Top.Mail.Ru
Колонки

Инвестиции в селлеров: что узнать о продавце, прежде чем вкладывать в него деньги

Колонки
Сергей Кротков
Сергей Кротков

Генеральный директор «Маркет Эксперт»

Елизавета Шатохина

Рост рынка маркетплейсов и продаж на них делает сегмент выгодным для инвестиций. Но там, где растет рынок, растут и риски появления недобросовестных игроков. Чтобы инвестиции были успешными, важно правильно выбирать и проверять селлера, руководствуясь не только его обещаниями.

Сергей Кротков, генеральный директор «Маркет Эксперт» объяснил, как грамотно провести финансовую и юридическую аналитику, что нужно узнать о селлере, прежде чем инвестировать в него, и о чем его спрашивать.

Инвестиции в селлеров: что узнать о продавце, прежде чем вкладывать в него деньги
  1. Колонки

 

Почему инвестору важно соблюдать осторожность

По данным исследования Data Insight, рынок интернет-торговли в России в 2023 году вырос на 48%, а рынок маркетплейсов — на 92%. Вместе с большим спросом растет и количество селлеров.

Среди селлеров есть и такие, для кого продажа товаров — не основной заработок. Такие предприниматели настроены на продажу обучения по заработку на маркетплейсах, а не на развитите собственного бизнеса. Для них он просто ширма.

Селлеры-инфоцыгане могут обещать огромную прибыль при минимальных затратах и выпускать курсы с громкими названиями вроде: «Миллион на маркетплейсе за месяц». Цена на них достигают десятки тысяч рублей. При этом у селлеров нет больших продаж: они скрывают или завышают цифры прибыли или показывают чужие с помощью сомнительных скриншотов, которые получают от своих «учеников».

Попадая на недобросовестных селлеров, инвесторы отказываются от инвестиций во всю отрасль. Им кажется, что этот рынок, где предприниматель «выстреливает» и потухает. Однако на рынке есть масса предпринимателей, которые стабильно и качественно растут, и в таких людей стоит инвестировать.

При принятии решения об инвестировании важно проверить бизнес и задать продавцу ряд вопросов. Это поможет оценить надежность и перспективность компании, а также снизить риски. 


По теме. Селлер маркетплейса: кто такой, как им стать и сколько он зарабатывает

Как и на какие маркетплейсы лучше зайти, чтобы не прогореть, а заработать? Выбери подходящее обучение в каталоге курсов по маркетплейсам.

 

Этап 1: самостоятельная проверка документов селлера

В первую очередь инвестор должен провести фундаментальный анализ селлера по ИНН. Эти данные должны быть в свободном доступе. Посмотрите на то, кто на самом деле учредитель компании, кто генеральный директор, менялись ли эти данные, как часто, какой уставной капитал.

Отдельно необходимо изучить финансовую отчетность селлера. Она должна быть открытой, а финансовые документы — показывать стабильность и рентабельность бизнеса. Нужно проверить компанию по трем показателям: выручка, прибыль, количество долгов. Если компания убыточна и в отчетности видно, что концы с концами не сходятся, инвестировать не стоит.

Здесь важно понять, как ведется бизнес, нет ли серых схем. Если по бумагам у селлера прибыль условно 100 000 рублей, лишь бы налогов меньше платить, при этом он просит у инвестора миллионы на развитие, у инвестора нет никаких гарантий сохранности его денег.

Не будет лишним проверить и наличие судебных дел, которые возбуждены в отношении селлера: активных или завершенных. Это позволит определить его добросовестность и платежеспособность.

Провести проверку можно по ИНН, ОГРН или названию компании. Важно посмотреть, участвовал ли вообще селлер в судебных делах, как часто, чем все завершилось, какие именно были претензии к нему. Например, на него подавали в суд из-за нарушения условий договора.

Нужно проверить финансовые и юридические показатели не только самой компании, но и учредителей, и генерального директора. Есть ли исполнительные листы, ограничения, ведутся ли какие-то производства. Кредитная история и платежная дисциплина главы компании показательна. Если он не платит налоги или штрафы, маловероятно, что он будет своевременно выплачивать проценты инвесторам.

Проверить можно с помощью государственных сервисов и платных систем анализа:

  1. Ресурс бухгалтерской отчетности (БФО).
  2. Картотека арбитражных дел.
  3. Федеральная служба судебных приставов (ФССП).
  4. Национальное бюро кредитных историй.
  5. Rusprofile: проверка надежности контрагентов по основным параметрам.
  6. «Спарк» — информация о российских компаниях.

Также вскоре начнет действовать законопроект, по которому маркетплейсы начнут передавать данные о расчетах с селлерами в ФНС. Это позволит выявлять тех, кто использовал схемы дробления бизнеса.

 

Этап 2: дополнительный запрос документов

В личной коммуникации с селлером можно запросить у него те же документы, которые вы уже проверили самостоятельно: от ИНН до финансовой отчетности. Это необходимо как минимум для того, чтобы сделать выводы о честности селлера. Нечистые на руку люди насторожатся даже на вопросе об ИНН. 

Важно, чтобы селлер демонстрировал прозрачность в ведении бизнеса, готовность предоставлять полную информацию о финансовых показателях и юридическом статусе компании.

Важный нюанс: «недобросовестные» селлеры показывают в качестве финансовых результатов скрины со своего кабинета на маркетплейсе. Но этот показатель отличается от бухгалтерской отчетности. Маркетплейс демонстрирует сумму продаж без вычета налогов, комиссии за маркетинг, комиссии за хранение и доставку товаров. Если же селлер показывает сразу бухгалтерскую отчетность — это хороший знак. 

Даже если к вам приходит человек, которого вы знаете лично, не стоит полагаться только на доверие. Проверьте его историю: в том числе на наличие долгов или судебных разбирательств.

Помимо финансовых показателей можно запросить:

  • ссылки на магазины на маркетплейсах;
  • отчеты об инвестициях;
  • информацию о запатентованных товарных знаках;
  • публикации о компании;
  • личные страницы руководителей компании.

По теме. Как продавцы на маркетплейсах могут оптимизировать налоговый учёт


 

Этап 3: общение с селлером

Обязательно стоит лично пообщаться с селлером, чтобы понять не только его цели и задачи, но и кто он как предприниматель и человек, какая у него команда. 

Профессионализм, опыт и репутация команды, личный бренд каждого члена команды, их поведение в публичной сфере и взаимодействие с окружающими играют большую роль в развитии бизнеса. Руководитель должен быть «прозрачным», обладать хорошей репутацией.

Что стоит спросить:

  1. Про долгосрочные перспективы. Какие у селлера планы по развитию бизнеса и увеличению доходов?
  2. Про команду. Кто в нее входит? Каков профессиональный опыт и достижения участников команды? Каковы их амбиции и цели? Получали ли участники команды хорошие отзывы, какую репутацию в отрасли заработали?
  3. Про инвестиции. Кто уже вкладывал деньги в селлера? В каких объемах, на каких условиях?

Не надо стесняться задавать неудобные вопросы. Чем больше деталей инвестор получит, тем меньше у него будет рисков. 

 

Дополнительные рекомендации 

Можно провести дополнительную психологическую проверку селлера, попросив у него личное поручительство как гарант сохранности инвестиционного капитала. Это поможет оценить его уверенность в успехе бизнеса и честность намерений. Если он начнет юлить, это может быть тревожным сигналом, что он не готов поручиться своими активами.

Впервые взаимодействуя с конкретным селлером, не стоит вкладывать сразу большие суммы. Можно разбить их на несколько траншей: например, не 5 млн рублей сразу, а переводить по 1 млн рублей. Лучше потерять 1 млн рублей, чем 5 млн рублей. Инвестируйте поэтапно, проверяя результаты на каждом этапе.

Также стоит избегать экспериментов. Не инвестируйте большие суммы в проекты, которые находятся на стадии эксперимента. Дождитесь подтверждения их успеха на малых суммах. Если как минимум два раза от этих действий был хороший результат, то можно попробовать.

Селлеры на маркетплейсах сейчас показывают хороший рост, как и весь рынок, и могут быть интересны для инвестиций. Но инвестору важно уделить большое внимание проверке выбранного селлера: его финансовых показателей, юридических аспектов, личных характеристик. 

Основа успешных вложений — аналитика. Подробная проверка бизнеса и собственника поможет принять обоснованное решение об инвестировании в прозрачную компанию с четкими планами по достижению доходности.

Фото на обложке: Freepik

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Что такое фьючерсы и как ими торговать на бирже
  2. 2 Акционеры Globaltrans одобрили выкуп депозитарных расписок по 520 рублей
  3. 3 Строительство транспортного коридора на Сахалин оценили в 1 трлн рублей
  4. 4 «СПБ Биржа» заявила о планах провести не менее пяти IPO в 2025 году
  5. 5 OpenAI оформила кредитную линию на $4 млрд в дополнение к инвестициям в $6,6 млрд