Колонки

«Роль инвесторов в России очень скромна»

Колонки
Федор Анциферов
Федор Анциферов

CEO Command Spot

Федор Анциферов
Федор Анциферов, CEO Command Spot, рассказал, чем живет российский рынок Интернета вещей и почему в ближайшее время стоит ожидать его роста.
«Роль инвесторов в России очень скромна»

По теме: Как обезопасить Интернет вещей?Российский рынок Интернета вещей молод, но заметен. Причем некоторые проекты приобрели известность на мировом рынке, как, например, браслет Healbe (успешная краудфандинговая кампания по сбору средств на Indiegogo в 2014 году), система для умного дома Iridium mobile, а также Remoto, проект из области Connected Cars.

В отличие от мирового, российский рынок IoT мало кто оценивает. Мне известна только оценка агентства J’son & Partners: по их прогнозам, объем российского рынка Интернета вещей составит в 2015 году $527 млн, а в 2020 году – $980 млн. Наш рынок IoT, конечно, отстает от зарубежных. Это видно и по количеству проектов, и по самому рынку. Навскидку вряд ли можно назвать более 30 проектов, из них еще меньше – состоявшихся историй успеха.

Развитие IoT идет, но не так быстро, как хотелось бы. В настоящий момент начинается серьезная поддержка отрасли со стороны государства, госкорпораций и некоторых крупных частных компаний. Возможно, рынку удастся ускорить рост уже в следующем году. К тому же, наметился тренд на импортозамещение, что, в теории, также должно ускорить рост.

Не хочется никого пугать, но все же. Решили вы купить, скажем, умный термостат Nest. Куда будут уходить данные с вашего термостата? Правильно, в облака Google. В рамках отдельно взятого домохозяйства это не очень страшно. А с точки зрения крупного производства получается, что данные с турбин, произведенных General Electric, на электростанциях, построенных E-on, хранятся где? На зарубежных серверах. Поэтому в ближайшее время стоит ожидать развития российских аналогов многих зарубежных разработок из области Интернета вещей.


Готовы ли потребители к «умным» гаджетам?

На мой взгляд, российский потребитель пока к «умным» гаджетам не готов. Многие наши сограждане даже не понимают, что такое «умный дом».

По мнению руководителя магазина гаджетов Madrobot Николая Белоусова, в настоящий момент умными устройствами интересуются только самые продвинутые – гики и инноваторы. Но такая ситуация сложилась не только у нас в стране. Приведу один пример. В свое время американский стартап в сфере умного дома 4Home, созданный, кстати, эмигрировавшим в Кремниевую долину выпускником МГУ Алексеем Федосеевым, спустя несколько раундов финансирования был продан Motorola. После некоторых изменений продукт Motorola в виде субсидированного набора устройств и сервиса по управлению ими стал продаваться крупнейшим в США оператором связи Verizon. А когда была продана сама Motorola, продукт и сервис достались компании ARRIS, которая просто закрыла этот проект.


Когда «умные дома» смогут стать обычным явлением?

По теме: Интернет вещей. Куда смотрят венчурные фонды?Продажи умных домов в России начнутся так же, как и в Америке, усилиями сервис-провайдеров – таких как «МТС» или «Ростелеком». А здесь возможны два варианта. Если провайдеры будут вкладывать много ресурсов в продвижение таких продуктов, то сдвиг произойдет через 2-3 года. Если нет, то процесс затянется лет на 5.

Но здесь нельзя и недооценивать реальные потребности клиентов. Почему в США приобрели определенную популярность умные термостаты Nest, Ecobee, Honeywell? Потому что Америка в основном одноэтажная. Собственники частных домов управляют отоплением и кондиционированием с помощью термостатов, которые есть в каждом доме. Расходы по энергопотреблению существенны, а умные термостаты позволяют их серьезно сократить.

Доля расходов российской семьи на энергопотребление в многоквартирном доме в общих расходах, в общем-то, не критична, и никаких термостатов в наших квартирах не предусмотрено. Поэтому потребности в «умных» термостатах для квартир мы не наблюдаем. Нет реальных потребностей – нет продаж.

На мой взгляд, потребность № 1 для российских потенциальных потребителей – это безопасность дома.

Это подтверждается как нашими, так и другими  исследованиями по теме.


В чем проблема IoT в России?

Технические проблемы Интернета вещей в России не являются какими-то особенными. Как и везде: проблема отсутствия стандартов и общих протоколов, проблема безопасности, проблема энергопитания беспроводных устройств.

Из специфических проблем хочется отметить проблемы организации прототипирования, опытного, а в дальнейшем – и серийного производства. Если проблемы прототипирования еще можно решить, то с производством дела пока обстоят не очень хорошо. С введением в действие новых технопарков проблема опытного производства должна быть хотя бы частично снята.

 Кроме того, до недавнего времени ни государство, ни крупные российские компании в упор не замечали неразвитость отечественного сегмента Интернета вещей, что в дальнейшем может привести к реализации некоторых угроз безопасности. Надеюсь, что ситуация в  следующем году изменится к лучшему, и это положительно скажется и на рынке, и на проектах.


Инвестиции

Intel Capital – крупнейший инвестор IoT в мире в 2014 году (по версии CB INSIGHTS). Известно, что в прошлом году фонд ImpulseVC выступил инвестором компании «Бесконтактные устройства», средства выделены на разработку контроллеров Wiren Board для умных домов и промышленности. А Maxfield Capital инвестировал в американский проект в области IoT – Weaved.

Если рассматривать совокупный вклад в мировой IoT, то роль инвесторов просто огромна. В границах России же – очень скромна.

Думаю, что любой инвестор на вопрос об инвестициях в российский Интернет вещей скажет, что просто тут очень мало хороших проектов, и в чем-то будет прав. Однако общими усилиями эту ситуацию можно изменить к лучшему.

Самая перспективная область Интернета вещей – однозначно, «умный транспорт» (Connected Cars) и все, что с этим связано. Здесь уже есть много проектов, и они получают значимый доход. Дело в том, что Россия – огромная страна с большим количеством дорог и автотранспорта. На втором месте – «промышленный интернет», он должен подняться обязательно, просто даже за счет потенциальных объемов. Также должны «выстрелить» проекты в области ЖКХ– за счет возможного потенциала экономии, сельского хозяйства – вследствие отсутствия как монополий, так и зарегулированности, а также здравоохранения – из-за крайней важности проблем.

Хотелось бы отметить стремление мобильных операторов поучаствовать в рынке Интернета вещей. Развитие и распространение технологий M2M может стать серьезным драйвером роста.


Есть ли недостаток людей и идей

К сожалению, недостаток людей наблюдается во всем IT-секторе экономики. И видимо, это проблема государственного уровня. При этом я не слышал, чтобы кто-то жаловался на недостаток идей. Но, в принципе, дело-то не в идеях, а в правильной их реализации.

На мой взгляд, стимулировать разработчиков идти в сферу Интернета вещей специально не нужно. Они сами найдут путь к наиболее перспективным разработкам, которыми и являются продукты и сервисы Интернета вещей.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Из российского стартапа можно выйти только «вон»
  2. 2 Где моя Sega: 8 забытых брендов электроники
  3. 3 Цифры дня. Недовольные клиенты подали иск на Motorola
  4. 4 Венчурные фонды жестко конкурируют за компании. Вот по какому критерию
  5. 5 Как запустить венчурный фонд
FutureFood
Кто производит «альтернативную» еду
Карта