Top.Mail.Ru
Колонки

Перевозим стартап: юрисдикции и локации — в чем разница и что выбрать

Колонки
Константин Синюшин
Константин Синюшин

Сооснователь фонда the Untitled Ventures

Алина Алещенко

Выход на зарубежные рынки — одна из горячих тем среди фаундеров российских, белорусских и украинских стартапов. Однако в попытках найти идеальную страну для релокации часто за скобками остаются вопросы — кому, зачем и, главное, как переезжать?

Какую стратегию выбрать для выхода на международные рынки и какие подводные камни скрывают популярные юрисдикции, рассказывает Константин Синюшин, управляющий партнер и сооснователь фонда the Untitled Ventures, инвестирующий в стартапы, которые уже переехали или собираются переезжать в Европу или США.

Перевозим стартап: юрисдикции и локации — в чем разница и что выбрать

Недавнее исследование специалистов из НИУ ВШЭ показало, что в России нет ни одного «единорога» — компании с оценкой более $1 млрд.

При этом как минимум четыре таких проекта (Acronis, Revolut, OCSiAL и InDriver) и две публичные компании (Arrival и Yandex) либо целиком вывели бизнес из России, либо зарегистрировали головные офисы за рубежом.

Ищут выход и стартапы Беларуси, где на фоне прошлогоднего инцидента с компанией PandaDoc (кстати, еще одним «единорогом») приняли решение уехать 45% стартапов


Читайте также: Куда идти стартапам за рубежом


Высокотехнологичным проектам в России, Украине и Беларуси сложно найти инвестиции в родных странах и еще сложнее — масштабироваться на мировой рынок. Сказывается и законодательство, и условия приема платежей, и языковые барьеры. Поэтому фаундеры зачастую начинают искать новую, более благоприятную юрисдикцию для релокации стартапа. 

 

RB.RU рекомендует лучших поставщиков цифровых решений для вашего бизнеса — по ссылке

О юрисдикциях и локациях

Для начала разграничим понятия юрисдикции и локации.

Юрисдикции — это страны, где компания регистрируется, а локации — где легально живут и работают сотрудники. И локаций, и юрисдикций у компании может быть несколько, и критерии их выбора отличаются.

Хорошая юрисдикция — это преимущество для ведения бизнеса, поиска заказчиков, партнеров и инвесторов. А хорошая локация — это удобное и выгодное для жизни место для команды. 

В идеальном мире можно найти страну, которая удовлетворяет требованиям стартапа и к юрисдикции, и к локации. Однако в реальности надо искать компромисс. Своим портфельным стартапам мы не рекомендуем выбирать юрисдикцию без четкого понимания ее выгод как локации — кто, как, когда и насколько просто сможет переехать. Но все по порядку.

 

Зачем стартапам релокация

Есть четыре разные стратегии выхода на международные рынки. Выбор одной из них зависит от бизнес-задач стартапа и, в свою очередь, помогает определиться с юрисдикцией.

 

1. Работа с зарубежными заказчиками

В рамках такой стратегии стартап структурирован в родной юрисдикции, к примеру, в России, но ориентирован на иностранных заказчиков.

Эта модель подходит для b2c-проектов, где ключевую роль в привлечении клиентов играет digital-маркетинг, а платежи проводятся онлайн. Кроме того, так работают стартапы, которые полагаются только на инвесторов из своей страны.

 

2. Регистрация компании-прокладки

Вариация первого подхода, которая подразумевает оформление зарубежного офиса для аккумулирования выручки от зарубежных клиентов, если принимать платежи в родной юрисдикции невозможно. Зарубежное подразделение перечисляет часть выручки в основной офис на зарплату сотрудникам и прочие расходы.

 

3. Частичный перенос бизнеса

Третий вариант — это регистрация зарубежной компании как головного офиса и перенос в нее маркетинга и продаж. Через нее могут приниматься вложения от иностранных инвесторов. В родной юрисдикции остается бэк-офис как дочерняя компания.

 

4. Полный перевод бизнеса за границу

Наиболее радикальный подход включает полный переход операционной деятельности в другую страну, а также переезд и/или найм всех сотрудников на месте. 


Первая и вторая стратегия имеют значительные риски и ограничения для роста стартапа, поэтому рассматривать их рекомендуется лишь в исключительных случаях. А на том, как определиться с юрисдикцией для последних двух, остановимся подробнее. 

 

Как выбрать юрисдикцию и локацию

Для обеих стратегий есть общие принципы выбора юрисдикции. Это возможность просто и быстро:

  • зарегистрировать и вносить изменения в учредительные документы;
  • открыть расчетный счет в банке;
  • получить и структурировать инвестиции от любых инвесторов;
  • работать с международными клиентами;
  • платить низкие налоги на прибыль компании, фонд заработной платы, дивиденды и на прирост капитала. 

При выборе локации стоит обратить внимание на:

  • стоимость жизни;
  • налоги на зарплату для физических лиц;
  • сроки получения вида на жительство для любого количества сотрудников;
  • языковую среду;
  • климатические условия. 

Помимо общих принципов, для третьей стратегии (частичный перенос бизнеса) нужно выбирать юрисдикцию, куда можно легко релоцировать или найти на месте персонал для фронт-офиса.

В четвертой стратегии (полный перенос бизнеса) юрисдикции для фронт-офиса и бэк-офиса можно выбирать отдельно. Последний подход стоит дороже и позволить себе его можно либо на очень ранней стадии, либо уже на зрелом этапе развития бизнеса. 

 

Плюсы и минусы принимающих стран

Рассмотрим несколько популярных юрисдикций с точки зрения релокации. 

Стартапы из Восточной Европы часто мечтают стать американскими корпорациями, зарегистрированными в Делавере. Это один из самых удобных и недорогих инструментов для проетов ранних стадий. Однако даже фаундерам переехать в США сложно, а в случае успеха (и учитывая, что релоцировать команду в этот штат вы вряд ли будете) придется платить налог штата по месту фактического офиса.

Стоимость жизни в США дорогая — особенно в Кремниевой Долине или Нью-Йорке. А легкость открытия расчетного счета в американском банке нивелируется легкостью его закрытия за вывод денег в сомнительные юрисдикции, где остался ваш бэк-офис.

Кроме того, из юрисдикции США невозможно вывести интеллектуальную собственность без серьезных потерь.

Для работы на азиатских рынках популярен Сингапур. Но по тем же причинам, что и в США, туда реально перевести только фронт-офис. 

В Великобританию также сложно перевести сотрудников бэк-офиса, а еще дороже нанимать их на месте. Кроме того, с недавнего времени включаются связанные с Брекзитом сложности ведения бизнеса со странами Евросоюза.

Входящий в ЕС Кипр предлагает удобную англоязычную среду и приятные налоги. Однако его удаленность от основных рынков делает проблематичным держать там фронт-офис.

Особняком в англоязычной среде стоит Канада, но она отличается высокими налогами и сложной процедурой переезда.

Франция и Германия, хотя и отличаются тяжеловесным корпоративным правом, активно привлекают квалифицированных сотрудников и предпринимателей.

Но в этом есть загвоздка: фаундерам получить стартап-визу в этих странах несложно, но вот остальные сотрудники будут переезжать по blue card и в итоге могут легко сменить работу. С другой стороны, стартапам зрелых стадий легче нанимать местных сотрудников в этих странах. 

Щвейцария и Нидерланды хороши всем, кроме стоимости содержания компании. Ренессанс в сфере высоких технологий переживает Люксембург, который, помимо прочего, еще и одна из лучших юрисдикций в Европе для структурирования инвестиционных фондов.

Наконец, есть страны Балтии, преимущество которых — языковая среда и удобное налоговое законодательство. В отличие от остальных стран Европы, стартапам не нужно платить здесь налог на реинвестированную прибыль.

Особняком стоит Латвия, где Латвийское агентство инвестиций и развития (ЛАИР) готово решать конкретные проблемы стартапов и запустило удобную программу релокации.

Кроме того, только в Латвии правительство предоставляет льготный налоговый режим для стартапов ранних стадий, а сотрудники не платят подоходный налог. Один из успешных кейсов релокации в Латвию — это переезд петербургского стартапа-разработчика дронов FIXAR Aero.


Подведем итог. Если вы планируете сменить юрисдикцию, продумайте все аспекты — от выбора стратегии выхода на международны рынки и понимания, зачем нужно перевозить бизнес, до того, кого именно из команды перевозить и на каких условиях. Тщательно проанализируйте потенциальные юрисдикции и их преимущества как локаций для команды — в конечном итоге, именно от сотрудников зависит успех стартапа. 

Фото на обложке: unsplash.com

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 «Вкусвилл» открыл свой первый магазин в Казахстане
  2. 2 Как будут развиваться отношения России и Индонезии в ближайшее время и что это принесет российским инвесторам
  3. 3 Как зарегистрировать товарный знак в Саудовской Аравии
  4. 4 Как работают криптовалютные биржи на мировом рынке
  5. 5 Как выйти на рынок Вьетнама с товарами повседневного спроса
ArtTech — карта разработчиков арт-технологий
Все игроки российского рынка технологий для искусства
Перейти