Семь вопросов, которые вы должны задать себе перед встречей с инвестором

Александр Бойков

Основатель и генеральный директор хостинга TimeWeb

Расскажите друзьям
Виктория Кравченко

CEO хостинговой компании Timeweb Александр Бойков с недавних пор занялся венчурными инвестициями. За год он отсмотрел около пятисот проектов и понял, что большинство из них просто не готовы ко встрече с инвестором.

Внимание, каждый фаундер должен ответить на эти 7 вопросов, и только потом привлекать деньги.

Интересные проекты не готовы к встрече с инвестором

Я 10 лет в бизнесе. За это время скопилось достаточно опыта и знаний, захотелось новых горизонтов. Поэтому я занялся венчурными инвестициями. Мне интересны проекты с потенциалом роста в 16+ раз в течение 4–7 лет. Это могут быть XaaS/IT-проекты c использованием lean startup подхода к развитию, VR/AR, AI, Medtech.

Таких проектов в этом году я отсмотрел около пятисот. И часто сталкивался с тем, что интересные проекты просто не готовы к встрече с инвестором.  

В чем главная проблема недопонимания между инвесторами и фаундерами?

Для каждого фаундера его стартап уникален. Он заражён идеей и видит свой проект в розовом свете. Это нормально. Без энтузиазма в отношении своего бизнеса мы не увидели бы тех компаний, которые прямо сейчас меняют нашу реальность.  

А что со стороны инвестора?

Для него венчурный рынок — один из инструментов роста капитала. Поэтому инвестиции в стартапы видятся как совокупность доходности, ликвидности и рисков.

Если вдруг появится инструмент, который позволит получать такую же доходность с меньшими рисками — венчурное инвестирование умрёт. 

Естественно, что инвестор стремится уменьшить риски. А в стартапе их целая пачка: риски на команду, продукт, рынок и его отсутствие, конкуренцию и даже кражу идеи или IP (интеллектуальной собственности)... Поэтому инвестор всегда пытается предусмотреть все возможные варианты событий и рассчитать свои риски наперёд.

У венчурных инвесторов есть несколько вопросов, ответы на которые хочется знать с самого начала. Я взял на себя смелость и составил небольшой список для фаундеров, которые хотят привлечь инвестиции. 


Задайте себе эти вопросы перед встречей с инвестором

Вопрос 1. В чём ваше «нечестное преимущество»? 

Что даст вам возможность получить мощный отрыв от конкурентов? Может, у вас есть доступ к целевой аудитории, которого нет и не может быть у конкурентов. Или вы можете снизить операционные затраты и за счёт этого держать цену в два раза меньше? 

«Нечестным преимуществом» пользуются все крупные компании, выводящие свой продукт на рынок.

У них уже есть аудитория, которая может частично пересекаться с ЦА нового продукта. Это позволяет им при прочих равных выигрывать борьбу за рынок. Подумайте, есть ли у вас дружественные компании, при помощи которых вы сможете получить доступ к вашей ЦА? Или может быть эта компания проинвестирует в ваш стартап с дисконтом, получив большую долю, но предоставив возможность оторваться от конкурентов.

Хороший вариант «нечестного преимущества» — это тайное знание о рынке, которое можно получить проведением глубинных customer interview.

 Главное не задавать вопросы в лоб, как это делают большинство стартапов. Существует готовая методика, описанная в книге «Спроси маму» Роба Фицпатрика. Изобретать велосипед не нужно.

Вопрос 2. Есть ли у вас стратегия? 

Хорошо, если у вас есть «нечестное преимущество». Но, знаете ли вы, как вы будете удерживать преимущество в сегменте? Как будете растить долю? Что защитит вас от прихода крупных игроков? Ответы на эти вопросы даёт стратегия выхода на рынок или go-2-market стратегия. 

Самая частая ошибка, которую я слышу это: «Рынок составляет $5 миллиардов, мы займём на нём 0,1%. Нам этого хватит».

Кажется, что раз рынок такой большой, то уж такую микроскопическую долю может захватить любой. Но здесь как раз и подвох. Когда я задаю вопрос: «Как ты будешь это делать?», в ответ получаю: «Ну, как... Рекламироваться в Яндексе, Гугле». Такая стратегия обречена. Крупные компании на быстрорастущих рынках заливают рынок деньгами. Это значит, что вы будете работать себе в убыток. 

Вопрос 3. Что же делать?

Например, вы можете начать завоёвывать рынок с тех сегментов, которые проще всего защитить. На каждом рынке есть сегменты, недолюбленные крупными игроками. Начните с них. Если вы никогда не строили стратегию, обратитесь к ментору. Это не самая сложная задача в бизнесе, но нужно иметь бенчмарк, чтобы иметь возможность оценить её качество. 

Имея хорошую стратегию, вы сможете двигаться сегмент за сегментом до тех пор, пока не получите лидерство на рынке. Это атака рынка снизу. Если же вы будете работать во все стороны одновременно, то просто растратите ресурсы и не займете никакой доли. 

Вопрос 4. К чему вы идёте? 

Это один из основных вопросов инвестора. Так он определяет, каким образом получит свой возврат на инвестиции. Существует несколько вариантов и каждый из них может быть интересен.

  • Например, вы работаете на капитализацию. В этом случае хорошо бы заранее подумать о том, какому именно стратегу будет интересна ваша компания. Если вы сможете заранее провести переговоры и договориться о трекинге, то получить инвестиции будет на порядок легче.
  • Не на всех рынках возможны экзиты по адекватным мультипликаторам. Но, возможно, на них можно обеспечить хороший дивидендный поток. 

Чего точно не рекомендую — это указывать в питче то, что выход для инвестора будет через IPO. Как правило, решение об IPO принимается уже в зрелой компании, когда выясняется, что это самый подходящий компании инструмент.

Вопрос 5. Сбалансирована ли команда? 

Редкий стартап вырастает из одного основателя. Почти все крупные компании на слуху начинались с двух и более людей. Существует несколько методик, по которым проверяется сбалансированность команды. 

В команде должны быть технический специалист и маркетолог. Очень редко эти две сущности хорошо уживаются в одном человеке.

Один создаёт продукт, обеспечивает технологии, а другой — занимается продвижением продукта на рынок. Для быстрого роста оба эти человека должны быть профи в своих направлениях. Вообще, от первых 10 человек в стартапе зависит успех всей компании. 

Можно оценить состав по Адизесу, когда мы смотрим на ключевые качества членов команды. На старте должны обязательно быть P-производство и E-предпринимательство. С ростом команды понадобятся ещё A-администрирование и I-интеграция. Если не будет P - стартап будет витать в миллионе идей, которые никогда не реализуются. Если не будет E - стартап не сдвинется с места.

Я инвестирую в людей, поэтому для меня это важнейший пункт.

Вопрос 6. Проанализированы ли риски? 

Это самая недооцененная часть презентации проекта, но она одна из самых важных для инвестора. Мало кто из стартапов занимается системным риск-анализом, в то время как наличие такого анализа является показателем зрелости предпринимателя.

Как анализировать риски? Совсем необязательно делать талмуд с перечислением всех возможных и невозможных событий. Достаточно проанализировать 5-10 основных. Всё равно отработает риск, который вы не учли. Так зачем тогда это делать? 

Начиная анализировать эти риски, ты автоматически уменьшаешь вероятность их возникновения. Например, мы анализируем риск нехватки инвестиций в оборудование из-за скачка курса доллара. Мы оцениваем этот риск весьма вероятным и его влияние на наш стартап очень серьёзное.

Что мы можем сделать с этим риском? Как минимум мы можем вместо закупки оборудования использовать аренду. Либо мы можем заранее закупить валюты на весь раунд, чтобы снять этот риск. 

Оценка рисков способна заставить нас принимать креативные решения, оберегающие бизнес, о которых раньше мы бы не подумали. 

Вопрос 7. Готов ли стартап к инвестиции? 

Если у вас ещё нет подтверждённой бизнес-модели и product-market fit, привлекать инвестиции рано. В поисках ЦА и первых продаж стартапу предстоит проверить десятки гипотез и, возможно, сделать несколько пивотов. Гораздо дешевле для вас же делать это на свои деньги. Если вы спалите те же 30% стартапа на поиск бизнес-модели, у вас останется совсем небольшая доля для его последующего масштабирования. 

В России инвесторы за редким исключением не будут инвестировать на раннем этапе. 

Так когда привлекать инвестиции? Когда стало понятно, какие конкретно действия позволят стартапу вырасти. Гипотезы и масштабирование каналов проверены, договорённости с партнёрами достигнуты и остаётся только залить денег. Такой стартап идеален для венчурного инвестирования и принесёт всем участникам хорошую отдачу.

Ставьте себя на место инвестора. Спросите себя: готов ли я отдать $100–200 тысяч незнакомому человеку под обещание вырастить мои деньги без каких-либо гарантий? Умение встать на место инвестора и посмотреть на свой стартап его глазами гарантирует вам получение инвестиций.

Конечно, нельзя предусмотреть все вопросы, которые можно получить на презентации проекта. Но это — основные, вы можете оттолкнуться от них, чтобы привлечь и удержать интерес инвестора.


Материалы по теме:

Жизнь главы Snap Эвана Шпигеля, самого молодого миллиардера в мире

«В нашей компании отпуск отменили». Как живется сотрудникам китайского дистрибьютора в России

11 лекций, которые научат вас ведению бизнеса

11 подкастов, на которые стоит подписаться каждому

Спасибо ботам: как за 3 недели получить 400 клиентов с бюджетом в 20 млн долларов

История одного халата: как стартаперы из России привлекли внимание всех


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Sibos
16 октября 2017
Ещё события