Никогда не задумывались о том, что из-за обыкновенной безграмотности в общении с клиентом ваша компания может потерять его в 50% случаев? Так вот, это суровая правда!
Иван Шкиря, CEO компании Callibri, рассказывает, какие ошибки в русском языке снижают доходы вашей компании.
Все мы любим чужие ошибки
Не так давно у британского интернет-магазина нижнего белья TightsPlease из-за неправильно написанного на товарной странице слова существенно снизились доходы. Ошибка затаилась в слове «колготки», и продажи именно этого товара серьезно просели. Как только орфографию привели в норму, конверсия выросла на 80%.
Вы можете сделать уникальный продукт, вложить в раскрутку и продвижение миллионы, организовать крутую техподдержку, но безграмотные сотрудники одним своим ответом напрочь убьют результат ваших трудов и испортят репутацию компании.
В некоторых организациях это понимают и объявляют настоящую борьбу с неграмотностью: развешивают по офису листовки с правилами, проводят обучение, решают языковые задачи на сайтах. Тех, кто информацию не усваивает, штрафуют.
В Департаменте культуры Москвы за каждую орфографическую ошибку сотрудник лишается 30% премии, за пунктуационную — 10%.
Мы провели исследование более чем тысячи сообщений в чатах, онлайн-консультантах и письмах среди своих клиентов — и определили 10 самых распространенных ошибок, которые совершают менеджеры в переписке. Мы уверены, что даже в рамках одной статьи можно сделать письменную речь чуть-чуть грамотнее и устранить убытки компании из-за простых ошибок в русском языке.
1. «Вы» или «вы»?
По правилам русского языка в деловых и официальных документах можно употреблять местоимение с прописной буквы. Также его используют, чтобы подчеркнуть уважение к собеседнику. Если вы пишете письмо на фирменном бланке, учитывая все нюансы и правила делового стиля, то «Вы» и «Ваш» никому глаза резать не будет.
Можно ли считать разговор в чате официальным документом? Обычно собеседник «выканье» с большой буквы воспринимает как наезд и разговор на повышенных тонах. Поэтому не стоит рисковать, пишите «вы» — это и уважительно, и грамотно, и никого не раздражает.
2. Сокращения
«ДД», «спс», «г-н», «г-жа» и другие непонятные с первого раза буквы можно часто встретить в переписке. Не стоит так делать. Времени на полное написание слова у вас уйдет ненамного больше, а адресат не будет ломать голову, что вы имели в виду. Кстати, «ДД» переводится на нормальный язык как «добрый день».
3. «Воабще», «вообще», «в-общем», «вообщем»
Несчастные слова, над которыми издеваются как только могут: вставляют дефисы, пробелы, приписывают лишние буквы или меняют их по своему усмотрению. Запоминаем, что «вообще» пишется исключительно с двумя «о» и в одно слово, а «в общем» – через пробел. Других вариантов этих слов в нашем языке не существует.
5. «Обоих» или «обеих»?
Тут все просто. Если речь идет о двух существительных женского рода – пишем «обеих», во всех остальных случаях ставим букву «о».
6. «Наверно» или «наверное»?
Оба варианта написания правильные. В современном языке обычно они выступают в роли вводных слов, так что не забываем обособлять их запятыми.
7. «-тся» или «-ться»?
Одна из самых распространенных ошибок при написании глаголов. Рецепт один и очень простой: как только попадается глагол с «вредным» суффиксом, сразу же задаем к нему вопрос. Если в вопросе есть мягкий знак, значит, и в глаголе его пишем. Он что сделает? свяжется. Что будет делать? будет связываться.
8. «Так же», «так-же» или «также»?
Никаких дефисов в этом слове не бывает. Слитное или раздельное написание зависит от контекста. Также пишется слитно, когда его можно заменить в предложении союзом «и».
Мы поможем отсеять неэффективные рекламные площадки, перенаправить средства на рабочие, а также повысить конверсию сайта.
Мы поможем отсеять неэффективные рекламные площадки, перенаправить средства на рабочие и повысить конверсию сайта.
Раздельно пишется только в случае сравнения. Для проверки убираем «же», если смысл не меняется, значит между словами ставим пробел.
Я делаю это так же, как и всегда
Я делаю это так, как и всегда.
9. «Что бы», «что-бы» или «чтобы»?
Как и в случае с «также» слово «чтобы» никогда не пишется через дефис или тире. Нужен или нет пробел – зависит от смысла предложения. Чаще всего «чтобы» пишется слитно. Если «бы» можно отбросить без ущерба для смысла, значит, нужен пробел.
Что бы мне спросить у президента?
Что мне спросить у президента?
10. Не или ни?
И снова все зависит от смысла. Для отрицания нужна частица «не», для усиления или перечисления – частица «ни».
На текущий момент к проекту не привязаны номера.
На текущий момент к проекту не привязан ни один номер.
Во втором предложении отрицание сильнее, чем в первом.
Про ошибки можно писать бесконечно, а это только верхушка айсберга. Но есть один универсальный совет для тех, кто не хочет потерять клиентов из-за безграмотности, собственной или своих подчинённых: пишите проще. Чем короче предложения, тем меньше вероятность совершить ошибку. Красивую, но сложную фразу всегда можно разбить на два, а то и три предложения. И используйте только те слова, в написании которых вы абсолютно уверены.
Самые актуальные материалы — в Telegram-канале Rusbase
Материалы по теме:
Пресс-релиз мертв: 5 PR-ошибок при запуске нового продукта
Любовь с первого питча: как сразу понравиться инвестору
«Торгуйтесь!». Как и с кем выгоднее работать бизнесу в США
Эти ошибки вы не допускаете, играя в «Героев», но ежедневно совершаете в жизни
8 причин, почему бутстрэппинг сделает из вас классного предпринимателя
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Выбор системы налогообложения»
- 1 11 вещей, которые разработчики «обожают» слышать от своих коллег не из IT
- 2 14 подкастов ко дню программиста, которые интересно послушать неравнодушным к софтверу
- 3 На каких конференциях можно встретить топ-менеджеров больших компаний
- 4 Стартапу, выходящему на ICO, нужен ментор. Зачем?
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025