По данным McKinsey&Co, каждый второй B2B-покупатель откладывает сделки из-за эпидемиологической ситуации. Если раньше 43% больших продаж приходилось на офлайн-встречи, то после карантина доля снизилась до 16%.
Теперь менеджеры вынуждены изучать новые подходы к корпоративному клиенту. Например, готовить онлайн-презентации или тщательнее работать вместе с маркетологами над образом бренда в сети. Юрий Николаев, директор по продажам «Битрикс24», рассказал, как не затянуть сделку на годы и что нужно учесть, чтобы наконец подписать контракт с корпорацией.
Сосредоточьтесь на экспертном контенте
Некий образ в онлайне есть не только у блогеров или обычных пользователей, но и у бизнеса. Почему на один блог мы с удовольствием подпишемся, а второй с недоверием обойдем стороной? Чей-то продукт почти без раздумий купим, а другой не станем даже рассматривать?
Дело не только в качестве контента. Самое главное — глубокое понимание темы, в которой человек или бизнес хочет казаться профессионалом. Поэтому одна из главных целей B2B-бренда сегодня — показать свою экспертность, идейное лидерство и знание рынка. Сейчас, когда корпоративные продажи перешли в онлайн, это особенно важно.
По данным Edelman, для 48% клиентов основной причиной для закрытия сделки с подрядчиком стал его образ лидера и эксперта. 41% топ-менеджеров отметил, что именно доверие к профессионализму побудило их пригласить компанию в тендер.
Несколько лет назад появилось понятие social selling, то есть продажи в социальных сетях. И речь идет не про банальную рекламу цветных носков в Facebook, а про первую коммуникацию эксперта с потенциальными заказчиками. Сегодня эту методику активно используют крупные B2B-компании.
Как добиться того, чтобы название бренда априори ассоциировалось с нужными заказчику компетенциями? Активно использовать инструменты PR и маркетинга. Например, участвовать в профильных конференциях, публиковать в СМИ статьи на интересные рынку темы от лица сотрудников, попадать в рейтинги, правильно вести соцсети.
Лучше всего заранее согласовать коммуникационную стратегию между пиарщиками, сейлзами и маркетологами. Все косвенные и прямые участники процесса продаж должны работать сообща и мэтчить (англ. match) свои цели с задачами бизнеса.
Например, в нашей компании PR-менеджеры вовлечены в подготовку материалов совместно с крупными клиентами, а Enterprise-отдел ставит задачи интернет-маркетологу, который занимается ими приоритетно.
Найдите того, кто принимает решение
Однажды мы в «Битрикс24» продавали решение почти пять лет. Долгие сделки в B2B — не самое приятное, но привычное дело. Такое случается, когда у ИТ-продукта сложный процесс внедрения и высокая стоимость.
Чтобы не затягивать переговоры, нужно сразу идти с предложением к нужным людям, то есть искать лицо, принимающее решение (ЛПР). Стоит помнить, что дорогой B2B-продукт, скорее всего, будет покупать не один человек, а несколько. В 84% случаев решение о сделке с чеком более $5 тыс. принимает группа из трех и более сотрудников.
Что делать? Разобраться, за кем из них последнее слово. Но стараться учитывать интересы и возражения каждого. Вот стандартная ситуация: группа из одного ЛПР и нескольких ЛВР-ов — лиц, влияющих на решение. Например, компания хочет внедрить CRM. В таком случае менеджер охотится за согласием директора по продажам — он и есть ЛПР. Но получить его снисхождение не получится, если продукт не понимают подчиненные директора: маркетологи, операторы колл-центра и так далее. Они — это ЛВР.
Главное для продажника — не только найти того, от чьего мнения зависит сделка. Его цель — вырастить своих союзников среди тех, кто влияет на ЛПР.
Самой большой проблемой на пути к подписанному контракту могут стать так называемые «гномы». Так сейлзы зовут тех, кто на самом деле ничего не решает, но страдает «синдромом вахтера». «Гномы» делают важный вид и не передают предложение реальному ЛПР.
Способ борьбы только один — всеми способами искать выходы на нужного человека. Например, писать ему в социальных сетях или выходить на контакт с помощью друзей. Некоторые практикуют даже бумажные письма: компании обязаны регистрировать входящую корреспонденцию и передавать ее в руки получателю.
Когда я был молодым продажником, мне удалось обойти «гнома» через знакомого, который свел меня с ЛПР. Контракт удалось подписать за два дня.
Изучите клиента
Давайте признаемся: чаще всего заказчики не любят общаться с продажниками. Это происходит из-за двух причин:
- Низкая квалификация менеджера. Например, когда он не может ответить на какие-то вопросы о продукте.
- Недостаток подготовки. Главная ошибка сейлза — не изучить перед встречей с ЛПР бэкграунд компании, ее конкурентов, цели и боли.
Самый простой способ подготовиться к переговорам — методология BANT. Она помогает проанализировать бизнес заказчика и заранее наметить формат сотрудничества.
BANT — это четыре критерия:
- B (Budget) – бюджет;
- A (Authority) — полномочия;
- N (Need) — потребность;
- T (Timeline) — время.
Например, если бюджет заказчика на квартал — сумма с пятью нулями, а ваше комплексное решение стоит дороже, можно вместе определить самые приоритетные «боли» и сразу прийти на встречу с презентацией точечного продукта. Иногда исследования требует не только бизнес потенциального заказчика, но и сам ЛПР.
Однажды я вел переговоры с владельцем компании по продаже компьютерной техники. Мы договорились о цене, объемах работы и почти ударили по рукам. Но на одной из встреч я имел неосторожность похвастаться тем, что один из его конкурентов уже работает с нами. Оказалось, владелец испытывал личную неприязнь к руководителю той компании. Сделка сорвалась. Я потратил несколько месяцев, чтобы вернуть расположение клиента.
Этот случай научил меня не только думать наперед, но и заранее «утеплять» отношения с заказчиком. Это особенность российского менталитета: человеку проще купить «у друга», чем у незнакомца. Для этого надо знать, что клиент любит, а что нет, следить за его постами в социальных сетях, вовремя поздравлять его с праздниками или делиться полезными рекомендациями по запросу.
Адаптируйте предложение под нужды бизнеса
Если в B2C-продажах персонализацией никого не удивить, то для B2B точечная работа с клиентскими данными — относительно свежий тренд. В ближайшее время 52% компаний планируют увеличить расходы на «умный» контент-маркетинг.
Например, персонализировать свое предложение: от подборки товаров, которая формируется на базе прошлых предпочтений пользователя до личных email-рассылок или более глубокого использования больших данных. В такие решения уже инвестирует Amazon, а среди российских корпораций — маркетплейсы вроде «СберМаркета» и Ozon.
Как обычный продажник может использовать тренд на персонализацию? Изучая данные о B2B-клиентах в базе, он может «допродавать» бизнесу другие нужные решения. А еще — наконец перестать предлагать разным заказчиками один и тот же продукт под все боли.
Например, одна из причин покупки софта для электронного документооборота — повышение прозрачности внутри компании. Руководство хочет знать, сколько стоила та или иная закупка, кто именно подписал сомнительный контракт.
Задача хорошего продажника — понять, зачем именно бизнесу нужен ЭДО. И строить переговоры вокруг решения, а не своего продукта. Компании безразлично, что ваш софт лучший — ей важно понимать, как именно он может закрыть ее потребности.
Отложите сделку, если не можете гарантировать результат
Много лет назад я заключил консалтинговый договор с одной крупной международной компанией. Мне казалось, что мы без проблем сможем потянуть такого клиента. На деле мы столкнулись с десятком больших и маленьких нюансов, в которых не разбирались. Мы не смогли дать заказчику нужную экспертизу, сильно рискнули своей репутацией, но кое-как спасли ситуацию. У этой истории счастливый конец, но так везет не всем коллегам по рынку.
Часто небольшая компания стремится выиграть тендер, побеждает с красивым предложением, но в итоге садится в лужу. Все потому, что она не может дать клиенту заявленное качество или количество услуг. Например, просто-напросто не хватает рук. В таком случае бизнес может попасть в реестр недобросовестных поставщиков и на два года лишиться возможности участвовать в некоторых торгах и закупках.
Главное для продавца — быть осторожным и не продавать то, что невозможно реализовать. И дело не только в репутации.
Как правило, большие заказчики работают по постоплате. Если вы урвете себе контракт на миллионы рублей, то можете столкнуться с кассовым разрывом. Шанс обанкротиться для маленького подрядчика в таком случае гораздо выше, чем шанс заработать.
Если все-таки хотите попробовать себя в работе с «крупняком», консультируйтесь с опытными юристами. Или отдавайте контракт более развитому конкуренту — конечно, за процент и в рамках взаимовыгодного союза.
Как получить максимум
- Сделайте из сотрудников компании экспертов рынка
Работайте над публичным контентом вместе с пиарщиками, продажниками и маркетологами: пишите статьи, ходите на конференции, покажите, что хорошо знаете «боли» бизнеса. Чем выше ваша экспертиза, тем больше шансов на контракт с крупным клиентом.
- Ищите тех, кто принимает решения
Предлагайте свой продукт напрямую тем, кому он может быть интересен. И не забывайте про ЛВР-ов — тех, кто влияет на мнение руководителя. Их интересы тоже важно учитывать.
- Смотрите на данные
Работайте бок о бок с аналитиками и следите за тем, как «теплый» клиент ведет себя в вашем продукте. Так вы сможете увидеть, что еще можно ему «допродать».
- Персонализируйте предложение
Готовьте отдельную презентацию для каждого потенциального заказчика. Заранее узнайте, в чем он нуждается, и проанализируйте его конкурентов.
- Изучите клиента
Поможет методология BANT и наблюдение за тем, как бизнес и его представители ведут себя в сети. Постарайтесь стать полезным другом для ЛПР, но не надоедайте.
- Будьте осторожны
Не беритесь за многомиллионный контракт, если не уверены в своих силах. Штрафные санкции за неисполнение обязательств могут повлечь за собой банкротство и потерю репутации.
Фото на обложке: fizkes/shutterstock.com
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Как преуспеть на Ozon»
- 1 Эти компании процветали во время пандемии. Что с ними сейчас?
- 2 Долгий коронавирус может сделать мозг на 10 лет старше — исследование
- 3 Поставки новых iPhone задержатся из-за коронавирусных ограничений на заводе Foxconn
- 4 Россия с 15 июля снимет все коронавирусные ограничения на пересечение границы
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025