Top.Mail.Ru
Колонки

«Ваша заявка принята»: 5 мифов о техподдержке в IT

Колонки
Олег Жигалов
Олег Жигалов

Технический директор и руководитель Департамента информационных технологий «Р7-Офис»

Ольга Тройникова

Пользователи IT-продуктов, которые обращаются за техподдержкой, не видят того, что происходит на бэкграунде: какую работу выполняют сотрудники помимо помощи клиентам. Из-за этого может складываться впечатление, что техподдержка бесполезна. Олег Жигалов, технический директор и руководитель Департамента информационных технологий «Р7-Офис», рассказал о пяти популярных мифах, связанных с техподдержкой, и о том, как она работает в IT-компании на самом деле.

«Ваша заявка принята»: 5 мифов о техподдержке в IT
  1. Колонки

 

В техподдержке работают люди, которые только принимают обращения

Иногда пользователи думают, что техподдержка — это только специалисты на другом конце телефона или электронной почты. Основная их задача — принимать обращения и помогать разобраться с продуктом пользователю. В реальности всё гораздо сложнее. Например, в нашей компании департамент информационных технологий состоит из нескольких подразделений: инженеров, тестировщиков, аналитиков и проектного офиса.

Инженеры занимаются разработкой высоконагруженных архитектур и обслуживанием клиентов повышенной сложности. Тестировщики — тестированием программ, которые мы получаем от разработчиков. Это как технологические альфа- и бета-сборки, так и продукты уровня RC (релиз-кандидаты). Они используют в том числе ручные технологии тестирования, проводят нагрузочные испытания. Применяют специализированные стенды, которые разрабатывают наши инженеры совместно с тестировщиками. На них проводят highload-испытания.

Аналитики классифицируют заявки: тикеты на исправление ошибок не должны перемешиваться с заявками на добавление нового функционала. Они устанавливают приоритет для каждой заявки. Важно понимать, на каких крупных клиентов может оказать эффект та или иная заявка, с какой частотой спрашивают об изменении той или иной функции и какое количество пользователей предлагаемые изменения затронут. В результате специалисты формируют список самых актуальных запросов, который после обсуждения становится следующим пулом доработок.

 

Техподдержка не влияет на разработку IT-продукта

Это один из самых популярных мифов. На самом деле техподдержка напрямую влияет на IT-продукт. Не будь техподдержки, разработчики не получали бы «с полей» обратную связь от клиентов, которые помогают выяснить, что надо улучшить в продукте.

Научись аргументировать свою точку зрения, грамотно реагировать на критику и договариваться о чём угодно с помощью бесплатного курса «Искусство переговоров».

Именно «в полях» встречаются экзотические сценарии использования программных продуктов, которые проектировщики на этапе разработки не могли себе даже представить. Без технической поддержки ресурс разработки неоправданно расходовался бы на воспроизведение ошибок в конкретной инфраструктуре. А у нас эта задача лежит на технической поддержке, и разработчикам передаётся уже структурированная диагностика.

Именно техподдержка даёт разработчикам основное направление для работы в плане развития нефункциональных характеристик продукта. В нашей компании эту задачу выполняют аналитики, которые должны понимать, на каких клиентов может оказать эффект конкретная заявка, какие ключевые клиенты и с какой частотой спрашивают об изменении той или иной функции. На выходе формируется перечень, который после обсуждения включается в план доработок.

Обработка заявок от клиентов — один из основных двигателей в принятии решения о плане работы по нашим продуктам. Например, недавно по запросу клиента в один наш продукт добавили механизм, который позволяет взаимодействовать с Exchange-сервером по нативному протоколу Exchange Web Services (EWS). Эта доработка была бы невозможна без участия техподдержки наряду с разработчиками инженера, который в свое время «собаку съел» на Exchange, и тестировщиков, которые разобрались, как протокол работает.


По теме. Айтишники теперь гуманитарии? Как ИИ изменил агентский рынок


 

Самое частое обращение пользователей — жалобы на IT-продукт

На практике это не так. Самое популярное обращение — запрос на консультацию. Спрашивают о том, что прописано в справке, которую пользователям лень читать. Например, куда скопировать лицензию, как написать скрипт и так далее. Следом по популярности — запросы по поводу инцидентов и запросы на доработку. Здесь речь идёт в том числе о дефектах и багах: нашли что-то, что работает не так, как заявлено, или не так, как предполагали пользователи, исходя из своего опыта работы с другими продуктами. Далее по популярности — пожелания к расширению функционала. И лишь на последнем месте — жалобы.

Как и везде, иногда сталкиваемся с не всегда обоснованными замечаниями по функционалу. Например, пользователь в текстовом редакторе копирует из браузера или из другого документа текст. Он зелёного цвета, и когда вставляешь скопированное в наш редактор, он остаётся зеленым, но появляется окошко, где доступен пункт «отменить форматирование». В Microsoft Office было ровно то же самое, но в обратном порядке: сначала пользователь выбирает, хочет ли вставить форматированный или неформатированный текст, а уже потом происходит сама вставка. Итог тот же самый. Количество действий одинаковое. Но пользователь привык делать вот так, поэтому мы получаем замечание.


По теме. Работать с негативом клиентов так, чтобы потом он работал на вас


 

IT-компании не следят за качеством работы техподдержки 

И это тоже миф. Мониторинг качества работы необходим. И он ведётся: например, мы просим клиентов оценить работу специалистов техподдержки. Это примитивный механизм, но он даёт представление о качестве работы сотрудников. Ещё мы работаем над совершенствованием системы мониторинга удовлетворённости клиентов, внедряем дополнительные метрики, проводим опросы.

Важный момент — ответственность. Поскольку участок у нас сложный, халатное отношение к работе недопустимо. Поэтому практикуется принцип двух предупреждений. В том смысле, что третьего не будет. К счастью, мы к этому практические не прибегаем. Как правило, наши сотрудники знают, что они здесь делают, поэтому понимают ответственность и работают с энтузиазмом. Они хорошо мотивированы, но это не результат проведения какой-то определённой политики. Просто тестировщик знает: если он отловил баг, то это будет исправлено. А значит, продукт станет лучше. И в этом его прямой вклад.


По теме. Возможен ли бизнес на отношениях, если 95% продаж холодные


 

Если пользователи ставят плохие оценки, это значит, что техподдержка не работает

Перед тем как закрыть тикет, каждый сотрудник должен написать клиенту: «Уважаемый клиент, тикет закрываем. Ответным письмом оцените мою работу от 1 до 5». К таким оценкам надо подходить индивидуально: «двойка» или «кол» не всегда означает, что сотрудник технической поддержки плохо выполнил свою работу. Чаще всего такую оценку получает специалист техподдержки, если отвечает, что ошибка зафиксирована и будет исправлена в следующих версиях. Пользователя часто не устраивает, что ошибка, с которой он столкнулся, будет исправлена в пределах квартала, потому что ему хочется получить результат здесь и сейчас. Но мы учитываем и эти оценки и стараемся сегодня быть полезнее для наших клиентов, чем вчера.

Фото на обложке: Freepik

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Возможность поговорить с оператором — новая премиум-услуга
  2. 2 Как заработать на подписках: 6 советов от стартапов
  3. 3 Цифровые продукты: что это такое, создание и управление
  4. 4 Hard ID: что это такое и как он работает в маркетинге
  5. 5 Как вести бизнес, если клиенты — тревожные родители
Карта GamingTech
Интерактивная карта индустрии GamingTech объединяет российские проекты, ориентированные на геймеров и киберспорт.
90+ компаний