Истории

Кому повысят зарплату в кризис: проверьте, прочна ли ваша позиция в компании

Истории
Никита Стаценко
Никита Стаценко

Редактор. RB.RU

Светлана Зыкова

Алёна Владимирская, HR-эксперт и , в книге «Антирабство. Найди свое призвание» рассказывает, кому не стоит ждать повышения в кризис (а кто, наоборот, может на него рассчитывать).

Кому повысят зарплату в кризис: проверьте, прочна ли ваша позиция в компании

Марк работает контент-менеджером социальных сетей lifestyle-издания. Обратившись в «Антирабство», он рассказал о своей проблеме: «Вчера у меня была аудиенция с начальством. Когда начали спрашивать, каким я вижу своё развитие в компании и какие у меня планы на год, я, разумеется, заговорил о деньгах. Мне сказали, что индексирование не планируется. Меж тем объём задач у меня растет: до этого я единолично вел рубрику в издании, а теперь в мои обязанности входит ещё и ведение соцсетей.

Не думаю, что на моё место засматриваются толпы конкурентов, потому что при огромном объёме работы зарплата довольно небольшая, и я знаю, что до моего появления поиск сотрудника на это место шел несколько месяцев.

Мы работаем совсем без выходных, семь дней в неделю; одному из сотрудников, который тоже просил прибавку, предложили вместо денег один дополнительный выходной в неделю. Мне в работе всегда важно видеть перспективу, но у нас перспективы нет ни в денежном плане, ни в карьерном — мне на этой должности некуда расти. Буду потихоньку искать новую работу, хотя сейчас куда ни кинешься — везде не ахти. Мне повезло, что у меня есть дополнительный заработок.

Возникает вопрос: кому-то вообще поднимают зарплату в кризис? Да, но далеко не всем. Итак, вам будут больше платить, если:

  • вы ключевой сотрудник подразделения, которое приносит основную прибыль компании;
  • вы ключевой сотрудник компании-конкурента, который может принести прибыль компании, которая вас нанимает;
  • вы знаете или умеете что-то уникальное для этой компании (например, вы — финансовый директор компании, где не совсем чистая бухгалтерия), и вы собрались на выход;
  • вы то лицо (имя, фигура) компании, которая ассоциируется с компанией и её благополучием;
  • вы умеете «брать» государственные деньги: лоббирование, тендеры, заказы и иные формы;
  • вы приносите основной поток пользователей (например, классическая ситуация: всем в редакции снижают зарплату, а ведущему колумнисту в это время повышают, чтобы он не ушёл).

Всем остальным просить об этом бесполезно. Ну то есть просить можно, но вот получить практически нереально. Но здесь важно и то, как просить...

Во времена кризиса мало работают аргументы: у меня долларовая ипотека, у меня родился ребёнок, у меня заболела мама. Конечно, руководители тоже люди, но им ближе проблемы своей компании, чем ваши, — в конце концов, они действительно не просили вас рожать или брать ипотеку.

Премия молодых предпринимателей Young Awards 2021. Подать заявку.

Слабо работает традиционный метод шантажа «жирных» времен про то, что конкурент предложил вам больше (если вы не входите в те категории, которые я перечислила выше). Вероятность услышать в ответ от начальства: «Очень рады за тебя, делай отвальную!» чрезвычайно велика.

Работает только экономическое обоснование: посчитайте, сколько прибыли вы приносите компании в кризис (в деньгах, в посетителях, в оптимизации налогов...), и честно выкладывайте начальству эти цифры, требуя делиться.

В кризис очень редко повышают фиксированную часть оклада. Все переходят на KPI, в том числе переводят и тех сотрудников, на которых это раньше не распространялось. Например, экономия от налогов — некий её процент может стать вашей премией (существуют разные схемы уменьшения налогов. Не все они законные, но сейчас их снова стали активно применять. Обычно финансовому директору, который придумывает и реализует эти схемы, платят процент с уменьшенной налогооблагаемой базы). Поэтому смело требуйте часть того, что вы принесли компании.

Если же речь идет о повышении фиксированного оклада труда, традиционный рост на переходе и антихантинге (мне сделали интересное предложение, но я остаюсь) — 15–20 процентов от текущего вашего дохода (не просто фиксированной зарплаты, а именно дохода, куда входит всё).

Ещё один вариант вознаграждения — отложенные опционы (очень модные у нас в последнее время): компания понимает, что вы ценный сотрудник, но не может повысить зарплату из-за текущего положения дел. В этом случае руководство предлагает вам некий опцион (тут каждый договаривается индивидуально) с правом реализации после кризиса (чаще всего через три года от текущей даты договоренности). Пользоваться ли этим — решать вам: тут вопрос, насколько вы верите в будущее своей компании. Но если решили пользоваться, обязательно пропишите все обязательства документально при помощи юриста, чтобы через три года не оказаться с филькиной грамотой.

Но учитывайте также, что, намереваясь просить повышение зарплаты в кризис, вы можете ускорить своё увольнение. Вполне возможно (в больших компаниях это случается сплошь и рядом), что ваше начальство вообще не помнит, кто вы и чем занимаетесь. И увидев вас, да ещё и с требованием «хочу денег», начальство может заинтересоваться: а кто это такой и нужен ли он нам вообще? И результат порой бывает прямо противоположный тому, что вы хотели.

Так что, идя за надбавкой, подумайте, не окажетесь ли вы в итоге на улице. И если есть хоть малейшие сомнения, лучше отложите просьбы на полгода.


Материалы по теме:

Берегите головы: как спасти IT-бизнес от утечки мозгов

Мы расстались с нелояльными сотрудниками — и продажи выросли в 2,5 раза: «Был момент, когда штат сократили на 20%»

20 неожиданных вопросов, которые могут вам задать на собеседовании

Как узнать, почему вам отказали после собеседования

Фото на обложке: AndreyPopov / Depositphotos.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как и для чего корпорации создают внутренние социальные сети
  2. 2 Как молодому веб-дизайнеру не стать серой мышью в толпе диджитал-специалистов
  3. 3 Пять шагов к работе мечты
  4. 4 Благополучие сотрудников: как и зачем внедрять этот тренд
  5. 5 «Я редко даю шанс тем, кто говорит: “Я сейчас не могу, я волнуюсь”, — и уходит. Для меня это не бойцы»
Международная конференция Deep Food Tech
RB.RU в партнерстве с ЭФКО соберут лучших российских и международных экспертов.
Узнать больше