Top.Mail.Ru
Колонки

«Я думаю, что не ошибся с форматом. Все четыре студии заполнены». Как предприниматель из Петербурга создает сеть «домашних» фитнес-клубов

Колонки
Александр Пислегин
Александр Пислегин

Основатель FitRoom

Полина Константинова

Чем больше в российских городах становится фитнес-клубов, тем острее разворачивается борьба за клиентов. Стандартных схем ведения бизнеса для выживания и развития становится недостаточно — приходится изобретать что-то новое. Среди возможных путей — сокращение расходов посетителей на фитнес, изменение формата работы и индивидуальный подход. 

Александр Пислегин, предприниматель из Санкт-Петербурга, решил объединить все эти фишки — и стал развивать сеть фитнес-студий мини-формата FitRoom. Он предлагает посетителям клуба персональный тренинг, практически полное самообслуживание — и никаких клубных карт.

«Я думаю, что не ошибся с форматом. Все четыре студии заполнены». Как предприниматель из Петербурга создает сеть «домашних» фитнес-клубов

Похудел — и понеслось!

Я в фитнесе не новичок. Есть серьезный опыт и как предпринимателя — у меня уже работает один фитнес-клуб в небольшом городке, — и как потребителя услуг. До начала бизнес-спринта с фитрумами у меня случился личный спортивный прорыв — я похудел на 25 килограммов.

Комнату для занятий спортом (залом это особо и не назовешь) я оборудовал сам. Нашей семье нужен был спорт, но организовать занятия и мне, и жене было трудно.

У нас трое маленьких детей, так что регулярно выбираться куда-то на занятия — та еще задачка. Мне уже очень нужно было привести себя в форму, поэтому я все же начал ходить в фитнес-центр — но в итоге решил, что не хочу никуда ездить, отрывать время от семьи.

Стало понятно, что нам нужно место для занятий рядом с домом: чтобы не тратить много времени на перемещения и чтобы можно было взять с собой детей, если их не с кем оставить или хочется позаниматься вместе.

В соседней многоэтажке как раз удачно сдавали в аренду помещение размером с двухкомнатную квартиру. Я загорелся, снял его и оборудовал необходимым инвентарем для тренировок. Так у семьи появился свой небольшой спортивный клуб со свободным доступом в любое время дня и ночи.

Сначала там занимались только мы с женой — но потом присоединились и друзья, соседи. Оказалось, что минимального набора тренажеров и принадлежностей большинству людей достаточно, если они идут заниматься ради конкретной цели — похудеть, восстановиться, поддерживать форму. Своего результата я добился за шесть месяцев — благодаря изменению рациона питания и регулярным тренировкам в своем «мини-зале».

Да, сауна, бассейн, массажисты и фитобар — это хорошо, но большинство согласны на меньшее. Тем более когда это удобно, понятно, очень экономно — и можно комфортно позаниматься в «домашней» обстановке.

Я понял, что есть целый пласт людей, которым начать заниматься спортом проще именно так. Это люди, которые вряд ли решатся пойти в фитнес-центр — а вот такой уютный мини-клуб снимает их барьеры перед занятиями спортом.

Тогда родилась идея FitRoom как бизнеса.

Как выглядит клуб?

Я решил сделать сеть небольших клубов, подобных собственной домашней студии. Относительно классических клубов, это даже не мини-, а микро-формат фитнеса. Идея была в том, чтобы сделать его максимально доступным — как с точки зрения цены, так и с точки зрения «стартовых усилий» для клиента.

Чем больше действий нужно предпринять человеку для того, чтобы записаться в фитнес — собраться/доехать/изучить/адаптироваться — тем дальше он откладывает тот день, когда наконец займется спортом. А если пример постоянно перед глазами — идешь домой и прямо во дворе видишь дверь фитнес-студии, и из нее выходят довольные люди — это подстегивает.

Так что помещения для фитрумов мы решили выбирать на первых этажах домов, чтобы жителям этого дома и соседних многоэтажек нужно было проделать минимум шагов к своей цели: спускаешься на лифте, проходишь через двор — и ты на тренировке.

Каждый FitRoom — это комната в 50-60 квадратных метров. Внутри есть зона, где можно подождать тренера. Есть раздевалка: она у нас не разделяется на мужскую и женскую (нет потребности, потому что одновременно в студии не более трех клиентов). Душ, туалет — как в стандартной квартире.

Сама зона тренировок — около 30 квадратных метров. Там установлена функциональная рама для кроссфита. Есть все возможные свободные веса: штанги, блины, гири и гантели. Функциональные резинки, инвентарь для йоги. Есть кардиотренажер. В основном мы ставим в свои студии аэробайки, которые используют в кроссфите. 

Обязательно — детский уголок, где малыш может порисовать или посмотреть мульфильм, пока мама и/или папа тренируются.

Почему мы отказались от клубных карт и администраторов

У нас нет абонементов, нет групповых занятий и нет сотрудников в штате — кроме одного удаленного администратора. Для фитнес-индустрии это практически революция. Как мы это все устроили?

Мы спланировали все так, чтобы клиенты могли организовать свою тренировку, оплатить ее и получить услугу самостоятельно, без участия посредников. Чтобы упростить все процессы, мы выбрали достаточно узкое позиционирование: сеть студий персонального тренинга возле дома.

Тренеры, услуги которых мы продаем, работают как частные предприниматели. Клиент покупает персональное занятие, бронирует удобное время, приходит и занимается вместе с наставником.

У нас можно купить разовую тренировку (она действует в течение семи дней после оплаты) или пакет от четырех до восьми тренировок. Стоимость одной персональной тренировки — 1300 рублей. Это на уровне средних питерских цен на занятие с тренером. 

Но у нас, помимо удобного расположения, есть еще одно преимущество — на занятие можно приходить вдвоем, и стоимость при этом остается прежней. То есть можно взять друга за компанию — и заниматься с тренером за 650 рублей. При этом не нужно покупать абонемент и подстраиваться под расписание.

Это «комплексное предложение» пользуется у нас популярностью.

Наши основные посетители — жители соседних домов. Как правило, к нам приходят семейные пары от 30 до 50 лет, две подруги или два друга. Отдельная категория — мамы с детьми. Для них наш формат, как мы и рассчитывали, оказался крайне удобным. 

Обычно к нам ходят люди, которые живут совсем рядом со студией, но есть и те, кто ездит издалека ради тренера.

Автоматизация помогает выжить

Формат фитрумов сам по себе — низкорентабельный. Расчет простой: на каждую студию должно быть примерно 30 активных пользователей. Количество денег, которые можно заработать на каждом клубе, ограничено его вместимостью.

Максимальное число людей на одном занятии — три клиента + тренер. Больше пяти тренировок в день не проведешь — тут уже ограничение по рабочему времени.

Вот и получается: чтобы зарабатывать, нужно сокращать трудозатраты до минимума. Я это понимал на старте. Поэтому решил, что нужно автоматизировать все по максимуму: запись на тренировки (выбор студии, выбор тренера, удобного времени), оплату (сделать ее дистанционной) — и синхронизировать информацию об истории тренировок и запланированных посещениях.

Срок окупаемости проекта удлинился бы в разы, если программу пришлось бы писать на заказ. Мы не заказывали разработку на заказ, а реализовали свои планы с помощью двух уже существующих решений, что сэкономило нам денег.

  • Весь блок взаимодействия с клиентами и с тренерами тоже мы закрыли с помощью Mobifitness — это комплекс решений для автоматизации спортивного бизнеса, интегрированных между собой. На платформе можно собрать приложение с нужными функциями для клуба/студии, выбрав их из перечня ключевых функций, установить онлайн-расписание, подключить учетную систему для управления продажами и посещениями. Так мы закрыли почти все процессы одним решением за 10 тысяч рублей в месяц.
  • Оплату организовали через платежный сервис LIFE PAY. Он интегрирован с приложением и учеткой, поэтому клиенту легко оплатить услугу со смартфона, а нам не пришлось ничего дорабатывать для подключения этого решения. 
  • С тренерами мы общаемся в чате Telegram. 
  • Еще пользуюсь сервисами Сбербанка — расчетно-кассовые услуги, зарплатный проект, сдача отчетности и юридические услуги, бизнес-карты. 

Вот весь «оружейный предпринимательский набор». На этом этапе его вполне хватает. Чуть позже планируем внедрить CRM.

Как мы продвигаем клубы и общаемся с клиентами?

Сейчас уже достаточно много клиентов к нам приходят через сарафанное радио — очень хорошо, например, работают Stories клиентов с отметкой наших аккаунтов. Также используем контекстную и таргетинговую рекламу. Основных каналов два — ВК и Instagram.

Для нас также очень актуальна наружная реклама. Наша «наружка» — это сами наши клубы, они должны привлекать новых посетителей. Поэтому мы тщательно следим за оформлением входа в наши фитрумы, чтобы люди четко понимали, что это за спортивная студия во дворе их дома и чем она может им помочь.

Записаться к нам можно только через приложение. На главном экране сайта — призыв скачать его и выбрать удобное время тренировки.

Через личный кабинет человек выбирает адрес нужной студии, читает информацию о тренерах, выбирает понравившегося, записывается и оплачивает занятие прямо онлайн.

Если клиент все-таки сомневается, можно позвонить и попросить удаленного администратора подобрать тренера. У администратора перед глазами всегда есть расписание в режиме реального времени. Некоторые люди, планируя первый визит, хотят знать чуть больше подробностей — и тогда им привычнее позвонить и спросить, поэтому мы оставили и такую опцию.

Клиенты фитрумов — это не только конечные потребители услуг, но и сами тренеры. Помимо тех, кто сотрудничает с нами как ИП, к нам обращается много тренеров, у которых уже есть своя аудитория, но нужна площадка. Мы работаем с ними по системе субаренды.

Тренер так же, как и клиент, скачивает приложение, бронирует время (для них есть отдельный раздел в приложении), оплачивает нужное количество часов и проводит тренировку. В то, сколько он берет со своих клиентов, мы, естественно, уже не вмешиваемся.

Фитнес-революция или эволюция?

Сейчас у нас четыре студии в Санкт-Петербурге. Мы существуем всего год и пока активно собираем статистику в существующих локациях, чтобы оптимизировать процессы и расширяться.

Я думаю, что не ошибся с форматом. Все четыре студии заполнены. Прежде всего потому, что такой способ фитнеса снимает сразу несколько барьеров. Мне есть с чем сравнить — как я уже говорил, у меня есть и классический фитнес-клуб.

Многие крупные игроки рынка могут подумать, что я хочу сделать революцию в фитнес-индустрии. Но фитрумы — это не противопоставление привычному формату фитнеса. Они не оттягивают аудиторию из фитнес-центров, они позволяют вовлекать новую. Многие из наших клиентов так и не включились бы в занятия спортом, если бы не появился новый формат «персональный тренинг у дома».

Кто эти люди?

  • Занятые работники и мамы в декрете — то есть те, у кого нет времени и возможности ездить в большой зал.
  • Женщины — многие из них избегают больших клубов, потому что их смущает излишнее внимание остальных посетителей. В нашей сети 60% клиентов — именно девушки. И им удобно, что они могут приходить как с детьми, так и со спутниками или подругами.
  • Люди 45+ — у них еще больше, чем у молодежи, причин для стеснения и страхов начать. А у нас им просто и спокойно.

Наши клиенты — это не спортсмены. Это люди, которым нужно начать с простого — научиться приседать, поднимать правильно веса, сделать первый шаг к более здоровому образу жизни.

В наших планах — расти, открывать новые студии. И, конечно, работать над усовершенствованием формата. Мы хотим начать продавать время не только для персональных занятий с тренером, но и для свободных тренировок без наставника.

Для этого работаем над контролем доступа в зал. После бронирования и оплаты в приложении у клиента будет появляться индивидуальный QR-код: с его помощью он сможет открыть дверь и пройти в клуб.

Еще одна задумка — тренировки онлайн. В приложении можно будет выбрать курс занятий по нужному направлению, а затем приходить в студию и заниматься по нему на нашем оборудовании.

***

За последние годы фитнес-индустрия преобразилась — стала доступнее, разнообразнее. Восприятие общества ломается — абонементы покупают уже не для статуса, а из-за реального желания изменить свой образ жизни, решить свои конкретные проблемы. 

Вот как раз в эту сторону и должна смотреть вся наша отрасль, на мой взгляд. Нужно мотивировать людей приходить в зал для того, чтобы улучшить их качество жизни, преобразить, оздоровить, а не ради красивых фото в инстаграм. Надеюсь, что наши студии смогут помочь в этом.

Фото в материале и на обложке: архив автора

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как правильно выбрать спортзал
  2. 2 Генрих Карпин (II Forno Group): «Триатлон — гламурный и сексуальный вид спорта»
  3. 3 12 инновационных фитнес-проектов для миллениалов
  4. 4 «Я была всем: тренером, продажником, уборщицей». Как открыть фитнес-студию в 19 лет
  5. 5 VR-тренировки, новые бизнес-модели и персональный подход к клиенту: что будет с фитнес-индустрией через пять лет
RB в Telegram
Больше полезного контента в Telegram
Подписывайтесь!