В нашем мире огромное количество несистематизированной, противоречивой информации. Именно поэтому не стоит делать выбор из числа готовых решений, нужно сформировать свой путь. Особенно если это касается бизнеса.
Руководитель программы поддержки предпринимателей с высоким потенциалом «Эквиум» Егор Евланников уверен, что в настоящее время нет шаблонов, применение которых сделает вас успешным. Всё зависит от вас.
Рубрика «Инновации в корпорациях» выходит при поддержке Spinon.
Будущее уже наступило
Для тех, кто сомневается в том, что «как раньше не будет», замечу, что уже существует понятие «четвертая промышленная революция», которой даже посвящены отдельные издания, в том числе одноименная книга Клауса Шваба, президента Всемирного экономического форума в Давосе. Кстати, автором предисловия к книге стал Герман Греф, президент и председатель правления ПАО «Сбербанк».
«Индустрия 4.0» подразумевает:
- огромную скорость внедрения новых технологий;
- «коммуникацию» вещей − идентификацию, передачу и обработку данных без участия человека;
- распространение виртуальной и дополненной реальности;
- возможность создания множества объектов на базе единой платформы (например, 3D-печать).
Все это уже сейчас становится ареной борьбы многих тысяч компаний по всему миру – как крупных корпораций, так и совсем небольших стартапов.
Все они соревнуются за возможность стать первым среди тех, кто сможет вывести новый продукт, новую услугу на рынок и завоевать расположение клиентов.
Это справедливо для различных отраслей, даже таких, казалось бы, консервативных, как банковская сфера, где традиционный способ ведения бизнеса оказывается под угрозой со стороны инновационных финансово-технологических компаний. В инвестиционном бизнесе новые «робоконсультативные» алгоритмы и соответствующие им приложения используются для оказания консультативных услуг, а также как портфельный инструментарий за стоимость, составляющую лишь малую часть ранее установленной стоимости сделки (0,5% вместо традиционных 2%), что ставит под угрозу весь сегмент текущей финансовой отрасли.
Просьюмеризм
Вместе с тем изменилась и роль потребителей, часть из которых стала просьюмерами (от англ. professional либо producer + consumer — «профессиональный потребитель» либо «производитель-потребитель»), принимающими активное участие в производстве товаров и услуг, потребляемых ими самими: банкоматы и самообслуживание на заправке, печать книги по требованию, выпуск кастомизированных кроссовок и автомобилей…
Просьюмеризм как нельзя лучше находит отражение в цифровом пространстве: сейчас необязательно быть журналистом, чтобы открыто высказывать широкому кругу людей свою точку зрения, не надо идти в фотоателье за снимком и так далее.
Поэтому многие тяжеловесные неповоротливые корпорации, наводнявшие в свое время рынок огромным количеством однотипного товара, распадаются на небольшие мобильные ячейки, которые выпускают частично или полностью кастомизированные продукты, созданные в одном экземпляре или ограниченной серией.
Это приводит к видовому изобилию товаров в противовес дефициту и эффективности. То есть потребности потребителей с самыми незаурядными предпочтениями теперь находят отклик при выпуске небольших партий.
Компании, относящиеся к Web 2.0 (Amazon, Wikipedia, Facebook), непосредственно привлекают пользователей к участию, мотивируют наполнять, дополнять и дорабатывать имеющуюся информацию. Без просьюмеров невозможно существование любого динамичного сообщества Facebook, ведь они − основной источник прибыли. Например, пользователи не платят за большинство продуктов Google, а прибыль, как правило, поступает в компании от продажи рекламодателям информации о пользователях, и это прежде всего данные о просьюмерах.
Big Data
В целом цифровая эра основана на оценке и использовании данных, на повышении качества продуктов и опыте, переходе в мир непрерывной корректировки и уточнения, при этом человеческий фактор взаимодействия должен составлять основу процесса. Именно возможность обращаться к различным источникам данных – от личных до промышленных, от связанных со стилем жизни до поведенческих – обеспечивает получение многомерной картины покупательского поведения, что уже сейчас является необходимостью для большинства маркетинговых решений корпораций.
Возможно, роль использования технологии Big Data в победе Трампа на президентских выборах в США и Brexitа в Британии преувеличена представителями компании Cambridge Analytica, занимающейся психологическим таргетированием в социальных сетях, тем не менее полностью отрицать эту «социологию нового типа» нельзя.
Новая организация бизнеса
Ускорение изменений само по себе привносит новую степень риска в корпоративное управление. Количество принимаемых решений возрастает так, что времени на их обдумывание больше не остается, и большинство проблем возникает теперь не на стороне покупателя, а на стороне предложения.
Развитие инноваций уже привело к снижению относительной цены средств производства, а это повлекло снижение доли труда в ВВП многих быстрорастущих мировых экономиках, таких как Китай.
Изменения затрагивают и среднюю продолжительность жизни корпораций: новые технологии, повсеместно приводимые в действие и обеспечиваемые цифровыми возможностями, повышают темпы и масштаб изменений бизнеса. Так, для достижения годовой выручки в миллиард долларов Facebook понадобилось шесть лет, а Google – всего пять.
В целом, можно сказать, что воздействие четвертой промышленной революции на организацию бизнеса заключается не столько в простом распространении информации, сколько в сочетании различных технологий новыми способами. Для того чтобы оставаться успешными, компаниям придется находить новые способы работы, новые способы взаимодействия структурных подразделений.
Сотрудничество
В мире, где услуги основаны на информации, а функциональность изделия оценивается с помощью аналитики, требуются новые формы бизнес-сотрудничества, причем не только между авторитетными и давно укрепившими свои позиции предприятиями, но и при участии молодых динамичных фирм, ведь первым часто не хватает конкретных навыков и чуткости к изменениям в запросах клиентов, в то время как вторые не имеют достаточного капитала и запаса данных.
Компаниям, которые не уйдут с рынка или будут добиваться больших успехов, потребуется поддерживать и постоянно совершенствовать свои конкурентные преимущества в инновационной деятельности.
Предприятия, отрасли и корпорации окажутся втянуты в процесс непрерывного жесткого естественного отбора, и по этой причине большое распространение приобретет работа в режиме бета-тестирования. Это дает основание предположить, что в мире будет расти число наставников, помогающих в вопросах предпринимательства внутри компании, а также за ее пределами.
Многообразие форм организации, сотрудничества, потребления будет неуклонно расти, но это необязательно приведет к повышению уровня напряженности и числа конфликтов. Но я уверен, что, даже если каждый из 100 мужчин преследует свою индивидуальную цель, то это не заставит разгореться 100 войнам, а создаст предпосылки для синергии и симбиоза.
Прогнозы
Я согласен с прогнозом Клауса Шваба относительно структуры бизнеса будущего: он уверен, что «успешные организации будут все дальше уходить от иерархической структуры к моделям, в большей степени определяемым сетевым взаимодействием и сотрудничеством».
Мотивация будет носить все более внутренний характер, а предприятия будут организованы на основе распределенных команд, удаленных сотрудников и динамичных по составу коллективов с непрерывным обменом данными и знаниями о вещах или задачах, над которыми ведется работа.
Самыми успешными в бизнесе станут те, кто сможет постоянно учиться, адаптироваться и подвергать сомнению собственные концептуальные и операционные модели успеха.
Материалы по теме:
Первые десять шагов на пути к корпоративным инновациям
«10 часов полета — и ты оказываешься в другой реальности!». Как попасть в рай для финтех-стартапов
Акулы бизнеса: как корпорации «хоронят» технологические стартапы?
Как интегрировать инновации в реальный бизнес
Яндекс закрыл свой акселератор Tolstoy Startup Camp
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Как управлять финансами»
- 1 12 студенческих стартапов со всей России получили поддержку Россельхозбанка в рамках агрофинтех-акселератора
- 2 VK передал доли в трех IT-компаниях и турсервисе в АО «ВК Технологии»
- 3 Agile, scrum, kanban: в чем разница
- 4 Как организовать эффективное взаимодействие подразделений внутри корпорации — конференция «Акселератора ФРИИ»
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025