Релакс-комнаты, смузи-бары и тренажерные залы в офисе: как в кино показывают работу в IT-компаниях
IT-компании в кино и сериалах — это райские места, где большую часть времени сотрудники пьют смузи и отдыхают в релакс-капсулах, получают за это миллионы долларов и ежедневно совершают технологические прорывы. Как работа в крупной IT-компании выглядит на самом деле, рассказала Екатерина Вострилова, директор по маркетингу IT-компании Kode.
Содержание:
- Что происходит в офисе
- Как нанимают сотрудников
- Чем отличается образ IT-специалиста
- Какие методы работы правдивы
- Про технологии и их этичность
- Кино vs реальность: главные мысли
Что происходит в офисе
В сериале «Кремниевая долина» первым офисом команды становится дом одного из персонажей — Эрлиха. Герои называют его бизнес-инкубатором. Но по факту это просто жилой дом, комнату в котором можно получить, отдав Эрлиху часть компании.
Многие бизнес-инкубаторы работают по такому принципу. Учитывая стоимость недвижимости в Долине, где сосредоточены все IT-гиганты и венчуры, предложение Эрлиха конкурентоспособно.
В том же сериале показан офис вымышленной компании Hooli, которую считают прототипом Google. Он представляется как место, в котором сотрудники больше отдыхают, чем работают: они спят в крио-капсулах, пьют смузи, отдыхают в парке во время рабочего дня.
Комфортный офис, больше похожий на пятизвездочный отель, показан и в фильме «Кадры». Главные герои Винс и Оуэн хотят устроиться на работу в Google, потому что слышали, как там заботятся о сотрудниках. В офисе компании есть тренажерный зал, кухня с бесплатной едой и зоны отдыха.
Крупные IT-компании действительно предлагают огромное количество нематериальных бонусов, среди которых продуманная и функциональная среда для отдыха. Но вряд ли кто-то целый день спит или просто гуляет в парке. Как правило, такие зоны нужны для быстрого восстановления сотрудников, работа которых связана с большим интеллектуальным трудом.
IT-компании дают фору любым другим по части заботы о сотрудниках. Никого уже не удивишь бесплатными печеньками или кофе. Работодатели создают комфортную среду и предлагают широкий спектр нематериальных бонусов, чтобы топовые программисты выбрали работу именно в их компании: ДМС, занятия спортом, вечеринки, развитие и обучение за корпоративный счёт.
По теме. Психологи, телепаты, прорицатели: какой показывают работу профайлеров на экране
Как нанимают сотрудников
По мнению сценаристов фильма «Кадры», попасть в IT проще всего через стажировку. Два друга за сорок теряют работу и решаются на стажировку в Google. Они занимались продажами и ничего не понимают в технологиях, но очень хотят поменять свою жизнь.
Это правда, что стажировка — самый простой способ войти в IT. Большинство компаний проводит стажировки, чтобы нанять талантливых кандидатов без большого опыта в реальных проектах.
В фильме «Кадры» стажировка показана как соревнование команд, но в реальности она предполагает обучение и менторинг со стороны сотрудников. Ведь задача стажировки — не только оценить кандидатов, но и дать дополнительные знания и опыт.
На собеседовании Винсу и Оуэну предлагают решить задачку, на первый взгляд не имеющую никакого отношения к их будущей работе: представьте, что вы монетка и попали в блендер, а блендер включили. Что вы будете делать?
В реальности на собеседованиях на роль программиста часто дают задачи по физике и математике, чтобы выявить уровень фундаментальных знаний кандидата. Правильно ли это? Сообщество до сих пор не решило.
Героев сериала взяли на стажировку, несмотря на то, что они не ответили ни на один вопрос, показывающий уровень развития их хард-скилов. Обычно IT-компании оценивают, насколько кандидаты способны к развитию и обучению. Поэтому на стажировку можно прийти без глубоких знаний конкретных инструментов или продуктов. Попасть в IT на стартовые позиции благодаря хорошо развитым софт-скилам возможно, хотя это сложнее.
Высокая конкуренция за место в IT-компании — ещё один стереотип, согласно которому некоторые компании готовы прибегать к неэтичным способам отбора. В фильме «Соцсеть» есть сцена, где герои пытаются взломать чужой сервер, чтобы показать свой уровень конкурентоспособности в профессии.
Сейчас такие действия скорее вызовут вопросы к этике кандидата и его умению работать в команде. Программирование — высококонкурентная среда, но соревнования проходят более цивилизованно: в виде хакатонов, чемпионатов по спортивному программированию или предложений решить техническое задание во время отбора на вакансию.
Чем отличается образ IT-специалиста
Ещё недавно при упоминании программистов в голове возникал образ гика в очках с толстыми линзами и свитере. Затем визуализация этого образа стала более конвенциональной, но небольшая доля «инаковости» в ней осталась.
Например, в сериале «Кремниевая долина» в команде Ричарда два программиста: бэкэндер Гилфойл и джавист Динеш. Оба персонажа построены на стереотипах о профессии. Например, Гилфоил носит хвост и любит сатанинскую музыку. Динеш, напротив, любит популярные марки автомобилей и быть в центре внимания.
CEO корпорации Hooli Гевин Белсон из этого же сериала использует эксцентричные способы избавления от стресса: медитирует в любой непонятной ситуации, заводит себе личного гуру, увлекается интервальным голоданием.
Это живой стереотип в IT-среде. На самом деле типажи разработчиков также разнообразны, как типажи специалистов любой другой профессии. Среди айтишников есть фанаты компьютерных игр или походов, любители кино или начинающие актеры, завсегдатаи книжных или ночных клубов. Нельзя сказать, что они фокусируются на одном увлечении.
Возраст IT-специалистов также не ограничен узкими рамками. Винс и Оуэн из «Кадров» в первый день понимают, что старше остальных стажеров примерно в два раза. А люди их возраста занимают исключительно высокие управленческие позиции.
Несколько лет назад средний возраст сотрудников IT-компаний не превышал 28 лет. Сейчас легко можно встретить 40-летнего разработчика — это не будет чем-то необычным.
В конце стажировки Винса и Оуэна один из ключевых сотрудников Google произносит речь в защиту героев. Он недоволен тем, что ему пришлось сказать много слов перед большим количеством людей.
Это правда: в IT-среде много интровертов, предпочитающих уединение. Коллеги и работодатели относятся к этому бережно и с пониманием. При этом никто не будет критиковать или отвергать экстраверта за его активность и желание быть в центре внимания. IT до сих пор — одна из самых принимающих и понимающих сфер, в которой людей оценивают за работу, а не за личные качества.
Какие методы работы правдивы
В какой-то момент Джаред, правая рука Ричарда из «Кремниевой долины», предлагает команде работать по методологии SCRUM. Между членами команды начинается соревнование: кто быстрее и круче закроет задачи.
Многие IT-проекты действительно работают по этой методологии или используют отдельные ее подходы. В сериале довольно правдиво показана работа по SCRUM. Разница только в том, что герои используют стикеры и доски, хотя реальные IT-компании уже давно перешли на цифровые инструменты.
Соревнование между героями выглядит немного преувеличено. Конечно, есть команды, где дух соперничества драйвит процесс. Но обычно IT-команды понимают важность каждой роли и стараются работать в одном темпе, чтобы проект двигался равномерно и логично.
Однажды сотрудник Hooli оставляет прототип смартфона компании в кафе. Такое действительно случалось у Apple. Известно, что прототип iPhone до официальной презентации несколько раз забывали в баре.
По теме. Гламур, запрещенные вещества, сделки за 5 минут: какой показывают работу финансистов на экране
Про технологии и их этичность
В фильмах герои запросто подключаются к сторонним сервисам и IT-инфраструктуре, не задумываясь о последствиях. Например, в «Скайфолл» герой подключает чужой ноутбук к общей системе компании.
В реальности такие действия могут быть расценены как халатность и нарушение OpSec. Службы безопасности IT-компаний не просто так накладывают запреты на подобные действия. Ноутбук может содержать вирусы, которые способны вывести из строя часть общей инфраструктуры компании.
В начале фильма «Соцсеть» мы видим, как Марк Цукерберг занимается веб-скрейпингом — пытается скачать данные с сайта университета, в данном случае фото красивых девушек. Алгоритмы, которые собирают данные с уже существующих сайтов, действительно распространены. Но обычно компании борются с веб-скрейпингом, чтобы сохранить авторские права и персональную информацию своих пользователей. В остальном вся сцена написания кода довольно правдивая: код написан на HTML, а Марк использует команду get.
Затем Марк пишет Facebook* на PHP. За основу он берет алгоритм, который используют в турнирных шахматных таблицах, меняет его и применяет для оценки девушек. Прототип соцсети написан на PHP — это правда. Но этичность использования алгоритма для оценки девушек очень сомнительна. Сейчас IT-компании озабочены этичностью своих действий, поэтому подобные сервисы просто не могут существовать.
Кино vs реальность: главные мысли
Кино отражает современную культуру и помогает нам увидеть эволюцию образа IT-специалиста.
В 80-х программисты в фильмах выглядели как городские сумасшедшие и ребята со странностями.
В 90-х айтишник — это супергерой, который может творить технологические чудеса.
Нулевые развенчали миф о суперспособностях айтишников, и в кино начали показывать устройство офисов IT-корпораций и людей, которые там работают.
В 20-х IT-сфера стала чем-то плюс-минус понятным. Теперь в нее может попасть каждый, кто этого действительно хочет.
*принадлежат Meta Platforms, деятельность которой признана экстремистской в РФ и запрещена.
Фото на обложке: Freepik
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Популярное
Как получить больничный, если вы не больны
Материалы по теме
-
Пройти курс «Маркетплейсы: с чего начать и как преуспeть»
- 1 В Госдуме предложили увеличить штрафы за рекламу в запрещенных соцсетях в 40 раз Сейчас размер штрафа несоразмерен получаемым доходам от рекламы, считают депутаты 26 марта 13:36
- 2 Госдума приняла закон о запрете рекламы на ресурсах нежелательных организаций Под запрет попали размещения в том числе в Facebook и Instagram 25 марта 14:41
- 3 Новая волна соцсетей. Как платные подписки, политика и ИИ меняют пейзаж социальных медиа Текущие тренды и футуристичные прогнозы 30 января 07:00
- 4 Закон Меткалфа: почему большие сети имеют успех И почему быстрый рост может погубить проект 29 сентября 16:57