Колонки

Нашим сотрудникам предлагали работу Google и Amazon, но они остались в компании. Как собрать сплоченную команду?

Колонки
Томаш Ходбод
Томаш Ходбод

CEO чешского агрегатора одежды и обуви GLAMI

Софья Федосеева

CEO чешского агрегатора одежды и обуви GLAMI Томаш Ходбод был включен в список самых ярких звезд бизнеса до 30 лет Forbes. Он рассказывает о том, как ему удалось собрать команду, которая за пять лет вывела компанию в лидеры Восточной Европы, и почему сотрудники, которым предлагали работу в Google и Amazon, предпочли остаться в компании.

Нашим сотрудникам предлагали работу Google и Amazon, но они остались в компании. Как собрать сплоченную команду?

GLAMI был основан пять лет назад. С тех пор он ежегодно рос на 100% и сегодня стал самой крупной поисковой онлайн-платформой на фэшн-рынке в Чехии, Словакии, Венгрии и Румынии. В 2018 один 1,7 млн человек купили через него одежду и обувь модных брендов. В этом году компания пришла в Россию и ряд стран Европы.

Одной из главных составляющих успеха я считаю создание сплоченной и увлеченной своим делом команды. Я лично принимаю участие в подборе сотрудников и считаю это важнейшей задачей руководителя.

Талант в бизнесе – не главное

Достаточно ли быть талантливым и креативным, чтобы построить успешный бизнес? Сотням стартапов ежегодно приходится на собственном опыте получать ответ на этот вопрос, и он не всегда положительный.

Подписывайтесь на канал Rusbase в «Яндекс.Дзен», чтобы ничего не пропустить

Для себя я уже давно понял: одного таланта недостаточно. Человек, стоящий у руля, должен иметь множество знаний и умений, чтобы успешно справляться со своей ролью. Навыки общения, лидерские качества, стратегическое видение, умение сформулировать миссию и цели компании и мотивировать людей на их достижение – вот самые важные из них.

Фото: архив автора

Кроме того, лидеру нужны технические знания в разных аспектах бизнеса: IT, маркетинге и прочих подобных вещах – команда должна уважать его и прислушиваться к его мнению. Никто не рождается настоящим руководителем, но все эти качества вполне реально приобрести за годы работы.

Нужны ли очень талантливые люди в коллективе? Это тоже необязательно, куда важнее найти сотрудников, которые способны быстро учиться. В наше время, когда все стремительно меняется, цели добиваются именно такие люди. Они должны стать основной компании, и тогда ей обеспечен успех.

Подбор сотрудников – не задача отдела кадров

Стандартизация отбора персонала нужна и даже необходима в крупных компаниях. Однако подбирая людей для стартапа, достаточно руководствоваться чутьем – интуицией и эмоциями, которые вызывает кандидат.

Когда я нашел своих первых сотрудников, я просто чувствовал, что это «правильные» люди, из них я смогу создать команду и двигаться вперед. Чем дольше руководитель способен сохранять эту способность чувствовать людей, тем быстрее компания будет расти и меняться вслед за изменяющимся миром.

При выборе кандидата самыми главными ценностями для меня являются две вещи: стремление учиться, отсутствие тщеславия и «звездности».

Руководитель не должен отдавать подбор сотрудников отделу кадров. Многие именно так и поступают, не успев создать компанию, и это большая ошибка.

Создание команды, подбор сотрудников – важнейшая задача лидера, которой необходимо уделять значительную часть своего времени. Ведь именно в стартапе порой 24 часа в сутки вы бок о бок находитесь вместе, и если по какой-то причине вам некомфортно, то страдать будет в первую очередь продуктивность.

На собеседовании дайте человеку говорить

На интервью поиграйте в «свободный микрофон». Обычно я просто даю людям возможность говорить, а сам внимательно слушаю.

Одни рассказывают только о себе, а другие уже многое успели узнать о компании и ее бизнес-модели. Они сразу говорят о том, чем именно могут помочь и какой вклад внести в развитие бизнеса. Чувствуете разницу?

Создайте элементарный комфорт

Как стартапу привлечь и удержать людей, если в самом начале он даже не может предложить им приличной зарплаты? В нашей команде есть люди, которых приглашали на работу в Google и Amazon, но они предпочли остаться в GLAMI. Конечно, у нас есть премии и система нематериальной мотивации, куда входят разные интересные для сотрудников проекты и мероприятия.

Фото: архив автора

Например, мы устраиваем «секретные» поездки в другие страны – о месте назначения все узнают буквально в последнюю минуту. В прошлом году мы все вместе ездили в Барселону. В этом году тоже поедем и уже совсем скоро, в апреле, а место отдыха – это пока сюрприз.

У нас комфортабельный современный офис, где созданы хорошие условия для работы и общения. Вечером сотрудники вместе с руководителями пьют там пиво – мы же в Чехии – и смотрят фильмы. Но все эти, несомненно, замечательные вещи, далеко не главные в мотивации команды.

 

Главная мотивация – возможность изменить мир  

Самое важное – это значение и смысл работы. Мы набираем людей, которые изначально разделяют наши ценности и поддерживают миссию.

Они не стремятся работать там, где больше платят или дают более вкусные плюшки, а хотят работать именно у нас. Работа для них наполнена значением, они чувствуют, что она резонирует с принципами их жизни, делает их самих более значимыми и позволяет решать глобальные вопросы.

Фото: архив автора

Мы работаем в моде и знаем, что индустрия производства одежды и обуви – одна из самых загрязняющих сфер промышленности. Для многих компаний в этой отрасли миссией становится развитие устойчивого производства и защита окружающей среды.

Так, Adidas производит одежду и обувь из пластика и другого мусора, выловленного в океане. Reebok недавно представил «веганскую» обувь – кроссовки на растительной основе, которая производится из экологически чистых материалов.

В кроссовках Nike Flyknit используется переработанный пластик: бренд снизил ущерб окружающей среде при их производстве на 60% по сравнению со средними данными по отрасли. Все эти компании стремятся изменить жизнь к лучшему – вот пример миссии, которая будет близка команде.

Фото: архив автора

Обычные люди мало осведомлены о том, кто из брендов в реальности «зеленый», а кто просто использует это слово для рекламных кампаний. Поэтому в этом году мы решили помогать нашим покупателями стать более ответственными пользователями: мы рассказываем об экологичных брендах, об устойчивом производстве и о местных небольших компаниях. И в этом – наша миссия, так мы делаем планету лучше.

Ваша цель – не заработать денег, а сделать мир лучше. Задумайтесь, как именно ваш бизнес способствует этому? Миссия должна вдохновлять, тогда команда будет верить в успех, и, более того, – считать себя его частью.


Материалы по теме:
Фото на обложке: архив автора

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase