Владимир Филипьев, CEO Subtotal, рассказывает кейс: конкуренты скопировали все содержимое сайта – имеют ли они на это право и как нужно было провернуть такую аферу?
Меня зовут Владимир Филипьев, я из команды Subtotal.ru. Мы помогаем владельцам магазинов автоматизировать розничную торговлю и управление складом в облаке. На днях, анализируя статистику, среди регистраций мы обнаружили email [email protected]. Мы любим своих клиентов и всегда рады узнать о них побольше: открываем koolve.com – оказывается, это не клиент, а конкурент, и у него аналогичный продукт.
Изучение конкурентов – дело хорошее, мы тоже зарегистрированы у десятка игроков и следим за их успехами.
Что же может предложить нам сервис koolve.com? На главной есть видео, запускаем его и... смотрим точную копию видео, которое мы сделали год назад: текст повторяется слово в слово, последовательность сцен тоже. Не понятно, зачем тратили деньги на другие картинки, могли бы взять наш ролик, мы не против.
Вот оригинал (или – на главной subtotal.ru):
Вот копия (или – на главной koolve.com):
В нашей команде люди по разному отреагировали на плагиат. Кто-то порадовался со словами: «Нас копируют, это успех», автор же ролика расстроился до слез. Девушки – они такие эмоциональные :)
Обсуждая ситуацию с коллегами и предпринимателями, мы сделали выводы, которыми решили поделиться.
Самая крупная кража в истории компьютерной индустрии
Каждый маркетолог и предприниматель практически ежедневно наблюдает действия конкурентов и в какой-то момент принимает решение – мы будем делать так же! Но где эта тонкая грань между заимствованием идеи и воровством (или плагиатом)?
Визит сотрудников Apple в исследовательский центр Xerox PARC в 1980 году иногда называют самой крупной кражей в истории компьютерной индустрии. Кстати, Стив Джобс не был против такого мнения. Наоборот, он этим даже гордился. Есть известная фраза Пабло Пикассо: «Хорошие художники копируют, великие художники крадут». Эту фразу однажды произнес Джобс и добавил: «Мы никогда не стыдились воровать гениальные идеи у других». Ключевое слово здесь – «идеи». Воровать идеи и воровать конкретные реализации этой идеи – вот где тонкая грань между заимствованием и воровством.
Джобс своровал у Хerox идею компьютерной мыши и графический интерфейс. Мышь от Xerox представляла собой замысловатое устройство с тремя кнопками, с трудом перемещалось по поверхности стола и стоило $300.
В 1981 году был представлен Xerox Star. Этот компьютер обладал графическим интерфейсом, мышкой, окнами и «рабочим столом». Для сохранения большого файла иногда приходилось ждать несколько минут, компьютер оказался очень дорогим (он стоил $16,595) и был рассчитан на работу в офисах с подключением к сети. Xerox Star провалился. Джобс же после визита в Xerox PARC поставил задачу сделать мышь стоимостью $15, чтобы она «могла двигаться как на различных столах, так и на моих синих джинсах». Инженерам Apple удалось осуществить его желания. Так же драматически был улучшен графический интерфейс, работа с окнами и рабочим столом – и появился Macintosh.
Вероятно, именно эти идеи стали основой успеха Apple, а много лет спустя были скопированы Microsoft в операционной системе Windows. Ну, а мы с тех пор пользуемся этими инструментами каждый раз, когда открываем ноутбук.
3 причины не заниматься копированием
Воровать идеи хорошо! Своим уникальным способом реализации идеи вы улучшаете мир. Но не стоит копировать конкретный способ реализации идеи. Как минимум, по трем причинам.
- Брать чужое без спроса – это воровство. Это неправильно, это аморально, это минус в карму. Берите идею и делайте свое, но никогда не воруйте упаковку, текст, продукт.
- Плагиат – это незаконно. На вас могут подать в суд. Вероятно, для России это не столь актуально, но в большом бизнесе действительно можно отсудить приличную сумму денег. Например, в споре Apple и Sumsung по поводу копирования внешнего вида телефона на кону сотни миллионов долларов.
- Тайное станет явным – и Adibas никогда не будет Adidas. Люди любят истории про плагиат. СМИ любят истории про плагиат. Рано или поздно потенциальные клиенты узнают, что вы незатейливо копируете конкурента. И вы сразу превратитесь в догоняющего. Вы сами часто покупаете у таких?
Карго-культ
Я не знаю причин, почему люди решили скопировать наш ролик дословно. Причины, безусловно, есть. Часто люди делают что-то, копируя других, в ожидании того же результата. Но обычно результат иной, так как отличается среда и причинно-следственные связи.
Например, после Второй мировой войны аборигены островов в Тихом океане имитировали действия солдат, моряков и летчиков (которые уже покинули острова и более не прикармливали местное население). После того, как военные свернули базы и покинули острова, островитяне многие годы делали наушники из дерева и прикладывали их к ушам, находясь в построенных из дерева контрольно-диспетчерских вышках. Они изображали сигналы посадки самолетов, находясь на построенной из дерева взлетно-посадочной полосе. Но «большие железные птицы» почему-то больше не прилетали и не привозили продукты. Аборигены прославились и попали на страницы Wikipedia, а этот феномен получил наименование карго-культа.
Итог? Берите чужую идею! Хороших идей в мире немного, и взять чужую идею – это нормально. Но делайте свой продукт, рассказывайте о нем своими словами, «влейте в него свою душу» – тогда у вас есть шанс завоевать сердца клиентов. Чего мы искренне желаем всем.
Материалы по теме:
Многолетняя патентная война между Samsung и Apple окончена
Почему вам немедленно нужен товарный знак?
4 способа заработать на патентах
Как выгоднее патентовать технологии
200+ мертвых российских стартапов
Видео по теме:
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
-
Пройти курс «Старт работы на Wildberries»
- 1 Xerox уволит 3 тыс. человек в рамках реорганизации
- 2 Выкупленный местным менеджментом бизнес Xerox будет работать в России под брендом Technoevolab
- 3 Xerox продала бизнес в России местному менеджменту
- 4 Как выглядели первые логотипы Apple, Amazon и других техгигантов