Дмитрий Зборовский, вице-президент по ИИ в «СберМаркете», рассказал, почему все люди склонны отвлекаться на мелочи и как бизнесу снизить риски, связанные с этой особенностью.
Мы ходим на бесконечные рабочие встречи, на которых никогда не успеваем обсудить все, что планировалось, или неделями ведем бесполезные переписки. Почему мы так много времени тратим на ерунду и не успеваем делать важные вещи? Дело в законе тривиальности, который сформулировал британский историк и журналист Сирил Нортон Паркинсон.
Кроме искусственного интеллекта в «СберМаркете» я отвечаю еще и за эффективность всех внутренних процессов. Имея за плечами большой опыт в консалтинге, в команде я внедряю разные рабочие практики: например, оптимизирую культуру ведения встреч.
Борьба с законом тривиальности помогает делать встречи максимально фокусными. Настолько, что мне удалось закрыть от всех звонков целую пятницу. Этот день я «дарю» себе для обучения или стратегических планирований.
Тривиальность, и где она обитает
Какое-то время Паркинсон служил в госструктурах и даже собрал свои наблюдения за бюрократами в отдельной книге. Самая известная мысль оттуда: «Работа заполняет время, отпущенное на нее». Это значит, что время на работу с каждой задачей нужно точно планировать, чтобы она не разрослась и не заполнила всю вашу жизнь, и что переносить делайны — это плохо.
Есть и менее известная формула: «Время, потраченное на обсуждение пункта, обратно пропорционально рассматриваемой сумме». Это и есть закон тривиальности, также известный как bikeshedding (bike-shed — это такой навес (парковочное место) для велосипедов). Велосипеды пришли из примера, который Паркинсон использовал для иллюстрации закона.
Представим заседание финансового комитета. На повестке — три пункта:
- Инвестиции в строительство атомной электростанции: стоимость вопроса — £10 млн.
- Новый навес для велосипедов: он стоит £350.
- Выбор кофе: на него выделен годовой бюджет в размере £21.
Вот комитет рассматривает предложение по атомной электростанции. Вопрос сложный: большинство участников вообще ничего не знает про атомную энергетику. Один человек что-то знает, но не может объяснить остальным. Другой предлагает какое-то решение, но оно кажется таким громоздким, что ему сразу говорят «нет».
Вскоре обсуждение переключается на велосипеды. Все выдыхают: тут гораздо легче высказаться, ведь они — вещь понятная и близкая. Возникает оживленная дискуссия о лучшем материале для крыши. Его обсуждают гораздо дольше, чем инвестиции в атом.
Наконец, комитет переходит к третьему пункту: выбор кофе. Внезапно все становятся экспертами: все ходят к офисной кофемашине и разбираются в том, что туда лучше засыпать и сколько это может стоить.
В итоге кофе, на который компания потратит £21, обсуждается намного дольше и активнее, чем электростанция и навес для велосипедов вместе взятые. Время, выделенное на встречу, заканчивается — участники договариваются собраться снова, чтобы все-таки разобраться с вопросом на £10 млн.
Что происходит?
Закон тривиальности работает потому, что чем проще тема, тем больше людей может (и хочет) высказаться. Нам кажется, что тут будет просто найти решение.
В тривиальных вопросах мы чаще чувствуем себя компетентными, потому что обладаем тем или иным личным опытом. Благодаря нему мы смелее генерируем и предлагаем решения. А вот сложные темы иногда пугают и заставляют нас считать, что с ними лучше всего работать тому, кто их принес. Наверняка этот человек — специалист с уникальными знаниями, который сам во всем разберется.
По похожему принципу мы работаем и с разными задачами: чем они примитивней, тем больше соблазна заняться ими в первую очередь.
Представьте, что вам нужно собрать и закинуть грязные вещи в стиралку, сходить в магазин за хлебом и заполнить налоговую декларацию. Скорее всего, вы начнете со стирки и магазина, чтобы затем «спокойно заняться делом». Но в этом и опасность закона тривиальности: на самом деле маленькие безобидные дела просто отберут у вас время и силы, которые вы могли бы уделить приоритетной задаче.
Как понять, что закон тривиальности мешает работе?
- У рабочих встреч нет четкой повестки. Другой вариант — повестка слишком неоднородная, как в примере с инвестициями, велосипедами и кофе.
- Вы часто дублируете встречи. Иногда одной встречи на самом деле мало, но это должно оставаться исключением. Если вы все время не успеваете разобрать повестку и переносите обсуждение на следующий раз, то, скорее всего, находитесь под властью закона тривиальности.
- Вы не ограничиваете встречи по времени. Завязалась оживленная дискуссия? Вы не будете ее останавливать и превратите часовой созвон в двухчасовой. Парадокс в том, что больше в данном случае не значит лучше: если обсуждение проблемы не поместилось в отведенный слот, то, возможно, оно просто сошло с нужного курса.
- Мелочи «крадут» время у важных задач. Например, вы с командой дизайнеров готовите новые креативы и почему-то согласуете шрифты дольше, чем тексты.
- Вы не планируете список участников. Вы приглашаете на рабочие встречи целые команды, считая, что чем больше людей, тем лучше получится решить проблему. В итоге вы получаете очень разносторонний состав участников, которым сложно сосредоточиться на узких профильных вопросах.
Обмануть закономерность
Главное решение, которое помогает не отвлекаться на мелочи, — исключение мелочей. Если вынести обсуждение важного вопроса на отдельную встречу, то участники смогут не отвлекаться на другие проблемы. Об этом пишет, например, Прийя Паркер в книге «Мастер ивентов» (The Art of Gathering: How We Meet and Why it Matters): любое успешное собрание, включая деловую встречу, должно иметь конкретную (и единственную!) цель.
Следующий шаг — приоритизация комментариев. Важно уметь выделить наиболее информативные мнения. Чтобы упростить эту задачу, продумайте список участников встречи: важно стремиться привлечь к решению вопроса оптимальное количество людей. И это не всегда все свободные в обозначенное время коллеги. Иногда для обсуждения нужны только отдельные специалисты с соответствующими знаниями и опытом.
Не забывайте выбирать человека, который будет отвечать за окончательное решение. Когда мы пытаемся принять решение совместно и никто не берет на себя ответственность проанализировать собранные мнения и сделать выбор, вероятность достижения консенсуса стремится к нулю, а время встречи — к бесконечности.
Как получить максимум
У любой встречи в «СберМаркете» есть наперед определенный успех. Обычно лидер в самом начале произносит фразу: «Встреча пройдет успешно, если мы сможем [вставить нужное]». Когда ты держишь это в голове, то не позволяешь мыслям бежать в менее важные стороны.
Закон тривиальности — это закономерность, из-за которой мы все время отвлекаемся на мелочи, которые забирают время и ресурсы у важных задач. В масштабах компании она снижает эффективность обсуждений и мешает расставлять приоритеты в работе над проектами.
Чтобы этого не происходило:
- Выносите на повестку встречи меньше задач. Оптимальная пропорция: один важный вопрос — одно обсуждение с коллегами.
- Ограничивайте время встречи. В борьбе с тривиальностью всем помог Zoom: сорокаминутные созвоны пришлось правда сделать сорокаминутными. На скорость принятия решений и качество дискуссий это повлияло самым положительным образом.
- Планируйте список участников. Каждый раз уточняйте, чье мнение будет полезно в рамках повестки: и приглашайте на встречу только этих людей.
- Выберете ответственного за финальное решение. Так вы исключите риск сделать из получасовой встречи полугодовую дискуссию.
- Приоритезируйте задачи. В рамках собственного рабочего дня старайтесь сначала заниматься важными делами, а затем — мелочами и рутиной. А в масштабах компании следите за акцентами в проектах: выбор шрифта для баннера должен занимать меньше времени, чем согласование самого текста.
Фото на обложке: Stockbusters/shutterstock.com
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Кейсы предпринимателей: как справиться с вызовами»
- 1 Как справиться с негативным коллегой — решения для работы с жалобами и негативом
- 2 Как перейти на удаленную работу и гибкий график — пошаговое руководство
- 3 Правило успешной карьеры: вышли на работу в новую компанию — сходите на интервью с руководителем
- 4 10 способов повысить вовлеченность сотрудников
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025