Top.Mail.Ru
Колонки

Нужно обучить сотрудников? Подумайте об этом новом формате онлайн-образования

Колонки
Екатерина Чурбанова
Екатерина Чурбанова

PR-менеджер Quantometrica

Полина Константинова

Микрообучение за последние несколько лет стало трендом в онлайн-образовании. Новый формат, предлагающий разбить процесс получения знаний на интервальные занятия по 10-15 минут, уверенно набирает популярность во всем мире. PR-менеджер Quantometrica Екатерина Чурбанова и аналитики стартап-студии попытались разобраться, почему.

Нужно обучить сотрудников? Подумайте об этом новом формате онлайн-образования

Большой интерес к микрокурсам

По прогнозу агентства MarketsandMarket, к 2024 году объем рынка микрообучения в мире вырастет на 13,2% и составит $2,7 миллиарда. Ведущие мировые компании, такие как Google, IBM, CISCO, Unilever и другие активно внедряют методику обучения персонала с использованием microlearning-платформ, а в России короткие тренинги входят в программы обучения персонала таких крупных компаний, как Сбербанк и «Крок». 

Согласно докладу международной Ассоциации по развитию талантов (Association for Talent Development, ATD), более 81% опрошенных CEO компаний и организаций либо уже внедрили в свою практику такой инструмент как microlearning, либо собираются это сделать в ближайшее время.

Неслучайно в прошлом году американская компания-поставщик сервисов для управления персоналом Cornerstone OnDemand, Inc. (CSOD, NASDAQ) приобрела одного из крупнейших поставщиков услуг микрообучения Grovo. Стоимость сделки в $24 миллиона обеспечила Cornerstone более чем 3 тысяч современных учебных курсов. Таким образом компания расширила возможности своих продуктов в перспективном направлении повышения квалификации сотрудников компаний-клиентов.

24 минуты на учебу

Перечисленные факты заставляют всерьез задуматься: в чем заключается столь сильная притягательность микрокурсов как формата корпоративного обучения для ведущих работодателей по всему миру? 

  • Во-первых, растущая необходимость в максимально эффективном переобучении сотрудников, которая учитывала бы новую цифровую реальность и необходимость оперативно решать возникающие задачи. Так, например, Джош Бершин, глава и учредитель компании Bersin by Deloitte (Bersin™, Deloitte Consulting LLP), занимающейся аналитикой и исследованиями, утверждает, что современный сотрудник располагает всего 24 минутами в день на обучение. 
  • Во-вторых, руководителю современной компании необходимо управлять своим бизнесом так, чтобы можно было адаптироваться к постоянно меняющемуся окружению — соответственно, очень важно, чтобы обучение персонала оставалось непрерывным и конкурентоспособным.

Кто задает тренды?

Учитывая очевидные плюсы нового формата образования, количество сервисов, предлагающих микрообучение по всему миру, с каждым годом растет. Лидерами рынка разработки microlearning-платформ остаются Великобритания и США. Активно развивается этот сегмент в Швейцарии и Канаде. Вот лишь некоторые платформы, разработанные в этих странах и уже отлично зарекомендовавшие себя за их пределами.

Talentcards

Британский сервис, использующий для обучения персонала карточную методику: вся информация курсов разбита на «карточки» с небольшим текстом, фото, видео- или аудиофайлами. По окончании темы пользователь может пройти «карточный» квиз и посоревноваться с другими сотрудниками в количестве правильных ответов.

Skill Pill

Еще одна британская компания, специализирующаяся на кросс-платформенном микрообучении. В их портфеле — обучающие программы и приложения для различных видов ПК и мобильных устройств. Одной из особенностей является возможность разработки уникального визуального дизайна курсов по запросу заказчика, а сам контент для обучающих программ создается ведущими образовательными компаниями, такими как Pearson, John Wiley и Kogan Page.

Grovo

Ведущая облачная microlearning-платформа, разработанная в США и предоставляющая доступ к библиотеке микрокурсов, большинство из которых состоят из видеоуроков длительностью до 144 секунд. Обучение персонала Grovo доверяют такие гиганты, как InterContinental, GAP, Bitly, BuzzFeed и другие.

Axonify

Канадский сервис микрообучения с оригинальной системой мотивации: за успешное прохождение курсов сотруднику начисляются баллы, которые он впоследствии может обменять на корпоративные поощрения вроде подарочного сертификата в книжный магазин или бесплатного кофе.

ECHO

Швейцарская компания, предоставляющая, помимо собственной обучающей платформы, также курсы по разработке контента для программ микрообучения и ряд сертификационных программ для руководителей, разработанных совместно с университетом Сент-Галлена.

Gnowbe

Не отстают от западных разработчиков microlearning-решений и страны АТР: в Сингапуре, например, была запущена онлайн-площадка Gnowbe — пожалуй, самый удачный на сегодняшний день пример платформы для микрообучения, разработанной в Азии. 

Интересно, что этот сервис, помимо непосредственно аналитических и обучающих материалов, содержит большое количество игровых элементов, таких как вознаграждения и поощрительные уведомления, нацеленных на активное вовлечение пользователя в тренинги.

Микрообучение в России

В России микрообучение также продолжает завоевывать новых сторонников. Среди ведущих компаний, специализирующихся на микрокурсах, на рынке сегодня представлены следующие.

E-learningcenter

Компания с более чем 10 летним опытом разработки самых разных электронных обучающих продуктов. Среди клиентов — «Северсталь», «Газпром», ВТБ, «Альфа-Банк», РОСНАНО, «Уралкалий», Ferrero, Adidas Group, X5RetailGroup и многие другие.

Studyx.co («Стадикс Рус»)

Специализируется на трансформации очных тренингов и онлайн-курсов в вовлекающее микрообучение на любом устройстве. Для пользователей доступна аналитика и специально разработанная методика обучения. Три кейса учебной аналитики Studyx: о восприятии контента, о предсказании результатов экзамена (предиктивной аналитике) и сегментации аудитории с помощью адаптивного тестирования Studyx были представлены на методическом семинаре Корпоративного университета Сбербанка «Адаптивное обучение: за персонализацией будущее?».

SkillCup

Компания создает программы адаптации для новичков, обучение продажам, тренировки по проверке текущих знаний, материалы о продуктах и услугах, курсы по развитию профессиональных навыков, разборы клиентских историй. Среди ключевых клиентов: BMW, Tele2, Avon, BNP Paribas Cardiff, Danone, hh.ru, Mail.ru и другие.

Кроме того, интерес представляют популярные в России образовательные онлайн-проекты, такие как Coursera, уже несколько лет успешно реализуемый на базе ВШЭ, «Универсариум» МГУ, а также российский стартап «Университет в кармане» — общедоступный сайт и мобильное приложение, развивающие microlearning-платформу и предоставляющие свои услуги по модели freemium.

***

По сравнению с другими странами, российский рынок микрообучения, несмотря на очевидный рост, еще нельзя назвать зрелым. Вместе с тем российские компании, вслед за западными корпорациями, постепенно меняют подходы к обучению персонала, тем самым расширяя возможности для устойчивого развития бизнеса в условиях меняющегося рынка. 

Если перед вами стоит задача обучения сотрудников, подумайте о новом формате уже сейчас, чтобы успеть сегодня дать им те навыки, которые понадобятся завтра.

Фото в материале и на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Из садовника в сотрудника международной компании: как пробиться без крутого образования
  2. 2 Портфолио против диплома: нужно ли высшее образование веб-дизайнеру?
  3. 3 Кастдев в EduTech: как стартапам узнать, чего хотят их клиенты
  4. 4 Сегодня на уроке мы летим на Марс: Как VR-технологии меняют российское образование
  5. 5 «Школа – это не про нудную рутинную тягомотину». Как устроена московская школа, где обучение стоит 600 тысяч в год
DION
Что ждет рынок корпоративных коммуникаций в 2024 году?
Подробнее