речь пойдет не о гипотезах, а о практическом решении и реальных результатах.
Что подтолкнуло нас к изменениям
Изначально мы шли по проторенной дорожке – встречались на планерках отделами и проектными командами поочередно, обсуждали задачи, делили обязанности. Но собираться всем составом на постоянной основе физически непросто, если не сказать невозможно.
Из-за «испорченного телефона» таски путались, цели сбивались, иначе говоря, во всем присутствовала разобщенность. Наши отделы были словно лебедь, рак и щука из небезызвестной басни Крылова – нам явно не хватало единой культуры, общих целей и согласованности.
Коллективным большинством было принято решение проводить регулярные общие встречи, где каждый мог бы быть замечен и услышан. Конечно, не обошлось без недовольных – некоторые сотрудники, особенно работающие самостоятельно по проектам, считали такие масштабные собрания тратой времени и не видели целесообразности изменений.
Однако я уверен, что лучше тестировать, перебирая варианты, пока не будет найден подходящий именно для вас, чем смириться с текущими минусами, испугавшись трудностей новизны. Поэтому мы решили рискнуть. Важно было закрепить такой формат коммуникаций и добиться синхронной работы и моментальной обратной связи от руководителей и коллег.

Для этого мы внедрили несколько новшеств – стали делиться достижениями и сложностями на открытых встречах, а не только с непосредственным руководителем, а также регулярно анализировали настрой и достижения сотрудников и перевели коммуникации на единую онлайн-платформу.
Разумеется, раздельные летучки остались (нельзя же, например, лишить технический отдел agile-собраний), но для развития компании как единого организма всем важно двигаться в одном направлении и находиться в общем информационном поле. Для этого мы и стали раз в месяц собираться полным составом на час-полтора и, не садясь, решать все проблемы одним махом.
К примеру, в нашей практике нередки случаи, когда именно на общих встречах согласовывается политика отдела продаж и работа наших разработчиков, стратегию тут же подхватывает отдел маркетинга, отдел HR своевременно понимает, какие именно вакансии нужно закрыть, а руководители видят, как выстроить процессы эффективнее.
Какой формат был выбран
Общие собрания в нашем случае подразумевают не только физическую встречу коллектива в большой переговорке, но и проведение всех активностей в едином онлайн-поле. Такой подход позволяет нам одновременно закрыть все ключевые вопросы: мы можем проводить встречу в офлайне и параллельно работать в едином чате, обмениваясь файлами и задачами, проводить открытые и анонимные голосования и тут же анализировать продуктивность встречи и работы в целом.
К тому же видеотрансляции встречи, активно используемые нами для удаленных сотрудников, не дают коллективу разобщаться, тратить время на передачу информации коллегам постфактум и позволяют работать сплоченнее.
Да, всеобщая коммуникация в режиме реального времени стала особенно актуальной для нас и из-за физической отдаленности работников. Сегодня укрепляется тренд на дистанционную работу: согласно отчету SuperJob за март 2019 года, уже каждая четвертая российская компания держит в штате удаленных сотрудников.
Тут мы тоже вносим лепту — в нашей команде есть шесть человек, разбросанных по всему миру (у нас работают люди из Краснодара, Новосибирска, Казани, Тольятти и даже из Индии!). Каждого из них важно встраивать в общий механизм работы и держать в «тонусе», а такие встречи с обсуждением всех активностей как нельзя лучше координируют задачи.

В чем плюсы обновленного формата
На совместных встречах обычно берет слово один из ключевых сотрудников, остальные адресуют ему вопросы в режиме общего чата, причем желающие могут делать это анонимно.
Спикер же, фильтруя запросы по темам, выбирает наиболее популярные и сразу же дает ответ устно или позже письменно, при этом ни одна действительно важная тема не останется без отклика. Мы могли бы модерировать вопросы, удаляя нежелательные, но придерживаемся открытого и честного диалога, даже если он затрагивает болезненные темы.
Наш директор по развитию Мария как-то назвала коллективные встречи «лакмусовыми бумажками» – они проявляют скрытые помехи и конфликты.
Возможность действовать анонимно пробуждает желание критиковать, однако наиболее остро стоящие вопросы обычно горячо поддерживаются остальным коллективом, тогда как при несогласии с высказыванием одного из участников оно просто остается без поддержки, поэтому на встречах «проявляется» только то, что действительно важно для команды.
Свежий пример из нашей практики: мы увидели, что на онлайн-встречах люди чаще всего поднимают тему начисления бонусов за дополнительную нагрузку (причем делают это анонимно) и занялись этим вопросом, не дожидаясь отдельных заявок.

Вообще, мы каждый раз отмечаем всплеск активности именно на таких собраниях, тогда как по отдельности люди гораздо реже рассчитывают на такую отдачу от коллектива… А ведь она сильнейший мотиватор! Об этом свидетельствует в том числе и исследование последних лет, проведенное HR-экспертами Proaction: быстрая обратная связь и эффективный тимбилдинг крайне важны для рабочей мотивации.
Наибольший мотиватор для команды
Ключевой аргумент в пользу общего диалога и по совместительству очень сильный стимул для наших сотрудников — возможность выдвигать идеи и фиксировать обязательства перед всем коллективом. Если вы знакомы с понятием peer pressure, вы осознаете силу слова, данного при всех. Руководство компании так не раз становилось заложником собственных обещаний.
К примеру, наши разработчики просили о современной мощной кофемашине, которую мы давно планировали приобрести на прибыль с ближайшего проекта, но другие, более насущные задачи, постоянно отодвигали этот момент. Как-то на очередном собрании, мы, чтобы поскорее перейти к «горящим» вопросам, на скорую руку пообещали купить аппарат на следующий же день!
Таким же образом мы обновили технику, поставили турник, приобрели дополнительную мебель... Команда front-end-разработчиков особенно выделилась – ребята попросили галошницу, ну, а мы не смогли им отказать?
Если брать масштаб посерьезнее, то несколько сотрудников предложили провести несколько обучающих семинаров, и идея была поддержана всем коллективом! Так, мы успешно провели тренинги по смарт-целям, организации времени и справедливому процессу принятия решений.

Кстати, заметили положительный эффект: научились приоритизировать цели, эффективнее распределять задачи и прислушиваться друг к другу, при этом аргументированно защищая свою позицию. Что и говорить, открытость руководства к идеям — крайне важная составляющая нематериальной мотивации человека.
Никуда без аналитики
Значителен не только сам факт проведения подобных мероприятий, но и последовательный анализ каждой встречи и фидбэка сотрудников. Мы как скалолаз, который цепляется за выступы, чтобы залезть на самый верх, — используем каждый чек-пойнт, каждый отзыв, чтобы продвигаться вперед.
Обычно в конце каждой встречи мы проводим сбор обратной связи, для чего просим оценить, насколько достигнута цель семинара и насколько вы готовы рекомендовать компанию как работодателя своим друзьям по шкале от 1 до 10, а также просим предложить улучшения. И мы замечаем, как повышается индекс лояльности (NPS) и растет уровень доверия к компании.

На сегодня средний балл за все время по 10-балльной шкале равен 7,33, что, на мой взгляд, очень неплохой результат. А целесообразность проведенных тренингов, например, коллектив оценил в среднем на 8 баллов. Сотрудников, голосующих против или ставящих низкие оценки, мы просим детально описать причины и стараемся избегать указанных ими факторов или же предлагать альтернативы. В зависимости от размеров компании результат «держания руки на пульсе» может быть разным — от перестановки в офисе до внесения изменений в программу премирования и реорганизации отделов.
Вовремя выстроенный диалог позволил нам грамотно и своевременно выстроить работу между отделами, повысить процент выполнения планов и сократить текучку. Но самое главное, мы смогли по-настоящему почувствовать настрой коллектива и правильно выстроить мотивацию сотрудников, дав им возможность высказаться и получить ответы даже на самые непростые вопросы.
Вас заинтересовал наш опыт? Тогда вот чек-лист советов для тех, кто хочет повысить эффективность работы и замотивировать команду, но не знает, с чего начать.
- Проанализируйте главные недостатки вашего формата (как правило, большинство проблем связано с плохо отлаженной системой внутренних коммуникаций, нереализованностью сотрудников и их низкой мотивацией).
- С высокой долей вероятности решением станет смена подхода. Объедините людей, дав им возможность самостоятельно и напрямую работать друг с другом.
- Не забывайте про удаленных друг от друга сотрудников — обеспечьте им платформу для продуктивного взаимодействия;
- Слушайте команду! Старайтесь давать волю идеям, отбирайте лучшие и реализовывайте.
- Всегда выполняйте данные коллективу обещания! Будьте примером :)
- Не бойтесь негатива — работайте с ним.
- Оценка лояльности сотрудников по индексу NPS обязательна. После каждого собрания проводите опрос, анализируйте результаты, делитесь всем с HR.
- Не отдаляйтесь от рабочих реалий команды и успех не заставит себя ждать!
Материалы по теме:
Как организовать работу sales-команды на международной выставке
Омниканалные коммуникации: как эффективно использовать несколько видов рекламы и не утомить клиента
Когда Excel и стикеры на мониторе уже не помогают: что может повысить эффективность вашей команды
Как повысить эффективность работы сотрудников-миллениалов?
Фото на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter