Top.Mail.Ru
Истории

Кому повысят зарплату в кризис: проверьте, прочна ли ваша позиция в компании

Истории
Никита Стаценко
Никита Стаценко

Редактор RB.RU

Светлана Зыкова

Алёна Владимирская, HR-эксперт и , в книге «Антирабство. Найди свое призвание» рассказывает, кому не стоит ждать повышения в кризис (а кто, наоборот, может на него рассчитывать).

Кому повысят зарплату в кризис: проверьте, прочна ли ваша позиция в компании

Марк работает контент-менеджером социальных сетей lifestyle-издания. Обратившись в «Антирабство», он рассказал о своей проблеме: «Вчера у меня была аудиенция с начальством. Когда начали спрашивать, каким я вижу своё развитие в компании и какие у меня планы на год, я, разумеется, заговорил о деньгах. Мне сказали, что индексирование не планируется. Меж тем объём задач у меня растет: до этого я единолично вел рубрику в издании, а теперь в мои обязанности входит ещё и ведение соцсетей.

Не думаю, что на моё место засматриваются толпы конкурентов, потому что при огромном объёме работы зарплата довольно небольшая, и я знаю, что до моего появления поиск сотрудника на это место шел несколько месяцев.

Мы работаем совсем без выходных, семь дней в неделю; одному из сотрудников, который тоже просил прибавку, предложили вместо денег один дополнительный выходной в неделю. Мне в работе всегда важно видеть перспективу, но у нас перспективы нет ни в денежном плане, ни в карьерном — мне на этой должности некуда расти. Буду потихоньку искать новую работу, хотя сейчас куда ни кинешься — везде не ахти. Мне повезло, что у меня есть дополнительный заработок.

Возникает вопрос: кому-то вообще поднимают зарплату в кризис? Да, но далеко не всем. Итак, вам будут больше платить, если:

  • вы ключевой сотрудник подразделения, которое приносит основную прибыль компании;
  • вы ключевой сотрудник компании-конкурента, который может принести прибыль компании, которая вас нанимает;
  • вы знаете или умеете что-то уникальное для этой компании (например, вы — финансовый директор компании, где не совсем чистая бухгалтерия), и вы собрались на выход;
  • вы то лицо (имя, фигура) компании, которая ассоциируется с компанией и её благополучием;
  • вы умеете «брать» государственные деньги: лоббирование, тендеры, заказы и иные формы;
  • вы приносите основной поток пользователей (например, классическая ситуация: всем в редакции снижают зарплату, а ведущему колумнисту в это время повышают, чтобы он не ушёл).

Всем остальным просить об этом бесполезно. Ну то есть просить можно, но вот получить практически нереально. Но здесь важно и то, как просить...

Во времена кризиса мало работают аргументы: у меня долларовая ипотека, у меня родился ребёнок, у меня заболела мама. Конечно, руководители тоже люди, но им ближе проблемы своей компании, чем ваши, — в конце концов, они действительно не просили вас рожать или брать ипотеку.

Слабо работает традиционный метод шантажа «жирных» времен про то, что конкурент предложил вам больше (если вы не входите в те категории, которые я перечислила выше). Вероятность услышать в ответ от начальства: «Очень рады за тебя, делай отвальную!» чрезвычайно велика.

Начни карьеру HR-менеджера с нуля – сравнивай лучшие программы обучения и читай отзывы в каталоге курсов управления персоналом.

Работает только экономическое обоснование: посчитайте, сколько прибыли вы приносите компании в кризис (в деньгах, в посетителях, в оптимизации налогов...), и честно выкладывайте начальству эти цифры, требуя делиться.

В кризис очень редко повышают фиксированную часть оклада. Все переходят на KPI, в том числе переводят и тех сотрудников, на которых это раньше не распространялось. Например, экономия от налогов — некий её процент может стать вашей премией (существуют разные схемы уменьшения налогов. Не все они законные, но сейчас их снова стали активно применять. Обычно финансовому директору, который придумывает и реализует эти схемы, платят процент с уменьшенной налогооблагаемой базы). Поэтому смело требуйте часть того, что вы принесли компании.

Если же речь идет о повышении фиксированного оклада труда, традиционный рост на переходе и антихантинге (мне сделали интересное предложение, но я остаюсь) — 15–20 процентов от текущего вашего дохода (не просто фиксированной зарплаты, а именно дохода, куда входит всё).

Ещё один вариант вознаграждения — отложенные опционы (очень модные у нас в последнее время): компания понимает, что вы ценный сотрудник, но не может повысить зарплату из-за текущего положения дел. В этом случае руководство предлагает вам некий опцион (тут каждый договаривается индивидуально) с правом реализации после кризиса (чаще всего через три года от текущей даты договоренности). Пользоваться ли этим — решать вам: тут вопрос, насколько вы верите в будущее своей компании. Но если решили пользоваться, обязательно пропишите все обязательства документально при помощи юриста, чтобы через три года не оказаться с филькиной грамотой.

Но учитывайте также, что, намереваясь просить повышение зарплаты в кризис, вы можете ускорить своё увольнение. Вполне возможно (в больших компаниях это случается сплошь и рядом), что ваше начальство вообще не помнит, кто вы и чем занимаетесь. И увидев вас, да ещё и с требованием «хочу денег», начальство может заинтересоваться: а кто это такой и нужен ли он нам вообще? И результат порой бывает прямо противоположный тому, что вы хотели.

Так что, идя за надбавкой, подумайте, не окажетесь ли вы в итоге на улице. И если есть хоть малейшие сомнения, лучше отложите просьбы на полгода.


Материалы по теме:

Берегите головы: как спасти IT-бизнес от утечки мозгов

Мы расстались с нелояльными сотрудниками — и продажи выросли в 2,5 раза: «Был момент, когда штат сократили на 20%»

20 неожиданных вопросов, которые могут вам задать на собеседовании

Как узнать, почему вам отказали после собеседования

Фото на обложке: AndreyPopov / Depositphotos.

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Расследование о крипте. Отрывок из книги «На шифре. Инсайдерская история криптовалютного бума»
  2. 2 90 этажей мало, нужно 163: секреты планирования из книги «Управляй как шейх»
  3. 3 История Веры Фирсановой: как в 19 веке девушка развила успешный строительный бизнес
  4. 4 Кто покупает Ferrari: портреты клиентов из биографии Энцо Феррари
  5. 5 Студенчество Баффета: первые вложения инвестора