Практически любой стартап в сфере услуг, работающий по модели Uber, рано или поздно начинает ходить по замкнутому кругу. С одной стороны, необходимо привлекать как можно больше клиентов, с другой — наращивать базу исполнителей, большинство из которых мотивирует только очередь из клиентов.
О том, какие приемы использовать для привлечения исполнителей в убероподобные сервисы и как выглядит идеальный убер-мастер, рассказывают создатели приложения Aladdin, за плечами которых более нескольких сотен интервью с потенциальными исполнителями.
Ты узнаешь его из тысячи
Идеальным мастерам для работы с Uber-приложением обычно около 30 лет. Они четко понимают, что им предстоит делать и что от них потребуется. Когда запрашиваешь у них список документов для регистрации в приложении и данные банковской карты, они понимают, что в этом не кроется никакого подвоха.
С кандидатами за 40 гораздо сложнее выстроить диалог: они либо крайне недоверчивы и насторожены либо просто не готовы работать в условиях новых технологических реалий. Мы встречали достаточно много таких людей — они рады новым предложениям, приезжают на собеседование, но при этом на месте оказывается, что у них кнопочный телефон и нет желания работать с приложением.
Фото: ShutterStock
Если же соискателя не пугают технические трудности, мы знакомимся с его опытом работы и узнаем, в оказании каких услуг мастер считает себя компетентным. Обычно мастера сами приносят какие-то сертификаты, хвастаются портфолио или отзывами клиентов. Некоторые даже демонстрируют свои наборы инструментов. Очевидно, что для адекватного специалиста главная мотивация — это охватывать больше клиентов и зарабатывать больше денег.
Страхи потенциального исполнителя
Недоверие к стартапам — классическая ситуация. Мы не раз встречали кандидатов, уже обжегшихся на приложениях, через которые они работали и которые впоследствии внезапно исчезли с рынка, не заплатив.
Что касается поколения «40 +», здесь дает о себе знать определенный багаж постсоветского прошлого. Люди всего боятся и готовы «дуть на воду».
Фото: ShutterStock
Хит-парад страхов возглавляет необходимость предоставить ксерокопию паспорта и данные банковской карты. Люди боятся, что по копии мы возьмем на них кредит или не перечислим деньги за работу. Кроме того, зачастую барьером выступает ригидность людей — им лень учиться чему-то новому, развиваться. Они предпочитают работать по старинке. У молодых ребят такие проблемы возникают реже.
Однажды к нам приехал возрастной мастер, украинец. Почти два часа он задавал нам вопросы — больше всего его волновало, зачем нам нужны данные его банковской карты. Когда мы уже все ему объяснили, и осталось только сфотографировать его паспорт, он выдал следующее: «Хотите взять кредит на мое имя?». Сложилось впечатление, что это мы проходили у него собеседование, а не он у нас.
Как заинтересовать кандидата: эффективное описание вакансии
Мы находили мастеров в интернете, звонили им и приглашали на собеседование. В первые полторы недели у нас была нулевая конверсия — ключевая ошибка крылась в слишком длинном описании вакансии. Мы долго рассказывали о приложении и его функциях, и в итоге порой люди даже недослушивали нас. Тем более мы были не первыми, кто звонил им с похожим предложением.
Чтобы гарантированно «заполучить» исполнителя, нужно сразу говорить о плюсах сотрудничества с вами. Меньше про функционал, больше про выгоду для мастера. Беззаботный заработок и свобода — вот главные преимущества, которыми мы оперировали. Описание мы сократили вдвое, конверсия выросла в три раза.
Сейчас оно состоит из двух частей:
- Первая — это наше предложение работы. Когда ты предлагаешь мастеру хорошо оплачиваемую работу на час, он невольно тебя послушает. Дальше коротко описываешь приложение. После обычно идут вопросы оплаты и оформления.
- Следующий этап — собеседование и процесс загрузки исполнителя в приложение. Мы испробовали разные подходы — сначала просто приглашали кандидатов в офис, но они чаще всего отказывались. Причина — обычная лень. Потом пытались загружать их данные дистанционно, но они либо заполняли форму с ошибками, либо не смотрели обучающие ролики. В итоге стали предлагать 800 рублей за очное собеседование, и это, конечно, сработало лучше всего.
Фото: ShutterStock
Мы решили «убить двух зайцев» сразу и использовать собеседование в исследовательских целях. За час мы успеваем и обучить кандидатов работе с сервисом, и получить обратную связь касательно удобства работы с приложением.
Один мастер нас очень впечатлил. Два года назад у него был интернет-магазин, потом он его продал. Сейчас занимается сборкой мебели и неплохо зарабатывает. По окончании собеседования он сказал: «Оставьте деньги себе. Почему вы мне должны платить, если даёте возможность зарабатывать? Это я вам должен платить, а не вы мне». Редкий пример осознанности и самоотдачи. Именно к такому мастеру мы бы обратились сами. Сразу видно — человек не слова, а дела. Сделает все, как надо.
Сейчас в приложении зарегистрировано 70 % изначально одобренных исполнителей. Мы постоянно мониторим базу исполнителей — тех, кто пассивен, либо не реагирует на вызов, — удаляем из базы.
Официальное предложение: как оформить мастера в приложение
Есть перечень документов, которые кандидатам нужно заполнить: договор оферты, в рамках которого исполнители обязуются выполнять свою работу, а мы обязуемся выплачивать им деньги, и документ, где указываются все паспортные данные. Он прикрепляется к договору-оферты.
Фото: ShutterStock
Кроме того, перед выполнением первого заказа мы вместе с мастером смотрим десятиминутный видеоролик, где показано, как работает приложение, комментируем содержание, отвечаем на вопросы. И только потом заводим мастера в приложение. После этого исполнители сразу появляются в приложении и могут приступать к работе.
Навыки коммуникации: как обучить мастера общаться с клиентом
Во время собеседования мы также оцениваем коммуникативные навыки людей. Мастера, которые не первый год в профессии, обычно уже имеют опыт общения с клиентами и знают, как себя вести. Остальным мы даем устные рекомендации и призываем к вежливой форме общения как непосредственному залогу успеха. Но как показывает практика, чрезмерно загружать информацией людей не стоит — их это пугает. Если мы видим, что мастер не способен общаться по делу, нам легче отказаться от сотрудничества с ним.
Один «очень предприимчивый» мастер настаивал на сотрудничестве с нами. Он хотел выступать как индивидуальный предприниматель: собрать бригаду и отправлять своих рабочих на вызовы. То, что это приложение определяет мастера и предлагает его клиенту в соответствии с его геолокацией, он не понимал.
Главная трудность для создателей убер-сервисов
Ключевая проблема стартапов, предоставляющих услуги по убер-модели, заключается в том, что, с одной стороны, нужно запустить рекламу среди потенциальных клиентов для появления спроса на исполнителей, а с другой — сформировать базу качественных исполнителей. Набор мастеров — процесс небыстрый. Необходимо оценить людей и в первую очередь понять, хотели бы вы сами видеть такого исполнителя у себя дома.
Эти два процесса совместить нелегко. Зачастую исполнители интересуются, как давно работает приложение и сколько заказов приходит в день. И если вы хотите построить правильные отношения с людьми – нужно говорить правду. Честность и в отношении исполнителей, и в отношении клиентов — залог хорошей репутации. А это ключевой момент для любого стартапа.
Как нанять SEOшника и не убить компанию
12 важных метрик, которые нужно знать, прежде чем искать инвестора
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Как открыть бизнес по франшизе»
- 1 «Газпром» почти вдвое сократит штат центрального аппарата
- 2 Как ставить дедлайны: пошаговое руководство к продуктивности
- 3 Корпоративный ДМС при трудоустройстве — в чем плюсы для сотрудников?
- 4 HRM: что это такое и зачем это нужно? Определение, цели и задачи HRM, роль в успехе организации
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025