Top.Mail.Ru
Колонки

«Всегда найдётся азиат, который сделает дешевле». Как выбрать идеальный IT-продукт

Колонки
Дмитрий Пухтин
Дмитрий Пухтин

Руководитель отдела продаж Touch Instinct

Виктория Кравченко

Частенько клиент покупает там, где дешевле. Зачем переплачивать? Но если мы говорим об IT-решениях, то меньшая цена часто оборачивается худшим качеством.

Дмитрий Пухтин, руководитель отдела продаж Touch Instinct, рассказал, на что обратить внимание при сравнении цен на разработку мобильного приложения. 

«Всегда найдётся азиат, который сделает дешевле». Как выбрать идеальный IT-продукт

На рынке IT-услуг нижнего уровня цены нет

Продажа IT-решения в расхожем мнении — торговля за сферического коня с ценником в вакууме, которого продавец пытается «впарить», а покупатель приобрести подешевле. Иногда торговля строится вокруг вариантов окраски и комплектации условного коня. Как говорят в интернетах: «Всегда найдётся азиат, который сделает лучше тебя». 

Так и в продажах — всегда найдётся продавец, который создаст у покупателя иллюзию, что именно этот сферический конь будет пахать без остановки, но за низкий прайс.

На рынке IT-услуг нижнего уровня цены нет. Где-то там всегда есть голодный студент, который пообещает качество как у Татьяныча за 50 рублей плюс на проезд. Слава богу, со студентами уже давно работают только те, кто понимает, что получат на выходе.

Остановимся на компаниях, которые создают сайты и мобильные приложения. Чтобы заполучить клиента, продавцы в этих компаниях делают практически одну и ту же работу: созваниваются, считают, предлагают решения. В итоге у заказчика на руках 10 предложений от разных подрядчиков с разной ценой.


На что обратить внимание

Допустим, вы решили сделать себе отличное мобильное приложение или сайт, или чат бота, или интерактивного розового пони. Разослали запрос на оценку в десяток компаний больших и маленьких и ждете, что вам предложат.

Кто-то ответит сразу, кто-то задаст уточняющие вопросы. Подход у всех разный. Как и цена. Но есть ряд пунктов, о которых нельзя забывать при отборе предложений. Учитывайте их, чтобы потом не обжечься.

1. Географическое положение команды разработки

Ни для кого не секрет, что аренда офиса в Сыктывкаре и в Москве — это две разные цены. К тому же зарплата программиста в Сыктывкаре пониже. Это, пожалуй, единственный объективный повод ожидать цены ниже без вреда для качества.

Если вы не можете съездить и убедиться лично, что общаетесь с достойной компанией, перепроверьте дважды, а то и трижды остальные пункты.

Совет: Если вы планируете заказать большой и дорогой продукт, не поленитесь съездить или позвать подрядчиков на встречу. В противном случае есть шанс нарваться на людей, которые могут только говорить о себе.

2. Опыт компании

Обычно проект оценивает менеджер по проектам или технический директор. Специалист дает оценку на основании опыта и профессиональной мудрости. Он либо знает, что «тут придется повозиться» и закладывает это в оценку, либо не знает и не закладывает. Обычно те, кто оценивает дешевле всех, потом в три раза увеличивают стоимость во время работ. Или сдают недоделанный билд и исчезают в тумане. Тут как повезет.

Совет: Спросите у представителя компании про смежный опыт. Если его нет, это не страшно. Но тогда поинтересуйтесь про следующий пункт.

3. Риски

Их закладывают в оценку, если сомневаются в реализации той или иной функциональности. Абсолютно нормально спросить, сколько их заложили.

Совет: Если на ваш вопрос про опыт вам ответили: «Чет, ну, как-то так…», а рисков при этом не заложили, бегите и сжигайте всю входящую почту от этой компании.

4. Состав команды проекта

Если компания предлагает разработку, но в смете не указала тестирование, менеджмент, дизайн — либо все очень плохо, либо это уже включено в стоимость. Уточните этот момент. Стандартно закладывается 50% стоимости разработки на тестирование и еще 50% — на менеджмент. Это нормально. Не заложат — ждите беды ближе к дедлайну.

Совет: Спрашивайте о том, что заложено в смету. Если отвечают «ну так, это, разработка», значит, умножайте оценку на 3. У нас был случай, когда к нам пришел клиент, со словами: «Мы ушли от предыдущего разработчика. Он нас не устраивал». 

Клиент попросил доделать 20% приложения, потому что якобы предыдущие 80% уже были сделаны. Мы получили исходники, сравнили их с дизайном экранов и пришли к выводу, что сделано 20%, но так плохо, что лучше  все переделать. Приложение не было даже минимально протестировано, а заказчик думал, что все хорошо. И его не смутило, что «бургер» лежал на боку. 

5. Специализация

Ежу понятно, что компании, которые специализируются на проектах из одной сферы, дают самую реалистичную оценку на подобные заказы. Потому что у них опыта больше, рука набита, глаз наметан. Если профессионал разработки приложений для доставки еды говорит, что ваше приложение для доставки еды будет стоить столько, запомните цифру. Опасно выбирать компанию, которая предлагает сделать задачу намного дешевле. Максимальная разница в цене —15–20%.

Совет: Если у вас есть знакомый, дальний родственник или брат свата, работающий программистом, и он говорит что «тут делать нечего», это не самое авторитетное мнение. Если компания ни разу в жизни не делала приложение в нужной сфере, но с уверенностью заявляет, что делать тут нечего, хотя бы сравните их оценку с другими. Если стоимость в 2-3 раза меньше — задумайтесь почему.

6. Выделенная команда

Очень часто из-за загруженности компания выделяет на проект разработчиков, которые разрываются на несколько проектов. Что часто приводит к их усталости и дальнейшей невнимательности. Лучше всего когда заказчик получает выделенную команду, которая не принимает участия в других проектах и меняется только в экстренных случаях.

Совет: Спросите сколько проектов ведет компания одновременно, какой у них штат, дадут ли они full-time команду. Из полученных данных составьте простое уравнение. Если разработчики будут заниматься вместе с вашим проектом еще каким-то, пострадает качество.

7. Рейтинги

Рейтинги существуют не просто так. Многие компании, которых в рейтингах нет, любят говорить: «Ну, вы же знаете, как в них попадают». Как бы намекая, что верить рейтингу нельзя. Но вы не знаете и не должны знать, как в них попадают. Есть достаточное количество рейтингов, которые строятся исключительно на отзывах реальных клиентов.

Например, Clutch или AdIndex. Если среди представивших КП компаний есть участники таких рейтингов, им можно доверять больше. Клиенты считают, что они хороши. И тратят свое время, чтобы поучаствовать в опросе представителей рейтингов. Это о многом говорит.

Совет: Проверьте рейтинги удовлетворенности клиентов. В России это Adindex, на Западе — Clutch, Goodfirms. Если компания присутствует в таком рейтинге, то она в лепешку разобьется, чтобы вы были довольны проделанной работой.

8. Детализация КП

Если вам ответили в течение пяти часов на запрос цены, сразу же отправили красивую презентацию с цифрами и примерами работ, не торопитесь радоваться. Это еще не значит, что компания хорошо сработала. Если в КП нет детализации предполагаемой функциональности, велик шанс, что о нем никто ничего не знает и даже не подумал. А вам просто выслали цифру, потому что надо что-то быстро ответить.

Совет: Попросите компанию предоставить детализированную смету с описанием реализации хотя бы важных блоков проекта. Только так вы сможете подстраховать себя от тотального наплевательства со стороны подрядчика.


Не гонитесь за ценой

На рынке сейчас спрос по-прежнему превышает предложение, поэтому покупательская культура в области IT-решений окончательно не сформировалась. Заказчики стараются найти варианты подешевле, а потом приходят к другим компаниям переделывать. А иногда приходят к третьей компании, чтобы доделать за второй.

Чтобы избежать подобных ситуаций, выбирая подрядчика, не торопитесь.

Смотрите на то, что стоит за оценкой. Для этого можно использовать пункты из текста. Погружение потенциального подрядчика в вашу задачу является важнейшим этапом на пути к формированию объективной стоимости. Нужно учесть очень много деталей при выборе того, с кем вы будете работать. Цена, прописанная в договоре, не гарантирует, что вы получите то, что хотели за эти деньги.  

Поэтому последний совет — не спешите подписывать договор с тем, кто спешит его подписать с вами.


Материалы по теме:

«Пользуйтесь этим приложением, даже если вам нечего скрывать». Топ-3 крутых сервисов 2016 года

В московском метро могут отключить сотовую связь

Fitch понизило прогноз по Tele2 до «негативного» на фоне отказа компании от раскрытия отчетности

Агентства для агентств: кто, кому и зачем перепоручает работу?

Приложение Secret может вернуться

МТС запустила связь со скоростью выше 4G в нескольких городах

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как Amazon, Alibaba, WeChat и «Яндекс.Деньги» превратились в платежные экосистемы
  2. 2 Что большая четверка мобильных операторов делает с нашими данными
  3. 3 Тренды мобильного игрового рынка, которые помогут вам оценить индустрию
  4. 4 Золотая лихорадка на рынке мобильных приложений закончилась. Или нет?
  5. 5 «Досмартфонная эра» — краткий экскурс в историю для тех, кто так и не накопил на Vertu