Колонки

Кризис будет! Пять советов от Владимира Волошина по выживанию в 2020-м

Колонки
Владимир Волошин
Владимир Волошин

Управляющий партнер агентства Newman Sport

Софья Федосеева

Как бы хорошо ни шли дела сейчас, новый кризис обязательно будет. Некоторые эксперты предрекают его уже в наступающем году. Как же к нему подготовиться?

Управляющий партнер агентства Newman Sport, председатель жюри Премии BISPO Awards 2019, 19-кратный IRONMAN Владимир Волошин рассказывает о том, как компаниям выжить в предстоящем кризисе.

Кризис будет! Пять советов от Владимира Волошина по выживанию в 2020-м
Присоединиться

Что ждет мир в 2020

По прогнозам западных финансовых аналитиков, очередной экономический кризис наступит в 2020 году — и будет куда более глубоким, нежели предыдущие. Так считают в банках JPMorgan Chase, Bank of America и Merrill Lynch. 

По сообщению UBS Group, инвесторы уже готовятся к падению рынков: уже обналичено около четверти активов, до этого пребывавших в ценных бумагах. 

Кроме того, мировой долг всех стран и компаний вырос за первое полугодие 2019 года до рекордных $250,9 трлн и продолжает расти — при наступлении кризиса около 40% корпоративных и государственных обязательств подвергнутся существенному риску дефолта. И все аналитики сходятся во мнении, что Россия непременно попадет под удар.

На этом тревожном фоне все, кто занимается бизнесом, задумываются о том, насколько их компании будут устойчивы в кризис. Я дам несколько советов, основанных на собственном опыте, — и обращусь в первую очередь к тем, кто занимается спортивным бизнесом, поскольку сам работаю именно в этом секторе и знаю его лучше всего.

 

Присмотритесь к спортивной сфере

Как ни парадоксально, но самым устойчивым в кризисное время я считаю спортивный и оздоровительный бизнес. В кризис у большинства людей появляется время и перераспределяются статьи расходов. Хорошая новость в том, что расходы на фитнес, wellness, здоровье и спорт в это время только растут

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке


Приведу пример. В 2015 году, в разгар кризиса мы консультировали предпринимателя из Подмосковья, который долгие годы успешно вел девелоперский бизнес. За несколько лет до этого он приобрел фитнес-клуб — просто как очередной актив. 

Когда у людей резко сократились доходы, недвижимость перестала быть такой прибыльной, как раньше. И единственным стабильным источником доходов стал тот самый фитнес-клуб, которому до кризиса собственник не придавал большого значения. 

Он стал развивать его: построил новое здание, открыл дополнительные направления, выстроил всю работу клуба таким образом, чтобы привлечь еще больше постоянных клиентов — и сегодня это один из самых доходных его активов. Мы знаем это наверняка, поскольку до сих пор продолжаем сотрудничать.

Второй пример. В январе-феврале 2015 года, когда в компаниях начались масштабные сокращения, мы предположили, что люди начнут экономить на фитнесе, спорте и оздоровительных практиках.


Мы обратились к нашим партнерам и клиентам по спортивной сфере: всюду Армагеддон, а что у вас? И все они как один ответили: «У нас очереди». «Как, очереди?» — опешили мы. 

И получили простое объяснение: в фитнес потянулись те, кого еще не уволили, но они опасаются, что станут следующими. В кризис увольнения чаще всего происходят не по принципу «хороший сотрудник — плохой сотрудник», а по уровню вовлеченности в рабочий процесс. 

При этом имеет значение и внешний вид — у подтянутых и спортивных больше шансов остаться в штате, особенно если руководитель сам занимается спортом. 

Есть и еще одна причина, по которой именно в кризис ряды клиентов спортзалов и фитнес-клубов пополняются новичками. Спортзалы — это площадки для общения, где можно завести новые знакомства, причем легче, чем в кафе или на выставке. 

Кризисное время располагает к обновлению, провоцирует открывать новый бизнес, искать других людей — и совместные занятия спортом, пожалуй, лучший способ и найти такие знакомства, и упрочить их. 

 

Экономьте и копите

Звучит как банальность, но этот принцип по-настоящему важен даже для тех, кто в сложное время получит новых клиентов. Действительно, уже сейчас каждая копейка имеет значение, и уж точно ни в коем случае нельзя тратить «золотой запас». 

Во-первых, по мере нарастания кризиса будет сложнее привлекать качественные инвестиции, люди будут все с большим трудом расставаться с деньгами — даже с теми, которые они уже вам должны по договорам и счетам. 

Волна неплатежей сопровождает любой сложный экономический период — и к ней надо быть готовым. 

Сокращайте операционные и личные расходы, пересматривайте систему мотивации сотрудников — и знайте, что надеяться вам надо только на те средства, которые уже есть в вашем распоряжении. Ведь нагрузка на судебные органы (которые могут обязать должников вернуть долг) и банки (которые могли бы выдать вам кредит) существенно возрастет, и многие процессы будут затягиваться. Так что пора сундучить уже сейчас.

Во-вторых, мы находимся в турбулентной экономике, вихревые потоки в которой возникают даже от случайных факторов. К тому же малый и средний бизнес в России создает 5-7% ВВП, в то время как в европейских странах на этих секторах держится до 70%. Соответственно, наши общие риски, в том числе и для банковской системы намного выше. 

До тех пор пока экономика страны не придет в относительно стабильное состояние, каждый уважающий себя предприниматель должен экономить. Но важно понимать: мы экономим и копим не только потому, что впереди темные времена, но и потому что в этой темноте спрятаны большие возможности. 

 

Заглядывайте в будущее

Именно тот факт, что в кризис многие активы подешевеют и станут доступны даже тем, кто в благополучное время не мог и мечтать об их приобретении, делает предстоящие испытания желанным временем — конечно, для тех, кто понимает. 

Представьте, что вы сможете присоединить к вашей компании желанные бренды и предприятия — когда кризис закончится, у вас будет уже группа компаний. Важно сделать ее устойчивой, чтобы к моменту наступления следующего кризиса вы снова могли бы смотреть в будущее с оптимизмом. 



Подумайте о том, чем вы займетесь и как станете развивать ваш бизнес, когда рынки снова начнут расти. Помимо прочего, я посоветовал бы заранее присмотреться к непременно обновляющемуся в кризис рынку труда: в трудные времена можно найти по сходной цене такие золотые руки и головы, которые с наступлением стабильности подорожают как минимум в полтора раза. 

Поскольку зарплаты растут не так быстро, как акции на фондовом рынке, а люди — это самый ценный актив, и особенно в нашей сфере спорта и здоровья, то не пренебрегайте такой возможностью.

Присматривайтесь к стартапам. В последние годы в России происходит бурный рост всего, что связано со спортом, начиная от производства снаряжения и заканчивая строительством новых залов и стадионов.


Если верно оценить перспективы людей с горящими глазами, то можно выйти на отличную прибыль, вложившись в их проект именно во время кризиса.

Если вы — начинающий предприниматель, рассмотрите возможность объединения с другими новичками. Встречайтесь, обсуждайте, чем вы можете быть полезны друг другу. Есть много примеров оптимизации расходов двух и более компаний на рекламу, PR, корпоративные мероприятия — почему бы и вам не воспользоваться этим опытом? 

Наконец, совместное развитие нескольких бизнесов иногда дает невероятный синергетический эффект. 

 

Не стремитесь эмигрировать

В преддверии очередного кризиса и во время него многие задумываются: а не бросить ли все, не уехать ли в спокойную страну, где можно чувствовать себя защищенным от любых кризисов? 

Спешу вас разочаровать: кризисы затрагивают в той или иной степени все страны. Но также могу и обрадовать: в развивающейся экономике в это время больше не только опасностей, но и возможностей, особенно сейчас — в эпоху бурного технологического прогресса. Мы своими глазами видим, как меняется, например, структура потребления благодаря нескольким десяткам стартапов, возникших всего несколько лет назад. 

Кто бы мог предположить в начале 2010 годов, когда повсюду строили крупные торговые центры, что в 2019 опубликуют прогнозы о том, что у них нет будущего. Сегодня ритейлеры спешно перестраиваются на онлайн-доставку и магазины у дома — возможно, что в недалеком будущем гипермаркеты придется перепрофилировать. 

Это открывает новые перспективы для спортивного ритейла: ведь тех самых небольших магазинчиков спорттоваров в формате «у дома» сейчас не слишком много, а деглобализация торговли только начинается. Так что желающие заняться торговым бизнесом могут начинать уже сегодня.



Что же касается помыслов об эмиграции, я советую подумать о том, что вы выросли и сформировались как личность в этой стране, а не в другой. Вы провели здесь юность и учились взаимодействию с людьми. Связи, правила игры — все это здешнее, российское. В другой стране эти навыки выглядят иначе и потребуют переосмысления, вживания, переучивания. 

Если вам слегка за 20 и у вас есть серьезные бизнес-перспективы за рубежом — конечно, можно попытаться, только не сжигайте мосты. Я видел немало случаев, когда даже очень молодые люди, уехав с намерением остаться на новой родине навсегда, возвращались обратно уже через год-два. А те, кому за 35, и вовсе нечасто бывают удовлетворены новым образом жизни. 

Наконец, есть же такая вещь, как ответственность — ведь это наша страна. Если все мы, успешные люди, уедем, то кто останется? Подумайте об этом — и сходите посоветуйтесь. Как с кем? Конечно, с коллегами.

 

Общайтесь

Если вы заняты в спортивном бизнесе, то я уверен: вы сами занимаетесь фитнесом или спортом. И это правильно: как я уже говорил, спорт полезен не только для здоровья, но и для бизнеса. Он укрепляет и развивает ваши связи, помогает заводить новые вдохновляющие знакомства, находить партнеров и участников команды. Но вы должны знать: этого мало. 

В каждой отрасли есть свои мероприятия, где собираются люди, которых не смущает разговор, наполовину состоящий из профессиональных терминов и сленга. Спортивный бизнес — не исключение: у нас есть конференции Marspo, «Спорт как бизнес», и Премия  Bispo Awards. 



Если вы планируете в кризис не обанкротиться, а, напротив, вырасти, то следует посещать их — а еще лучше, попытаться стать спикером. У вас появится шанс сразу убить двух зайцев:

  • поделиться своим опытом с коллегами, 
  • презентовать свою компанию. 

Не пожалейте времени и сил, чтобы подготовить интересное и яркое выступление. А если можете претендовать на участие в профессиональной премии — ни в коем случае не отказывайтесь. Если выиграете, ваш сайт по праву украсит значок лауреата, а это весомое конкурентное преимущество. 

А если войти в шорт-лист не удастся, то хотя бы пообщайтесь с победителями, узнайте, в чем привлекательность и сила их проектов, получите новый опыт. 

К тому же во время подготовки вашего проекта к презентации вы сделаете немало открытий о собственном предприятии, получите новые идеи для его развития. Российские премии в сфере спортивного бизнеса молоды, они ждут новых участников — вы можете и должны однажды стать одним из них.


Как достичь максимума

  1. Присмотритесь к спортивной сфере. В кризис она остается очень стабильной.
  2. Начните экономить и копить резервные средства. Позаботьтесь о своей финансовой безопасности.
  3. Выискивайте и используйте скрытые возможности кризисного времени. Можно, например, схантить профессионалов за сходную зарплату.
  4. Не поддавайтесь соблазну эмигрировать. Не факт, что за границей будет легче.
  5. Общайтесь с коллегами в вашей сфере. Во-первых, приобретете полезные знакомства, во-вторых, расскажете о своем проекте.

Фото в тексте и на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Из большого спорта – в программисты: как серебряный призер юношеских Олимпийских игр в Китае стал разработчиком
  2. 2 «Когда бегу, я чувствую приближение к своей цели. Любой». 11 причин заняться спортом прямо сейчас
  3. 3 «До нас никто не распознавал движения спортсменов. Мы решили это исправить»
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!