Колонки

Пять советов для тех, кто собирается создать кросс-функциональную команду

Колонки
Мила Максалиева
Мила Максалиева

Chief Happiness Officer в Qmarketing

Полина Константинова

Кросс-функциональная команда может значительно усилить любой проект и быстро решить поставленные задачи. Однако просто собрать профессионалов с различными компетенциями не получится – нужно следовать определенным правилам. Мила Максалиева, Chief Happiness Officer в Qmarketing, поделилась своим опытом в формировании кросс-функциональных команд.

Пять советов для тех, кто собирается создать кросс-функциональную команду

Изначально кросс-функциональные команды появились в agile-культуре. Но так же, как agile вышел за пределы IT, практика команд, собранных из разных профессионалов, переросла гибкую разработку и стала использоваться во многих компаниях для решения небольших задач. Я, например, ввела команды такого типа в структуру издательства «Эксмо» и медиахолдинга Independent Media.

Зачем нужны такие команды

Итак, кросс-функциональная команда – это группа профессионалов с разными компетенциями, которая собирается специально под проект. Причем обязательно краткосрочный: запуск нового продукта, решение задачи или тестирование гипотезы. 

Дело в том, что работа в команде не освобождает сотрудников от их ежедневных обязанностей, наоборот – становится дополнительной нагрузкой. Если она еще и длительная, то это уже не проект, а вторая работа.

Подписывайтесь на канал Rusbase в «Яндекс.Дзен», чтобы ничего не пропустить

Для большого и долгосрочного проекта кросс-функциональные команды не подходят. Но если в вашей компании есть краткосрочные задачи, для которых нужна сила лучших умов из разных областей – эта практика идеальна.

Кросс-функциональная команда обладает большим видением и опытом, чем классические разделенные по функционалу отделы, работающие по своду правил. Каждый член команды обладает глубокой экспертизой в своей области, а значит точно поможет пройти «минное поле» без потерь и задержек. В конечном итоге решения будут приниматься быстрее и эффективнее.

Но есть проблема: если просто собрать профессионалов, то в 99,9% случаев они не найдут общий язык, и волшебства не получится. Поэтому нужно учиться правильно подбирать, мотивировать и выстраивать связи между участниками группы. Так что, создавая новую структуру, вы столкнетесь со множеством трудностей. Делимся лайфхаками, которые помогут их преодолеть.

1. Отнеситесь к команде, как к инвесторам

Собирая людей в команду, постарайтесь донести до них всю важность проекта, которым они будут заниматься. Честно расскажите не только о целях, но и о возможных проблемах, которые наверняка будут ждать вас в этом совместном полете. Кто бы что ни говорил, а больше всего люди ценят честность.

Подойдите к подготовке этого так, будто выступаете перед потенциальными инвесторами, которым хотите продать проект. Не поленитесь подготовить несколько слайдов в таком порядке: сначала описание проекта и его ценность для бизнеса или компании, затем – возможности (роста/финансовые бонусы и так далее) для самих участников, а в конце расскажите о рисках, которые вы берете на себя как команда.

На всех больших кросс-проектах в «Эксмо» перед первой встречей я готовила файл, в котором было описание с механикой проекта, бенефиты для каждого стейкхолдера, отдельный слайд о возможных точках риска и распределение ролей в проекте. Если вы не указали этого в самом начале, ничего не получится, так как все будут сдвигать в дальний угол приоритетности.

 

2. Станьте лидером проекта

Своим примером показывайте правильный подход к планированию: вы тот человек, который будет задавать скорость работы команды. 

  • Во-первых, никогда не опаздывайте на общие встречи. Никогда. 
  • Во-вторых, возьмите за правило начинать день с проверки roadmap проекта. Смотрите, что уже сделано и где есть критические места. Приходите к тем участникам команды, у которых через один-два дня наступит дедлайн, спрашивайте нужна ли помощь, успевают ли они.

Для подстраховки дедлайнов после составления road map проекта я сразу ставила напоминание и время в собственный календарь, чтобы не забыть чекнуть все вовремя.

 

3. Установите правила

Договоритесь о зонах ответственности каждого участника и их целях (KPI). Каждый член команды до начала реализации проекта должен четко понимать сферу собственных задач, действий и полномочий. 

На первой встрече можно взять обычный флипчарт и разделить его пополам. В верхнюю половину выписать членов команды с функционалом каждого. В нижнюю – задачи, которые понадобится решить для реализации проекта. На соседнем флипчарте соедините каждую задачу с несколькими исполнителями, которые будут сообща над ней работать.

Далее, не откладывая, создайте проект в таск-менеджере вроде Asana или доску в Kaiten. В описание самой доски или проекта перенесите то, что у вас получилось на флипчарте. А дальше постройте временной road map и отметьте на нем реперные точки по каждой задаче.

Из опыта работы в «Эксмо»: бренд-менеджер ставил задачу на PR-группу, но в большинстве случаев они уходили в песок. Всего «брендов» было 12 и три PR-менеджера, а проектов в продвижении около 100 в месяц с разным набором задач.

Вместе с командой разрисовали процесс на ватмане с помощью стикеров и маркеров. Потом пометили узкие места и распределили ответственных на каждой стадии, а после перенесли в Kaiten. 

Каждый проект разбит на основные стадии.

В описании самой доски зафиксировано, кто в какой зоне ответственный и как происходит механика процесса. Такое четкое распределение помогло ускориться на проектах по PR в три раза.

4. Мотивируйте

Обязательно празднуйте маленькие победы – это один из самых прекрасных мотиваторов для вашей команды. После каждого успешного завершения этапа проекта устраивайте небольшой праздник. Пишите письмо на всех, хвалите публично, «мол, молодцы, все круто сделали, давайте отпразднуем это!». Дальше уже дело техники. Можно заказать пиццу, суши, купить на всех билеты в кино или квест. Я чаще всего приношу пару бутылок просекко и шарики, которые висят в кабинете еще несколько дней. 

Кроме того, можно использовать и технику «спасибо» – это когда каждый член команды по очереди благодарит за что-то хорошее, что случилось в работе, одного коллегу или всех.

5. Боритесь с неизвестностью

Следите за процессом и не забывайте рассказывать о проекте смежным подразделениям. Неизвестность пугает любого нормального человека. Поэтому, если не рассказывать коллегам и департаментам, с которыми вы связаны, о том, как продвигается проект, – могут быть проблемы.

Самый простой способ – проводить раз в месяц общую отчетную встречу лидера команды со стейкхолдерами соседних департаментов, с которыми связан ваш проект.

Можно даже не заморачиваться с презентацией. Покажите им road map и расскажите, что происходит: всего 30 минут и все счастливы, потому что в курсе.

Я ставила встречу с коллегами из соседних, связанных с проектом, департаментов раз в месяц. Это необязательно должно происходить в офисе. Иногда более приятный и эффективный формат – совместный поход в кофейню и обсуждение задач по проекту в свободном формате.

Как получить максимум

Все советы, которые написаны ниже, основаны на собственном опыте и не претендуют на истину (но точно работают).

  1. Запомните главное правило: для команды вы в первую очередь коллега и уже только потом руководитель. Тогда они пойдут за вами в огонь, воду и медные трубы. Если команда будет видеть в вас только начальника, то все рассыпется очень быстро.
  2. Обязательно сделайте road map проекта и назначьте ответственных на первой встрече команды. Если не знаете, как строить road map, то можно воспользоваться готовым вариантом в ASANA.  
  3. Не опаздывайте, а если опоздали, то извинитесь публично. Покажите, что уважаете время своих коллег.  
  4. Учитесь благодарить сотрудников даже за самые незначительные вещи. Это всегда приятно, когда замечают результат труда, пусть даже он и небольшой. «Спасибо» обладает огромной мотивационной силой. 
Фото в материале и на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как сделать свою команду более самостоятельной
  2. 2 Вашей команде не обойтись без внутреннего аудитора. И вот почему
  3. 3 Интенсив, инкубатор и удаленка: три способа пополнить команду экспертами без хантинга
  4. 4 Как создать эффективную команду: секреты и правила

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase