Кажется, меня хотят уволить. Что можно предпринять?
Увольнение. Для большинства специалистов страшнее слова не придумать, ведь оно означает конец стабильности, удар по самооценке и рухнувшие карьерные планы. Опять искать подходящую компанию, бегать по бесконечным собеседованиям, а щекочущий нервы период адаптации — то еще испытание для любого профи.
Как ни странно это звучит, но уволить могут абсолютного любого сотрудника: и нерасторопного новичка, и крепкого профессионала с многолетним успешным трудовым бэкграундом за плечами. Почему такое может произойти, можно ли заранее почувствовать точку невозврата и есть ли способ избежать увольнения еще «на повороте»? Рассказывает Яна Агеева, HRD «Нанолек».
Уволить нельзя оставить
Существует несколько объективных предпосылок к увольнению.
Первая предпосылка
Я бы хотела отметить главный критерий оценки качества выполняемой работы — это несоответствие занимаемой должности. Тут все достаточно просто: есть должностная инструкция, план работы на заданный период, показатели KPI. Понятно, что за одну ошибку никто «в угол не поставит», но если саботирование исполнения обязанностей происходит на регулярной основе и сотрудник не слышит доводов руководства, то единственным выходом может стать только расставание.
Этот момент может выявиться еще на этапе испытательного срока, тогда расставание происходит полюбовно. Примерно как в нашей обычной жизни: встретились, поболтали, поняли, что люди замечательные, но дружить домами не будем.
Несмотря на многоступенчатый отсев и разносторонние тестирования во время собеседований, а также процедуры адаптации в период испытательного срока, оказывается, что сотрудник и компания находятся на разных волнах и к концу испытательного периода становится ясно, что вместе им не по пути.
Такие примеры есть, и я могу рассказать, что в одной известной мне компании нанимали директора департамента. Спустя четыре месяца (испытательный срок длился полгода) СЕО компании и кандидат приняли решение расстаться, так как довольно агрессивная стратегия поведения на рынке, которой придерживался новый сотрудник, шла вразрез ценностям компании, а по-другому кандидат работать не привык.
Но это не помешало ему чуть позже получить блестящие рекомендации в другую компанию, стиль работы которой соответствовал приемам борьбы на рынке упомянутого мной директора.
Еще одна история, когда руководитель отдела продаж проваливала план в течение полугода. За шесть месяцев показатели были выполнены лишь единожды. В остальные месяцы продажи падали нарастающим итогом, все хуже из месяца в месяц. Сотрудница приводила «убедительные аргументы», почему фактический план продаж отдела очень далек от планируемого. В ход шли даже «перевод стрелок» и «покажи пальчиком, кто это сделал» и она это делала, наивно полагая, что так сможет скрыть свою неспособность выстроить систему. Но увы.
Вторая предпосылка
Когда компания начинает быстро развиваться, трансформироваться, у нее достаточно сложный этап изменений, а сотрудник в принципе не лоялен к компании и к этим изменениям. Причин такого поведения может быть несколько:
- личностные особенности,
- эмоциональный перегрев,
- профессиональное выгорание.
Компания в любом случае будет пытаться вывести коллегу на новый этап, для этого существует масса адаптационных методик. Но бывают случаи, когда все усилия напрасны. Содержать в штате персонал, который отказывается от исполнения какой-то части своей работы, нецелесообразно и экономически невыгодно. Так и до «бунта на корабле» недалеко.
Третья предпосылка
Это когда непосредственно сотрудник уже не успевает за скоростью компании, которая изменилась в связи с ее ростом, амбициозными целями и в связи с тем, что рынок требует более скоростных работников. В этом случае сотрудник либо не обладает запасом знаний для роста внутри компании и не хочет обучаться новому, либо такой темп работы ему уже не под силу, он не может ориентироваться в происходящих изменениях.
Тогда, скорее всего, руководитель начнет задумываться, что сотрудник не готов дальше идти в ногу с компанией и расставание будет неизбежным.
Это можно легко проследить на примере, когда в компании внедряется единая CRM-система. Бывали случаи, когда персонал отказывался работать в новой для него программе, не хотел обучаться и вникать в изменения, которые явно пойдут на пользу всей компании в целом.
Вообще, увольнение сотрудника — большая проблема для компании, ведь она теряет ресурс, время и качество. Поэтому нельзя забывать тот факт, что руководство компании смотрит на весь штат и всегда его оценивает. Это говорит о том, что история про внезапное увольнение — исключение, должно произойти что-то из ряда вон выходящее. Если в работающей структуре намечается сбой, то адекватный работодатель всегда предпримет ряд мер для выравнивания ситуации.
Давайте посмотрим на ситуацию еще и под другим углом: персонал тоже оценивает компанию и, грубо говоря, «уволена» может быть и компания. Что имеется в виду? Когда сотрудник пишет заявление на уход, это в первую очередь свидетельство того, что он самолично принимает решение об «увольнении» компании.
И это тоже большая беда: появляются дополнительные преграды для дальнейшего роста предприятия. Если в период становления рынка (скажем, в девяностых) к увольнению относились сравнительно легко, то в реалиях современного мира и высокой конкуренции ситуация поменялась кардинальным образом. Ни одна из сторон не готова делать резких движений и заинтересована в поиске компромисса.
О сокращении штата
Некоторые компании сталкиваются с необходимостью сокращения штата. Это очень ответственный шаг, и если он неизбежен, значит, есть тому разумное обоснование. Собственники бизнеса понимают и принимают для себя риски, которые последуют за столь серьезным решением. Как это может происходить?
Финансовая нестабильность. В периоды экономических кризисов прибыли падают, ограничение расходов не приносит ожидаемого эффекта, и сокращение издержек в конечном итоге может дойти до урезания фонда оплаты труда, который, как правило, съедает львиную долю бюджета. В солидных компаниях такая процедура происходит исключительно по закону.
Оптимизация. Что она означает? Это достаточно всеобъемлющая фраза и определение к ней может быть разное. Например, когда бизнес был на пике, или компания только развивалась, или это был стартап, нужно было набрать какое-то количество персонала для решения насущных задач (запустить все процессы, ускорить их). На тот момент у компании был доступен только такой ресурс, было проще набрать персонал, который решит поставленную задачу.
В ходе развития бизнеса происходит плавный переход на операционный этап деятельности, а значит, приходит время сокращения персонала, потребность в котором уже закрыта.
Это говорит о том, что компания прогрессирует и она готова принять риски, которые наступят в процессе сокращений, но дальнейший ее рост не представляется возможным при наличии раздутого штата. Оптимизация – единственный экономически целесообразный выход из сложившейся ситуации.
И в будущем такие процессы будут все чаще и чаще встречаться практически на всех рынках: все мы знаем, что в век стремительного развития технологий большинство операций будет оцифровано и сотрудник может быть заменен на информационный продукт, который автоматизирует то, что делалось руками. Банальнейший пример: счеты — калькулятор — касса — компьютер.
Уволят, не уволят: симптомы
Ваше собственное внутреннее ощущение «мне кажется, что я делаю что-то не так»
Если с каждым днем вы чаще стали думать, что у вас что-то не получается, то, скорее всего, так оно и есть и вам стоит над этим поработать.
На ваше неуверенное поведение может обратить внимание руководство и задуматься, что с вами и правда что-то происходит. Зерно сомнения уже будет посеяно, и это не те ростки, которых стоит ждать. Совсем скоро коллеги будут считывать вашу нерешительность как норму, и у них сформируется о вас мнение как о слабом сотруднике.
Как исправить?
Поговорите с HR-менеджером в вашей компании, объясните проблему, которая вас волнует. Возможно, стоит обсудить это с руководителем; начните разговор со слов «мне кажется, я могу лучше», «что мне нужно сделать, чтобы показать себя эффективным звеном?», «над чем мне стоит поработать?».
Составьте ИПР (индивидуальный план развития), он поможет структурировать ваши цели и возможности. Если вы поймете, что не хватает какого-то ресурса, предпринимайте шаги для его получения. Читайте профессиональную литературу, идите учиться, мониторьте вебинары по вашей специальности (благо сейчас есть масса возможностей повышать квалификацию удаленно в высокорейтинговых учебных заведениях).
Еще один «звонок»: к вам изменилось отношение
Вы часто ловите придирки: не так одет, не так говоришь, ставишь неправильные кавычки в документах. Тон руководителя стал холодным и даже раздраженным. Это определенный сигнал тревоги.
Как исправить?
Предложите личную беседу, обязательно к ней подготовьтесь. Выясните, что конкретно не устраивает начальство и как вы можете это исправить, на что стоит обратить внимание и что будет считаться вашим успехом в глазах руководителя. Бывают ситуации, когда возникает недопонимание, все мы люди и можем поддаться эмоциям, поэтому искренний и открытый диалог может спасти ситуацию.
Следующий тревожный симптом: назовем его «белая ворона»
Когда в ваших делах наметился регресс, около начальства тут же возникают «гиены» из мультфильма «Маугли», которые уже знают, что коллега «висит на волоске» и они начинают вас троллить, пытаются унизить и выставить во всем «безобразии» перед руководителем. В такой ситуации однозначно проявится ошибка начальника, если он не проверит факты, которые ему предоставляют, а примет решение на эмоциях.
Как исправить?
Помогите ему разобраться, покажите вторую сторону медали: предоставьте пруфы, четкие цифры, статусы выполняемых задач. Докажите свою правоту и защитите себя, чтобы руководитель остыл и посмотрел на все с другой стороны.
Построение карьеры — тернистый путь. Тут все как в жизни: есть законы существования внутри любого социума, есть экономические предпосылки, есть эмоции. То, что нам легко дается в двадцать лет, сложнее сделать в пятьдесят, и наоборот. Нет уникальных рецептов, что делать и как себя вести. Еще классик сказал — «…и опыт, сын ошибок трудных» — единственный нам советчик.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Популярное
Материалы по теме
-
Пройти курс «Как построить личный бренд»
- 1 11 вещей, которые нужно сделать после того, как вас уволили Скажите «спасибо» 25 июня 16:25
- 2 Когда увольнение не выход: что делать начальнику с «проблемным» сотрудником? Не спешите делать выводы 01 марта 19:50
- 3 Три фактора, которые нужно учесть перед увольнением сотрудника Как принять решение об увольнении 07 декабря 19:40
- 4 Как правильно объяснить, почему вы уволились Лайфхак для собеседования 20 апреля 19:00
- 5 Увольнение? Без паники! План действий, который пригодится в кризис 24 февраля 10:42