«Торгуйтесь!». Как и с кем выгоднее работать бизнесу в США

Сергей Фрадков
Сергей Фрадков

Управляющий партнер фонда и стартап-акселератора iDealMachine

Расскажите друзьям
Виктория Кравченко

Работать с подрядчиками или же нанимать сотрудников в штат? Будучи актуальным в российских реалиях, этот вопрос становится еще более важным при открытии компании за рубежом.

Как и с кем выгоднее работать бизнесу в США рассказывает Сергей Фрадков, управляющий партнер iDealMachine, руководитель программы iDM USA Landing.

Бухгалтерия и юристы — главные кандидаты на аутсорс

Когда мы говорим о налогообложении и стоимости ведения бизнеса в России и в США, нужно понимать, что в Америке она значительно ниже, потому что гораздо ниже требования по обслуживанию бизнеса в целом и по бухгалтерии в частности.

В России фактически на любой бизнес нужно несколько бухгалтеров, которые обслуживают транзакции, делают первичную документацию, оформляют отчетность. В США ничего этого нет.

В Штатах сильно выше расходы на юридическое обслуживание, так как любой контракт, любой договор, который вы подписываете, требует заключения юриста. Хотя при правильном подходе можно обойтись и без юриста, сделав практически все самостоятельно, если понимать, что и как делать.

Существует порядка пары десятков основных юридических терминов, зная и понимая которые, вы совершенно спокойно можете самостоятельно редактировать контракты. Тем более что пока компания маленькая, вряд ли вы сможете позволить себе взять бухгалтера или юриста в штат, ведь это достаточно дорого.

Когда же вы активно развиваетесь, и у вас появляются деньги на расширение штата сотрудников, можно задуматься и об укреплении финансового блока компании.

Когда одна из наших компаний получила первые крупные инвестиции, мы взяли в штат:

  • Контроллера — человека, который следит за тем, чтобы деньги инвесторов расходовались целевым способом,
  • Буккипера — человека, который вносит в программу типа 1С все расходы.

Поднимая новый раунд, мы наняли финансового директора — CFO (Chief Financial Officer). А когда подняли – взяли юриста с помощником.

Во всех остальных наших с партнером бизнесах таких специалистов в штате мы не держали и в основном все делали сами. У нас обычно был только буккипер, который находился в России и вносил необходимые данные в программу Quickbooks. Сейчас на все наши бизнесы у нас также удаленный буккипер, который располагается в Вологде.

Когда есть возможность нанять для американского бизнеса хорошего специалиста в России, это обязательно нужно делать. Его будет несложно обучить американским методам ведения бизнеса, и это сэкономит вам огромные деньги, так как разница в зарплатах равно уровневых специалистов в России и в США порядка 6 раз.

Категорическое «нет» и однозначное «да»

Разработка продукта — это тот процесс, который однозначно должен оставаться внутри компании, и нанимать людей этого блока в штат обязательно, где бы они ни находились физически.

Единственная сложность в распределенной команде разработки — тайминг работы удаленной команды, который бы подходил всем. Также я бы не советовал аутсорсить отдел продаж, ведь умение продавать свой продукт — это одна из ключевых компетенций внутри любой компании.

Все остальные процессы можно аутсорсить. Так, пока вы не выросли до большого бизнеса, сотрудников по направлению маркетинг, пиар, лидогенерация нужно привлекать только под проекты или отдавать это направление подрядчикам.

Обычно компании, занимающиеся пиар сопровождением бизнеса в США, берут вас на контракт (retainer) – ежемесячно вы платите абонентскую плату, за которую получаете определенный объем выполненных работ. При этом ни одна пиар компания не возьмет вас на контракт менее 5-6 тысяч долларов в месяц. За эти деньги вы будете получать определённое количество публикаций и комментариев в СМИ, выступлений на профильных мероприятиях и новых контактов.

К вам будет прикреплен аккаунт менеджер, который будет курировать выполнение обязательств со стороны пиар компании. Чтобы вы также могли это контролировать, в штат нужно будет нанять человека, который займется маркетинговыми коммуникациями и будет отслеживать и проверять работу подрядчика, а также требовать с него результат.

Основная проблема работы с подрядчиком в том, что им нужно управлять. Ему необходимо ставить конкретные задачи и требовать с него их исполнение в установленные сроки. Иначе вы будете платить деньги ни за что.

Резидентам нашей программы iDM USA Landing мы не раз помогали найти внешних пиарщиков, дизайнеров и адвокатов. По нашему же совету бухгалтерию они все делают в России.

Скрытые издержки — оптимизация затрат на найм

Неключевых сотрудников всегда дешевле аутсорсить. Это связано с тем, что вы берете подрядчика на конкретную задачу, на определенный промежуток времени. Он выполняет определенный объем работ и уходит.

Брать же человека на работу, обучать его, контролировать, управлять им, а потом увольнять, если вдруг он не подошел, и начинать этот процесс заново с новым сотрудником – очень дорогие операции. Поэтому аутсорсинг – это способ избежать тех временных и денежных издержек, которые компания обычно не принимает во внимание.

  • Бухгалтер на аутсорсе стоит 50-60 долларов в час, взять же такого человека на работу обойдется в 80-90 тысяч долларов в год.
  • Что касается юристов, специалист среднего уровня стоит 250 долларов в час, хороший — 600 долларов в час. Взять юриста в штат — порядка 150 тысяч долларов в год. Конечно, собственный юрист для компании значительно дешевле, но для того, чтобы держать его в штате, нужен постоянный поток дел, которыми он будет занят, иначе это абсолютно не выгодно.

Важно знать, что Россия оперирует системой континентального (европейского) права, США же живет по островному (англо-американскому) праву. Этим обусловлено наличие ряда отличий в деятельности российских и американских юристов.

Людей, которые понимают юридические процессы и могут составить необходимые документы, в США называют не юристами, а paralegal.

Кроме того, в России нотариус — это уважаемый человек, без участия которого не обходится практически ни одно юридически значимое действие. Он вникает в суть каждого дела, разъясняет его обеим сторонам и заверяет своей подписью, гарантируя тем самым, что все со всем согласны. И поэтому его труд порой оценивается в проценте от суммы сделки и стоит достаточно дорого.

В США же заверить нужный документ можно в любой аптеке за 1 доллар. Можно даже на русском языке, без перевода его на другой язык. В случае с заверением подписи нотариус просто подтверждает, что вы приходили к нему и при нем расписались в документе. Заверение подписи в США можно получить даже в своем банке.

Основной капитал подрядчика – рекомендации и репутация

Чтобы найти подходящего именно вам, грамотного подрядчика, нужно просмотреть огромное количество контрагентов. Ни в коем случае нельзя начинать работать с первым человеком/компанией, которые к вам пришли. Самые эффективные каналы поиска — интернет, знакомые, рекомендации.

При выборе подрядчика лучше всего ориентироваться на референсы, особенно от сходных бизнесов и от людей, которых вы лично знаете. Подтверждением профессионализма компании служат и успешные кейсы. Если нет рекомендаций от знакомых людей, ищите референсы в интернете, задавайте вопросы на форумах, в соц.сетях. В Штатах куча всяких сайтов, которые занимаются лидогенерацией. Можно и нужно искать там.

На старте совместной работы с подрядчиком нужно четко определить условия, прописать их в контракте и стараться следовать ему. В этом смысле разницы между ведением бизнеса в России и в США нет.

Контролировать процессы можно через таск-менеджеры — Trello, Asana, Jira, а также через файлообменники — Google Drive и Dropbox.

Главное — помнить о том, что вы заказчик. Вы платите деньги и имеете полное право за эти деньги спрашивать результат. Все договоренности обязательно фиксировать письменно. Отправленный email является доказательством зафиксированных договоренностей.

Как избежать несоблюдения договоренностей и не доводить дело до суда

Судиться в Америке дорого. Поэтому все стороны стараются избегать суда. Просто подать жалобу на кого-то недорого, а вот платить по часам адвокату, который будет курировать процесс, очень недешево.

Чтобы не доводить дело до судебного разбирательства, нужно максимально обезопасить себя — работать по контракту без предоплаты, с оплатой за результат, а также внимательно следить за тем, как уже полученный результат соотносится с тем, который вы предопределили на старте проекта.

Гарантия исполнения обязательств и прозрачность оплаты максимальны, когда вы четко прописали в контракте задачи, критерии их исполнения и график оплаты этапов работ, услуг.

Как выгодно продлевать договоренности

Когда подрядчик пытается продать вам базовый контракт, он готов пойти на максимально выгодные для вас и погранично выгодные для себя условия, в надежде на то, что он компенсирует себе упущенную выгоду при продлении контракта.

Вам же нужно всегда помнить, что затраты на удержание существующего клиента для любого подрядчика всегда ниже, чем на привлечение нового, и это ваш козырь как заказчика. Поэтому торгуйтесь.

Не попросив лучшие условия самостоятельно, вы можете никогда потом их не получить. Помните и о том, что для любого подрядчика важно снижать издержки и наращивать объемы, поэтому при продлении контракта обязательно делитесь своими планами по росту вашего бизнеса — это также потенциально улучшит ваши условия на новый период.


Материалы по теме:

Эти ошибки вы не допускаете, играя в «Героев», но ежедневно совершаете в жизни

Краткое руководство для тех, кто грезит открыть собственное дело

В закладки: российские журналисты, которые пишут о стартапах

Шеринг-экономика до интернета: как это было раньше?

Вживленный чип вместо пропуска в офис – это вообще законно?



Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Экосистема инноваций
30 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase