Нейролингвистическое программирование или НЛП – направление в психотерапии, которое не признается академическим сообществом.
Специалист по продаже SaaS-решений Борис Николаенко говорит, что не использует эту технику, но уверен, что некоторые элементы этой теории отлично подойдут для общения с агрессивным человеком или клиентом, у которого был плохой день.
Вопросы
Вопросы – основа сейлз-процесса. Они помогают установить отношения с потенциальным клиентом и вскрыть его нужды. Но вопросы могут быть двух типов: прямые и наводящие.
- Прямые – вопросы, цель которых просто получить необходимую информацию от клиента. Например: «Что вы хотите?»
- Наводящие вопросы – их цель получить от клиента тот ответ, которые вы хотите. Их задача провести покупателя к нужной цели, оставив ему как можно меньше вариантов свернуть с нужного вам пути. Самый простой пример: «Вы готовы подписать контракт сегодня или на следующей неделе?» Опции не подписывать совсем просто нет.
Ниже несколько техник наводящих вопросов.
1. Завал информацией
В этой технике перед тем как задать вопрос, вы приводите какую-то статистическую информацию.
Например: «Учитывая высокий рост криминальной активности в вашем районе в последнее время, насколько интересно для вас защитить свой дом сигнализацией?». Согласитесь, этот вопрос сильно отличается от вопроса «Нужна ли вашему дому сигнализация?»
2. Опросы не врут
В этом случае вы перед тем как задать вопрос ссылаетесь на данные какого-то опроса. Например: «Согласно опросу руководителей отдела маркетинга ведущих интернет-магазинов, 90% считают персонализацию на сайте одной из главных задач на следующий год. Вы согласны с этим утверждением?».
3. Нельзя сказать нет
Задается такой вопрос, на который нельзя ответить нет. Например: «Вам важно увеличить конверсию своего магазина?». Ну, кто скажет нет? Или: «Важно ли для вас будущее ваших детей?».
А вот в ответ на «да», предлагается ваше решение, например, частная школа. Хитрость в том, что отказ от инвестиций в частную школу может служить причиной подумать, что для вас не важно будущее ваших детей, хотя это совершенно не так!
4. Вопрос как утверждение
Пример: «Наверняка вы вместе с машиной захотите купить и страховку у нас?». «Наверняка вы хотите получить свою посылку как можно быстрее?». Молчание воспринимается как согласие.
5. Предложи ответ
В этом случае вы предлагаете ответ вместе с вопросом. «Что для вас важно при выборе поставщика, наверное, надежность?»
Совет: Никогда не задавайте клиенту вопрос «Почему?».
Потому что вместо полезной информации вы получите или цепь событий, которая привела к решению или причину принятия решения. Ни с тем, ни с другим нельзя дальше работать. Поэтому когда покупатель скажется вам: «Я не думаю, что это будет для нас экономически эффективным», спросите его: «А как вы оцениваете экономическую эффективность?». А на фразу: «Я работаю только с агентством XXX!», спросите: «Что делает агентство XXX таким интересным партнёром?». Ответ даст вам возможность привести свои аргументы.
Поведение
Хороший способ расположить к себе собеседника – стать его зеркалом. Для этого нужно использовать некоторые слова или фразы, которые он/она использует, описывая свои проблемы.
Во-первых, слова и фразы
Как известно, люди делятся на визуалов (зрение), аудиалов (слух), кинестетиков (те, кто ориентируется на запахи и на чувства). Каждый человек, в зависимости от того, к какому типу относится, использует разные предикаты. ПРЕДИКАТЫ – сенсорно-основанные слова, указывающие на использование той или иной репрезентативной системы.
Слова визуальной системы:
Смотреть, картина, фокус, воображение, прозрение, сцена, слепой, визуализировать, перспектива, блестеть, отражать, прояснять, рассматривать, глаз, фокусировать, предвидеть, иллюзия, иллюстрировать, замечать, вид, взгляд, точка зрения, показывать, появиться, анонс, видеть, обзор. обозрение, зрение, зрелище, наблюдать, неясный, темный и другие.
Слова аудиальной системы:
Беседовать, внятный, гармоничный, делать замечание, диктовать, дискуссия, диссонанс, договориться, потолковать, собеседник, могласовывать, согласный, акцентировать и другие.
Слова кинестетической системы:
Баланс, весомый, взяться, водить, вручать, гибкий, комфортно, на собственной шкуре, исследовать, нащупать, улавливать, ухватить, с душком, и другие.
Визуалу стоит показывать, аудиалу рассказывать, а кинестетику дать почувствовать продукт или передать ощущение от его использования. Делая презентации, используйте предикаты одного типа с клиентом. Например, клиент говорит: «Вы можете показать, как ваш продукт решит нашу проблему?». В ответ вы можете сказать: «Да, конечно, я нарисую вам это на схеме, чтобы вы все увидели сами».
Во-вторых, тональность и скорость речи
Нужно подстроиться под тональность и скорость речи. Как правило, с какой скоростью человек говорит, с такой он и воспринимает информацию. Но надо быть очень осторожным, чтобы клиент не заподозрил вас в передразнивании.
Начните с того, что попробуете подстроиться под громкость и скорость речи, а дальше попробуйте перейти на его тон.
В-третьих, жесты
Подстройтесь под его жесты. Необязательно, когда клиент скрестил ноги, делать то же самое, достаточно просто сделать другое движение, например, скрестить руки.
Важно: подумайте, действительно ли вам нужно использовать эти техники, чтобы продать. Если да, то практикуйтесь сначала на друзьях и коллегах, прежде чем делать это на встречах с клиентами.
В первую очередь вам важно понять клиентов и их задачи, чтобы эти техники работали. Иначе это будет выглядеть искусственно и глупо.
Успешных продаж!
Материалы по теме:
Кто делает «бизнес на евреях» в Москве: истории 5 предпринимателей
12 правдинок про работу в ритейле
Меньше цена – больше денег. Как увеличить прибыльность компании?
Бизнес по подписке: как заработать на subscription commerce в России
Amazon запустил первый офлайн-магазин без касс и продавцов
С любимыми не расставайтесь: как не потерять клиентов в «горячий» сезон
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Кейсы предпринимателей: как справиться с вызовами»
- 1 11 вещей, которые разработчики «обожают» слышать от своих коллег не из IT
- 2 14 подкастов ко дню программиста, которые интересно послушать неравнодушным к софтверу
- 3 На каких конференциях можно встретить топ-менеджеров больших компаний
- 4 Стартапу, выходящему на ICO, нужен ментор. Зачем?
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025