Колонки

Малый бизнес просит поддержки – что ему на это отвечают в России, а что в США

Колонки
Оксана Романчук
Оксана Романчук

Член правления, бизнес-посол «Опоры России» в Великобритании и Северной Ирландии, автор Telegram-канала Doing business in the U...

Виктория Кравченко
Оксана Романчук, член Правления «Опоры России» и со-председатель Комиссии по популяризации предпринимательства, рассказывает, как в США государство поддерживает малый бизнес и почему в нашей стране все по-другому.
Малый бизнес просит поддержки – что ему на это отвечают в России, а что в США
Присоединиться

Культурный-шок или принцип «быть diverse»

В 2016 году, став участницей первого набора программы Russian Business Leaders, я проходила стажировку в чикагском коммьюнити-банке, кредитующем население и бизнес по шариату (без процентной ставки). Будучи не первый раз в Америке, я испытала настоящий культурный шок, когда вице-президент по кадрам паниковал, в попытках найти и нанять то беременную женщину, то сотрудника с ограниченными возможностями, то чернокожего пенсионера. На поиски сотрудников с заданным набором характеристик нередко подключались подразделения, неответственные за найм персонала.


Подобные проблемы американских компаний нам могут показаться нелепыми, в то время как для корпораций, которые предпочитают жить в согласии с американскими законами, это серьезное испытание.


Все дело в том, что в американской реальности есть такое слово diverse, которое дословно можно перевести как «разнотипный, несходный». Чтобы что-то имело право считаться правильным в Америке, это что-то должно отвечать негласному требованию «to be diverse», то есть быть разнообразным.


Разнообразным должен быть набор компетенций идеального кандидата на открытую вакансию, разнообразным должен быть кадровый состав самой компании, которая не хочет быть порицаемой за дискриминацию людей нетрадиционной ориентации, разных политических взглядов и прочей специфики, которую в российском корпоративном мире не принято учитывать.


Стремление обеспечить (или как минимум создать видимость) вездесущее разнообразие отражается на правилах игры, установленных не только для корпораций, но и всего населения. Подразумевается, что общество должно принимать различия, и стараться их учесть при выстраивании взаимоотношений с окружающим.


Это самое diverse отражает одну из фундаментальных американских ценностей, а именно признание мира во всем его разнообразии особенностей, национальностей, жизненных ситуаций и прочего.


Появление Трампа в Белом Доме вызывает столько эмоций, в том числе и по этой причине — сам факт победы подобного персонажа входит в противоречие с демократической толерантностью к различиям, которой исторически так гордятся Штаты.


Принцип «быть diverse» не обошел американскую систему поддержки малого бизнеса, ядро которой составляет Администрация малого бизнеса США (The Small Business Administration). Созданная быть единым окном для американского малого бизнеса, SBA имеет разветвленную структуру в каждом штате, заточенную на помощь каждому, кто вдруг решится открыть свое дело. При этом нередко абстрактные в российской реальности слова «индивидуальный подход» в Штатах реализованы на деле с удивительной щепетильностью.


Топ-менеджеры, вышедшие на пенсию, бывшие военнослужащие, чернокожие, люди с нетрадиционной ориентацией, молодые мамы и те, кто ими собирается стать — эти и многие другие категории будущих предпринимателей могут рассчитывать на получение заточенных конкретно под их потребности и особенности консалтинга и инструментов развития.

Наша культура или эпоха малиновых пиджаков

В нашей стране осознание того, что предприниматели бывают разными только недавно начало воплощаться в существующей инфраструктуре поддержки бизнеса. Сейчас можно говорить о том, что мы учимся по-разному помогать появляться и развиваться инновационным и ИТ-компаниям, производственникам, молодым предпринимателям, социальному бизнесу.


Благодаря усилиям Комитета по женскому предпринимательству «Опоры России» впервые в стране заговорили о феномене женского предпринимательства и критериях, на которых должна базироваться система поддержки предпринимательских порывов прекрасной половины человечества.

На этом набор предпринимательских категорий, признаваемых в нашей стране, наверно можно и закончить.


Размышляя о том, почему в США доля малого бизнеса в экономике близка к тому, чтобы перешагнуть отметку в 50%, а в нашей стране, все еще колеблется в районе 20%, очень неправильно говорить, что причина только в том, что мы долгое время пытались поддерживать всех одинаково вне зависимости от личности бизнесмена и типа его бизнеса.


Ценность и эффективность того, как в Америке помогают малому бизнесу заключается в том, что:

  1. Вся инфраструктура поддержки МСБ основывается на простой идее, заключающейся в признании любого легального бизнеса важным и значимым вне зависимости от типа деятельности и количества созданных рабочих мест.
  2. Считается ценным даже само желание стать предпринимателем, и это находит свое отражение в существовании огромного количества возможностей начать с нуля — от менторских до финансовых. Так, помимо многочисленных курсов и воркшопов SBA с 1964 года развивает Ассоциацию бизнес-менторов SCORE, в которой зарегистрированы тысячи американцев, готовые на бесплатной основе стать ментором для любого желающего по самым разным вопросам — от маркетинга и бухгалтерии до применения методов психологической диагностики при наборе сотрудников.
  3. Предусмотрена и возможность получения небанковского финансирования как для начинающих, так и для вполне себе состоявшихся бизнесменов, при этом принципиальная позиция американского правительства состоит в том, что раздавать гранты бизнесменам неправильно. Правильно создать систему, в которой бы максимальное количество вовлеченных участников имели возможность получать прибыль, предоставляя доступное финансирование малым предпринимателям. Результатом подобной позиции является наличие огромного количества агентов, заинтересованных в финансировании МСБ — от церковных общин до банков.

Сравнивать достигнутые Америкой результаты в части развития предпринимательства с тем, что мы имеем в России, как бы ни хотелось, будет неправильным.


Если отбросить экскурсы в историю становления предпринимательства в какой-нибудь Древней Руси, то фактически у нас поколение бизнесменов стало формироваться в начале 90-х.


Население задумывалось о способах заработать самостоятельно в результате безработицы и кризиса в экономике. То была эпоха малиновых пиджаков, жизни «по понятиям» и «крыш». Именно тогда слово бизнесмен приобрело негативную окраску, отмываться от которой нынешнему поколению предпринимателей приходится до сих пор.


Потом, появились осознанные предприниматели, которые бежали от дискомфорта наемного труда к свободе и финансовой независимости. Сейчас мы можем говорить о поколении «стартаперов» состоящее из ярких представителей Поколения Y. Они выросли с четким осознанием своей избранности, пользуются гаджетами с пеленок, имеют бунтарский нрав и намерены покорить мир, тем более что это в наше время можно сделать онлайн.


Подобная специфика формирования класса предпринимателей как такого в нашей стране и обусловила особенности восприятия малого бизнеса государством и рынком. Сначала МСБ считался серой историей, где наверняка все нелегально и никому в сложности бытия малого бизнеса вникать не хотелось. Благодаря ЕБРР, привезшему в Россию технологию кредитования (читай оценки рисков) малых предприятий, по которой российские банки работают до сих пор, банковский сектор понял, что с МСБ можно как-то взаимодействовать. Все это стало причиной того, что российский путь к осознанию значимости малого бизнеса в экономике был очень долгим.


Дело в том, что львиную долю малых и микропредприятий вполне закономерно составляет торговля и сфера услуг. Стоимость входа в этот бизнес в несколько раз меньше чем в то же производство, а потери в случае неудачи не так велики. Сложившаяся структура поддержки МСБ в нашей стране до сих пор далека от признания малого бизнеса важными и нужными, именно торговля и сфера услуг практически исключена из системы государственной поддержки, заточенной преимущественно на тех, кто создает высокую добавленную стоимость.


Производство остается темой, больше свойственной корпорациям, в которые, кстати, нередко способны вырасти малые торговые предприятия, «набившие» руку в относительно легких сферах бизнеса, накопившие компетенции и капитал для собственной акселерации.


Обидный ярлык «купи-продай», которым мы нередко награждали тех, чьи компании относят к торговле или услугам, мешал быстро сформировать прослойку предпринимателей, готовых и способных вырасти до создания собственного производства. Сейчас остается верить, надеется и ждать, что с этой задачей справиться объявленный курс на импортозамещение, под флагом которого запущено и работают немалое количество программ поддержки, стимулирующих МСБ фокусироваться на производственной сфере.


Однако, каким бы особым ни был российский способ нарастить долю МСБ в экономике, поддержка предпринимательства остается делом рук самих предпринимателей, а не только предметом заботы государства.


Сейчас о необходимости помогать малому бизнесу в России не кричит только немой, и это, признаться, уже серьезное достижение для страны с относительно молодой рыночной экономикой.


Да есть многое, что предстоит еще сделать и исправить, но процесс начат и в нашей с вами реальности уже есть предприниматели, которыми мы можем гордиться. Кстати, один из таких предпринимателей, искренне уверен, что государство не должно помогать предпринимателям, как и мешать. Ну а если не мешать не получается, то тогда мешать нужно всем одинаково.


Материалы по теме:

Принципы «бережливого стартапа» нужны корпорациям даже больше, чем небольшим компаниям

Четыре поучительные истории о работе на рынке США

7 этапов создания сильной бизнес-модели

Три урока от ветеранов проектного труда: что должен знать каждый менеджер

Бизнес-лайфхаки. Как бороться с конкурентами, которые воруют идею?

Продажник, который продаёт, а не сидит на окладе. Где взять?

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 14 подкастов ко дню программиста, которые интересно послушать неравнодушным к софтверу
  2. 2 На каких конференциях можно встретить топ-менеджеров больших компаний
  3. 3 Стартапу, выходящему на ICO, нужен ментор. Зачем?
  4. 4 Как мы за три года науку популяризовали – история про бум научных сообществ
  5. 5 Как за месяц найти инвесторов, партнеров и друзей в Кремниевой долине
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти