Top.Mail.Ru
Колонки

Поменять позу и получить повышение: невербальное общение для продвижения по карьерной лестнице

Колонки
Юлия Харитонова
Юлия Харитонова

Клинический психолог и карьерный коуч

Ахмед Садулаев

На продвижение по карьерной лестнице влияют не только умения и способности специалиста. Для того чтобы получить долгожданное повышение, порой нужно дождаться, пока сойдется целая плеяда неочевидных факторов.

Важную роль может сыграть правильная тактика ведения разговора с начальником, и здесь важны не только слова. Какие ошибки в языке тела могут отодвигать долгожданное повышение и как через невербальное общение убедить руководителя, что вам стоит доверить новые задачи, объясняет клинический психолог, карьерный коуч Юлия Харитонова.

Поменять позу и получить повышение: невербальное общение для продвижения по карьерной лестнице
  1. Колонки

Почему ваше тело влияет на ваши карьерные успехи

Невербальное общение — поза, жесты, мимика — это то, что доносит окружающим людям порой даже больше информации, чем мы выражаем вербально. На телесную коммуникацию приходится больше 60% всей коммуникации. И, по некоторым исследованиям, ее объем доходит до 93%.

Тело может показать эмоции, страхи, желания, потребности. Через невербальную коммуникацию можно считать агрессию, недоверие, тревожность, неуверенность и другие состояния. И что особенно важно — посыл языка тела может идти вразрез с вербальным посылом.

Например, сотрудник отчитывается руководителю о завершенном проекте, рассказывает об успехах, а сам отводит глаза, зажимает плечи и шею, теребит одежду или прячет руки. С высокой вероятностью, кроме успехов есть и какие-то проблемы, которые сотрудник хотел бы скрыть.

Кроме того, через невербальное общение человек формирует у окружающих определенное представление о себе, эмоции и ощущения. Через позу и жесты можно позиционировать себя как уверенного и спокойного человека, а можно — как тревожного, испуганного, сомневающегося во всем: причем, не говоря ни слова.

Язык тела влияет на общение с людьми и вместе с этим — на успех человека в разных сферах, включая профессиональную.

Специалист давно хочет получить новое назначение, он старается выполнять задачи как можно лучше, он берет больше проектов, обучается — старается показать руководителю, что он заслуживает повышения. Но когда он разговаривает с руководителем, он телом показывает, что ему страшно, он не уверен, не готов брать ответственность.

В результате эти разговоры оканчиваются ничем, руководитель не готов доверить более тяжелую ношу тому, кто телом пытается от нее отказаться — даже если на словах просит о ней.


Читайте по теме:

7 факторов, которые нужно учесть перед началом сложного разговора

Задайте эти 7 вопросов, прежде чем принять оффер


Какие ошибки в движении мешают получить признание от руководителя

Есть несколько распространенных ошибок в языке тела, которые показывают неуверенность, подчиненное положение, страх, избегание опасности, желание защититься. Все эти эмоции и состояния идут вразрез с тем, что руководитель ждет от подчиненного, которому готов доверить более сложные задачи, больший объем ответственности.

Сутулая спина и склоненная голова

Это прямая трансляция подчиненного положения и страха. Сотрудник входит в кабинет к руководителю, «сжавшись», он крадется вдоль стены или сразу же приближается к стулу и пытается за ним замереть. Невербальный страх может сочетаться с вербальными извинениями при входе в кабинет. Если сотрудник садится, он пытается уйти как можно глубже в стул или в кресло, либо, наоборот, сесть на самый край — чтобы занять меньше места в пространстве.

Сотрудник сутулится

Изогнутое в сторону тело

У сотрудника перекошены плечи, он зажимает одну сторону и растягивает другую, стоит или сидит к руководителю полубоком. Он всем телом показывает, что хочет избежать опасности — и «опасностью» могут считаться в том числе более сложные задачи, повышенная ответственность. Ему сложно руководить, потому что руководитель должен встречать «опасность» как «герой», а не уходить от нее как «жертва».

Сплетенные в замок пальцы

Когда мы соединяем руки, тем более сплетаем пальцы, это считывается как желание обнять себя и защитить. Человек пытается создать себе ощущение безопасности, показывает, что ему некомфортно в той среде, где он сейчас находится. Это влияет в первую очередь на продуктивность коммуникации — собеседник хочет быстрее завершить разговор.

Желание защититься

Многозадачность в теле

Частая картина, которую можно увидеть и на улицах, и в офисе — руки заняты бумагами или папкой с документами и кофе, под щекой телефон, дверь приходится закрывать ногой. Человек выглядит перегруженным, очень часто еще и суетливым из-за мелких движений и напряжения в теле: ведь нужно все удержать. Он показывает, что может тянуть на себе много дел сразу, и это на самом деле качество не руководителя, а подчиненного.

Многозадачность в теле

Резкая, агрессивная жестикуляция

Сотрудник разговаривает с руководителем и использует острые движения и жесты — размахивает и тыкает руками, держит локти согнутыми в острый угол. Все это создает для руководителя дискомфорт, ощущение агрессии, недовольства со стороны сотрудника, вызывает инстинктивную защитную реакцию и даже может выглядеть как провокация конфликта.

Помимо этих пяти распространенных ошибок также создать образ тревожного, потерянного, неуверенного подчиненного могут:

  • взгляд в пол, в сторону, куда угодно, но не в глаза руководителю;
  • поджатые губы — считываются как жест недовольства, раздражения, презрения;
  • избыточная жестикуляция во время разговора — дезориентирует собеседника, создает визуальный «шум».

Чем больше таких ошибок в языке тела сотрудник совершает, тем больше он вызывает негативного отношения у руководителя. Это может быть на подсознательном уровне, и сам руководитель не понимает, почему он сомневается в том, чтобы подписать новое назначение.


Читайте также: Эффект владения: маркетинговый прием для онлайн-продаж


Как исправить невербальные посылы

Для того чтобы вести продуктивный диалог с руководителем, чтобы создать впечатление сотрудника, которому можно доверить большую ответственность, новую роль — руководящую, нужно телом показывать уверенность, спокойствие, открытость, готовность к вызовам. В этом помогут несколько принципов невербального общения.

Выстроенная вертикаль

Первое, что говорит о самооценке человека, о его самоощущении — это осанка. Необходимо выстроить вертикаль в теле, особенно уделив внимание положению шеи и головы. Держаться ровно, но не зажимать шею, не ощущать себя с прибитой к спине палкой.

Не стоит перегружать себя делами и предметами, особенно если идете на разговор с руководителем. Взяли сумку — держите только сумку. Взяли папку с документами — не несите с собой еще и кофе. Ситуаций, когда действительно обязательно нести на себе половину отдела, на самом деле меньше, чем кажется.

Я заслуживаю повышения

Раскрепощенный верх

Ощущение дружелюбия и комфорта создает вертикальная открытая поза, с расслабленными плечами, свободно двигающимися руками. Ее важно сохранять и движении, и в покое. Она помогает человеку занять больше места в пространстве — сравните ощущение от свободно сидящей фигуры и от сжавшейся в комок, и через это он транслирует свою уверенность.

В положении сидя можно держать руки раскрытыми: положить на подлокотники кресла ладонями вверх или к себе, не прижимать локти к корпусу. Если женщина сидит с сумкой, ее лучше расположить чуть дальше от себя, к коленям, по диагонали к корпусу — а не параллельно. Руки можно расположить на сумке, но не зажимать верхнюю ручку в пальцах, а держать кисти лодочкой.

Неспешная умеренная жестикуляция

Соречевые жесты — то есть те, которые дополняют разговор, акцентируют внимание собеседника на каких-то вещах — важны. От них не нужно избавляться, иначе у собеседника возникнет ощущение, что он говорит с роботом или с тем, кому некомфортно здесь находиться. Но важно, чтобы эти соречевые жесты были умеренными, мягкими. Совершать их лучше в горизонтальной плоскости, на уровне живота.

Фото на обложке: Freepik

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как (наконец-то) положить конец недопониманию на работе
  2. 2 5 ошибок в переговорах: как сделать так, чтобы каждый остался довольным
  3. 3 Почему подчиненные не выполняют требования и как заставить их это делать
  4. 4 Ловушка невозвратных затрат: чем больше мы вкладываем, тем сложнее отказаться
  5. 5 Создать психологический стартап на основе ИИ

ВОЗМОЖНОСТИ

14 октября 2024

14 октября 2024