Top.Mail.Ru
Колонки

Кажется, меня хотят уволить. Что можно предпринять?

Колонки
Яна Агеева
Яна Агеева

HRD «Нанолек»

Полина Константинова

Увольнение. Для большинства специалистов страшнее слова не придумать, ведь оно означает конец стабильности, удар по самооценке и рухнувшие карьерные планы. Опять искать подходящую компанию, бегать по бесконечным собеседованиям, а щекочущий нервы период адаптации — то еще испытание для любого профи.

Как ни странно это звучит, но уволить могут абсолютного любого сотрудника: и нерасторопного новичка, и крепкого профессионала с многолетним успешным трудовым бэкграундом за плечами. Почему такое может произойти, можно ли заранее почувствовать точку невозврата и есть ли способ избежать увольнения еще «на повороте»? Рассказывает Яна Агеева, HRD «Нанолек».

Кажется, меня хотят уволить. Что можно предпринять?

Уволить нельзя оставить


Существует несколько объективных предпосылок к увольнению


Первая предпосылка

Я бы хотела отметить главный критерий оценки качества выполняемой работы — это несоответствие занимаемой должности. Тут все достаточно просто: есть должностная инструкция, план работы на заданный период, показатели KPI. Понятно, что за одну ошибку никто «в угол не поставит», но если саботирование исполнения обязанностей происходит на регулярной основе и сотрудник не слышит доводов руководства, то единственным выходом может стать только расставание.

Этот момент может выявиться еще на этапе испытательного срока, тогда расставание происходит полюбовно. Примерно как в нашей обычной жизни: встретились, поболтали, поняли, что люди замечательные, но дружить домами не будем.

Несмотря на многоступенчатый отсев и разносторонние тестирования во время собеседований, а также процедуры адаптации в период испытательного срока, оказывается, что сотрудник и компания находятся на разных волнах и к концу испытательного периода становится ясно, что вместе им не по пути. 

Такие примеры есть, и я могу рассказать, что в одной известной мне компании нанимали директора департамента. Спустя четыре месяца (испытательный срок длился полгода) СЕО компании и кандидат приняли решение расстаться, так как довольно агрессивная стратегия поведения на рынке, которой придерживался новый сотрудник, шла вразрез ценностям компании, а по-другому кандидат работать не привык.

Но это не помешало ему чуть позже получить блестящие рекомендации в другую компанию, стиль работы которой соответствовал приемам борьбы на рынке упомянутого мной директора.

Еще одна история, когда руководитель отдела продаж проваливала план в течение полугода. За шесть месяцев показатели были выполнены лишь единожды. В остальные месяцы продажи падали нарастающим итогом, все хуже из месяца в месяц. Сотрудница приводила «убедительные аргументы», почему фактический план продаж отдела очень далек от планируемого. В ход шли даже «перевод стрелок» и «покажи пальчиком, кто это сделал» и она это делала, наивно полагая, что так сможет скрыть свою неспособность выстроить систему. Но увы. 

Вторая предпосылка

Когда компания начинает быстро развиваться, трансформироваться, у нее достаточно сложный этап изменений, а сотрудник в принципе не лоялен к компании и к этим изменениям. Причин такого поведения может быть несколько: 

Компания в любом случае будет пытаться вывести коллегу на новый этап, для этого существует масса адаптационных методик. Но бывают случаи, когда все усилия напрасны. Содержать в штате персонал, который отказывается от исполнения какой-то части своей работы, нецелесообразно и экономически невыгодно. Так и до «бунта на корабле» недалеко.

Третья предпосылка

Это когда непосредственно сотрудник уже не успевает за скоростью компании, которая изменилась в связи с ее ростом, амбициозными целями и в связи с тем, что рынок требует более скоростных работников. В этом случае сотрудник либо не обладает запасом знаний для роста внутри компании и не хочет обучаться новому, либо такой темп работы ему уже не под силу, он не может ориентироваться в происходящих изменениях.

Тогда, скорее всего, руководитель начнет задумываться, что сотрудник не готов дальше идти в ногу с компанией и расставание будет неизбежным.

Это можно легко проследить на примере, когда в компании внедряется единая CRM-система. Бывали случаи, когда персонал отказывался работать в новой для него программе, не хотел обучаться и вникать в изменения, которые явно пойдут на пользу всей компании в целом.

Вообще, увольнение сотрудника — большая проблема для компании, ведь она теряет ресурс, время и качество. Поэтому нельзя забывать тот факт, что руководство компании смотрит на весь штат и всегда его оценивает. Это говорит о том, что история про внезапное увольнение — исключение, должно произойти что-то из ряда вон выходящее. Если в работающей структуре намечается сбой, то адекватный работодатель всегда предпримет ряд мер для выравнивания ситуации.

Давайте посмотрим на ситуацию еще и под другим углом: персонал тоже оценивает компанию и, грубо говоря, «уволена» может быть и компания. Что имеется в виду? Когда сотрудник пишет заявление на уход, это в первую очередь свидетельство того, что он самолично принимает решение об «увольнении» компании. 

И это тоже большая беда: появляются дополнительные преграды для дальнейшего роста предприятия. Если в период становления рынка (скажем, в девяностых) к увольнению относились сравнительно легко, то в реалиях современного мира и высокой конкуренции ситуация поменялась кардинальным образом. Ни одна из сторон не готова делать резких движений и заинтересована в поиске компромисса.

О сокращении штата

Некоторые компании сталкиваются с необходимостью сокращения штата. Это очень ответственный шаг, и если он неизбежен, значит, есть тому разумное обоснование. Собственники бизнеса понимают и принимают для себя риски, которые последуют за столь серьезным решением. Как это может происходить?

Финансовая нестабильность. В периоды экономических кризисов прибыли падают, ограничение расходов не приносит ожидаемого эффекта, и сокращение издержек в конечном итоге может дойти до урезания фонда оплаты труда, который, как правило, съедает львиную долю бюджета. В солидных компаниях такая процедура происходит исключительно по закону.

Оптимизация. Что она означает? Это достаточно всеобъемлющая фраза и определение к ней может быть разное. Например, когда бизнес был на пике, или компания только развивалась, или это был стартап, нужно было набрать какое-то количество персонала для решения насущных задач (запустить все процессы, ускорить их). На тот момент у компании был доступен только такой ресурс, было проще набрать персонал, который решит поставленную задачу.

В ходе развития бизнеса происходит плавный переход на операционный этап деятельности, а значит, приходит время сокращения персонала, потребность в котором уже закрыта.

Это говорит о том, что компания прогрессирует и она готова принять риски, которые наступят в процессе сокращений, но дальнейший ее рост не представляется возможным при наличии раздутого штата. Оптимизация – единственный экономически целесообразный выход из сложившейся ситуации.

И в будущем такие процессы будут все чаще и чаще встречаться практически на всех рынках: все мы знаем, что в век стремительного развития технологий большинство операций будет оцифровано и сотрудник может быть заменен на информационный продукт, который автоматизирует то, что делалось руками. Банальнейший пример: счеты — калькулятор — касса — компьютер. 


Уволят, не уволят: симптомы

Ваше собственное внутреннее ощущение «мне кажется, что я делаю что-то не так»  

Если с каждым днем вы чаще стали думать, что у вас что-то не получается, то, скорее всего, так оно и есть и вам стоит над этим поработать. 

На ваше неуверенное поведение может обратить внимание руководство и задуматься, что с вами и правда что-то происходит. Зерно сомнения уже будет посеяно, и это не те ростки, которых стоит ждать. Совсем скоро коллеги будут считывать вашу нерешительность как норму, и у них сформируется о вас мнение как о слабом сотруднике.

Как исправить?

Поговорите с HR-менеджером в вашей компании, объясните проблему, которая вас волнует. Возможно, стоит обсудить это с руководителем; начните разговор со слов «мне кажется, я могу лучше», «что мне нужно сделать, чтобы показать себя эффективным звеном?», «над чем мне стоит поработать?». 

Составьте ИПР (индивидуальный план развития), он поможет структурировать ваши цели и возможности. Если вы поймете, что не хватает какого-то ресурса, предпринимайте шаги для его получения. Читайте профессиональную литературу, идите учиться, мониторьте вебинары по вашей специальности (благо сейчас есть масса возможностей повышать квалификацию удаленно в высокорейтинговых учебных заведениях).

Еще один «звонок»: к вам изменилось отношение

Вы часто ловите придирки: не так одет, не так говоришь, ставишь неправильные кавычки в документах. Тон руководителя стал холодным и даже раздраженным. Это определенный сигнал тревоги. 

Как исправить? 

Предложите личную беседу, обязательно к ней подготовьтесь. Выясните, что конкретно не устраивает начальство и как вы можете это исправить, на что стоит обратить внимание и что будет считаться вашим успехом в глазах руководителя. Бывают ситуации, когда возникает недопонимание, все мы люди и можем поддаться эмоциям, поэтому искренний и открытый диалог может спасти ситуацию.

Следующий тревожный симптом: назовем его «белая ворона»  

Когда в ваших делах наметился регресс, около начальства тут же возникают «гиены» из мультфильма «Маугли», которые уже знают, что коллега «висит на волоске» и они начинают вас троллить, пытаются унизить и выставить во всем «безобразии» перед руководителем. В такой ситуации однозначно проявится ошибка начальника, если он не проверит факты, которые ему предоставляют, а примет решение на эмоциях. 

Как исправить? 

Помогите ему разобраться, покажите вторую сторону медали: предоставьте пруфы, четкие цифры, статусы выполняемых задач. Докажите свою правоту и защитите себя, чтобы руководитель остыл и посмотрел на все с другой стороны.

Построение карьеры — тернистый путь. Тут все как в жизни: есть законы существования внутри любого социума, есть экономические предпосылки, есть эмоции. То, что нам легко дается в двадцать лет, сложнее сделать в пятьдесят, и наоборот. Нет уникальных рецептов, что делать и как себя вести. Еще классик сказал — «…и опыт, сын ошибок трудных» — единственный нам советчик. 

Фото в материале и на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 11 вещей, которые нужно сделать после того, как вас уволили
  2. 2 Когда увольнение не выход: что делать начальнику с «проблемным» сотрудником?
  3. 3 Три фактора, которые нужно учесть перед увольнением сотрудника
  4. 4 Как правильно объяснить, почему вы уволились
  5. 5 Увольнение? Без паники!