10 грамматических ошибок, которые снижают ваши доходы

Иван Шкиря
Расскажите друзьям
Виктория Кравченко

Никогда не задумывались о том, что из-за обыкновенной безграмотности в общении с клиентом ваша компания может потерять его в 50% случаев? Так вот, это суровая правда!

Иван Шкиря, CEO компании Callibri, рассказывает, какие ошибки в русском языке снижают доходы вашей компании.

Все мы любим чужие ошибки

Не так давно у британского интернет-магазина нижнего белья TightsPlease из-за неправильно написанного на товарной странице слова существенно снизились доходы. Ошибка затаилась в слове «колготки», и продажи именно этого товара серьезно просели. Как только орфографию привели в норму, конверсия выросла на 80%.

Вы можете сделать уникальный продукт, вложить в раскрутку и продвижение миллионы, организовать крутую техподдержку, но безграмотные сотрудники одним своим ответом напрочь убьют результат ваших трудов и испортят репутацию компании.

В некоторых организациях это понимают и объявляют настоящую борьбу с неграмотностью: развешивают по офису листовки с правилами, проводят обучение, решают языковые задачи на сайтах. Тех, кто информацию не усваивает, штрафуют.

В Департаменте культуры Москвы за каждую орфографическую ошибку сотрудник лишается 30% премии, за пунктуационную — 10%.

Мы провели исследование более чем тысячи сообщений в чатах, онлайн-консультантах и письмах среди своих клиентов — и определили 10 самых распространенных ошибок, которые совершают менеджеры в переписке. Мы уверены, что даже в рамках одной статьи можно сделать письменную речь чуть-чуть грамотнее и устранить убытки компании из-за простых ошибок в русском языке.

 

1. «Вы» или «вы»?

По правилам русского языка в деловых и официальных документах можно употреблять местоимение с прописной буквы. Также его используют, чтобы подчеркнуть уважение к собеседнику. Если вы пишете письмо на фирменном бланке, учитывая все нюансы и правила делового стиля, то «Вы» и «Ваш» никому глаза резать не будет.

Можно ли считать разговор в чате официальным документом? Обычно собеседник «выканье» с большой буквы воспринимает как наезд и разговор на повышенных тонах. Поэтому не стоит рисковать, пишите «вы» — это и уважительно, и грамотно, и никого не раздражает.

 

2. Сокращения

«ДД», «спс», «г-н», «г-жа» и другие непонятные с первого раза буквы можно часто встретить в переписке. Не стоит так делать. Времени на полное написание слова у вас уйдет ненамного больше, а адресат не будет ломать голову, что вы имели в виду. Кстати, «ДД» переводится на нормальный язык как «добрый день».

 

3. «Воабще», «вообще», «в-общем», «вообщем»

Несчастные слова, над которыми издеваются как только могут: вставляют дефисы, пробелы, приписывают лишние буквы или меняют их по своему усмотрению. Запоминаем, что «вообще» пишется исключительно с двумя «о» и в одно слово, а «в общем» – через пробел. Других вариантов этих слов в нашем языке не существует.

 

5. «Обоих» или «обеих»?

Тут все просто. Если речь идет о двух существительных женского рода – пишем «обеих», во всех остальных случаях ставим букву «о».

6. «Наверно» или «наверное»?

Оба варианта написания правильные. В современном языке обычно они выступают в роли вводных слов, так что не забываем обособлять их запятыми.

7. «-тся» или «-ться»?

Одна из самых распространенных ошибок при написании глаголов. Рецепт один и очень простой: как только попадается глагол с «вредным» суффиксом, сразу же задаем к нему вопрос. Если в вопросе есть мягкий знак, значит, и в глаголе его пишем. Он что сделает? свяжется. Что будет делать? будет связываться.

8. «Так же», «так-же» или «также»?

Никаких дефисов в этом слове не бывает. Слитное или раздельное написание зависит от контекста. Также пишется слитно, когда его можно заменить в предложении союзом «и».

Мы поможем отсеять неэффективные рекламные площадки, перенаправить средства на рабочие, а также повысить конверсию сайта.

Мы поможем отсеять неэффективные рекламные площадки, перенаправить средства на рабочие и повысить конверсию сайта.

Раздельно пишется только в случае сравнения. Для проверки убираем «же», если смысл не меняется, значит между словами ставим пробел.

Я делаю это так же, как и всегда

Я делаю это так, как и всегда.

 

9. «Что бы», «что-бы» или «чтобы»?

Как и в случае с «также» слово «чтобы» никогда не пишется через дефис или тире. Нужен или нет пробел – зависит от смысла предложения. Чаще всего «чтобы» пишется слитно. Если «бы» можно отбросить без ущерба для смысла, значит, нужен пробел.

Что бы мне спросить у президента?

Что мне спросить у президента?

 

10. Не или ни?

И снова все зависит от смысла. Для отрицания нужна частица «не», для усиления или перечисления – частица «ни».

На текущий момент к проекту не привязаны номера.

На текущий момент к проекту не привязан ни один номер.

Во втором предложении отрицание сильнее, чем в первом.

Про ошибки можно писать бесконечно, а это только верхушка айсберга. Но есть один универсальный совет для тех, кто не хочет потерять клиентов из-за безграмотности, собственной или своих подчинённых: пишите проще. Чем короче предложения, тем меньше вероятность совершить ошибку. Красивую, но сложную фразу всегда можно разбить на два, а то и три предложения. И используйте только те слова, в написании которых вы абсолютно уверены.


Самые актуальные материалы — в Telegram-канале Rusbase


Материалы по теме:

Пресс-релиз мертв: 5 PR-ошибок при запуске нового продукта

Любовь с первого питча: как сразу понравиться инвестору

«Торгуйтесь!». Как и с кем выгоднее работать бизнесу в США

Эти ошибки вы не допускаете, играя в «Героев», но ежедневно совершаете в жизни

8 причин, почему бутстрэппинг сделает из вас классного предпринимателя



Комментарии

  • Ilya Kitov
    Ilya Kitov 23:06, 1.09.2017
    0
    Я своих коллег за слово "текущий" дрючу и в хвост и в гриву, потому что оно омерзительное. В большинстве случаев оно не нужно, это паразит, мерзкий, как "история", которую стали пихать везде. В общем, статья вроде толковая, но я бы еще с десяток слов добавил
  • Maria Pisarevskaya
    Maria Pisarevskaya 22:04, 2.09.2017
    0
    Шестой пункт в статье выбивается из общей логики — там же нет ни одной ошибки. Ну или, если имелось в виду, что посетителей сайтов раздражает отсутствие запятых при вводном слове, то как-то надо было это иначе озаглавить, мне кажется. А под всеми остальными подписываюсь всеми своими корректорскими руками :)
Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Sibos
16 октября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase