Колонки

Вредные советы: три способа придумать название для компании и потерять деньги

Колонки
Алексей Загумённов
Алексей Загумённов

Управляющий группой компаний «Авира»

Полина Константинова

Запускаете бизнес и думаете, какое название выбрать для компании? Есть три способа, которые точно не стоит использовать начинающему предпринимателю. О том, как нужно действовать, рассказал управляющий группой компаний «Авира» (AviraKids) Алексей Загуменнов.

Вредные советы: три способа придумать название для компании и потерять деньги
Присоединиться

Уникальный бренд необходим как воздух. Исключением может стать разве что формальное название для фирмы-однодневки, магазина «Продукты» в глухом селе или компании, заточенной исключительно под определенные тендеры. В прочих случаях одинаковые наименования для двух компаний из одного региона могут привести к банкротству обеих. Или как минимум для одной из них.

Я знаю об этом не понаслышке. В портфолио «Авиры» сегодня 6 тысяч проектов в 17 странах мира, и большую часть из них мы создавали как готовый бизнес, начиная со звучного бренда. Сейчас, например, работаем с огромным парком развлечений для Норвегии. Проект получил название Lang nese и будет посвящен горным троллям.

Способ первый: копирование

Практика показывает, что с каждым годом «брендовый экстремизм» становится все серьезнее. Правообладатели получают неплохой доход, подавая иски на всех, кто имеет отношение к их бренду. Например, небезызвестный «Хэдхантер» с 2014 года судился по поводу нарушения исключительных прав на товарных знак с компаниями HH&HR, «Хедхантер24» и хэдхантер.рус.

Александр Данилюк из Омска зарегистрировал товарный знак «крафт» и теперь, кажется, намерен получить деньги от каждой компании, в названии которой есть это слово. Пока права не аннулированы, у него есть неплохой шанс получить даже с крохотной «крафт-пивной» минимум 50 тысяч рублей.

Фото: Unsplash

Тут мы подходим к первому и самому распространенному способу придумать себе название – «хайпануть» и использовать то, что уже мелькало на вывесках. Так часто бывает в индустрии семейных развлечений, где одинаковые названия ранее считались нормой. Мы в «Авире» с коллегами из Российской гильдии маркетологов даже составили своеобразный антирейтинг креативности названий проектов в индустрии развлечений за 2018 год.

Самые распространенные односложные названия здесь – «Джунгли», «Непоседы» и «Мадагаскар». Самые часто встречающиеся основы для сложносоставных имен – «лэнд», «город» и «парк».

Кажется, предприниматели перестали включать и фантазию, и логику, отчего на рынке появляются «Джунглилэнды», «Мадагаскар-парки» или какие-нибудь «Город непосед парки».

Если интересно, с полным рейтингом можно ознакомиться в отдельной презентации.

Интересно другое. В рейтинг самых популярных названий вошли названия «Смешарики», Lego, «Джуманджи», чуть-чуть не дотянули до звания лидеров «Три кота», Angry birds, «Акуна-матата». Между тем, все эти слова сегодня фактически принадлежат крупным компаниям.

Получается, предприниматели работают до первого судебного иска. И если Данилюк просит от баров и пивоварен пока суммы, начинающиеся со 100 тысяч рублей, то в случае, например, с Disney, которой принадлежат права на торговую марку «акуна матата», полагаю, речь будет идти о гораздо больших суммах.

Способ второй: подбор отвлеченных слов

Мне нравится повторять, что если сравнить развлекательный центр с компьютером, то игровое оборудование – это его «железо», а концептуальное наполнение, вершиной которого и является наименование, – это программное обеспечение. Ни то, ни другое не работает по отдельности. Но некоторые считают иначе и используют второй способ нейминга – брутфорс.

Бизнесмен открывает словарь и выбирает самое красивое слово или словосочетание.

Фото: Unsplash

Увидел он, например, что-нибудь вроде punda, продолжая тему суахили. Бизнесмену понравилось – необычно, звучно, похоже на веселую панду. Открыл он свой Punda-park – а прибыль не идет.

Если с точки зрения закона слово или фразу еще можно быстро проверить, например, на znakoved.ru, onlinepatent.ru и других бесплатных аналогах, то благозвучность, восприятие, альтернативное значение – это темы для отдельных исследований, и одним ресурсом-волшебной палочкой здесь не обойтись.

Способ третий: сопоставление «харда» с «софтом»

С точки зрения сочетания уникальности и благозвучия мне по душе бренд «Иссумбоси» из Новосибирска. Взяв за основу легенду о «Мальчике-с-пальчик» и ориентируясь на своих четверых детей, создательница этого семейного клуба создала действительно необычный бренд. Одна беда: он до сих пор не зарегистрирован в России как торговая марка, а значит, совсем скоро может появиться и второй «Иссумбоси».

Другой хороший пример – «Сирены Краснолесья» из Екатеринбурга. Здесь название обыгрывает многозначность слова «сирена», а развлекательный центр расширил свою суть, превратившись в своеобразный клуб для творческих детей, которые любят петь и готовы выйти на сцену.

Фото: Unsplash

Эти примеры – это третий способ нейминга, но он самый сложный. Здесь софт сопоставляется с хардом и выбирается единственно верное наименование. Оно учитывает и месторасположение заведения, и конкурентную среду, и каждую единицу оборудования, и концепцию организации досугового контента в заведении, и благозвучность, и привлекательность для целевой аудитории.

Такой способ требует глубокого анализа, и чаще всего предприниматель, чье внимание сосредоточено на запуске бизнеса, не готов тратить свое время на эту работу.

Как правило, нейминг лучше оставлять на совесть специалистов. Это дорогие услуги, но они того стоят. Хорошее название определяет и суть проекта, и его логотип, и стиль оформления, и вид рекламно-информационной продукции, и даже легенду. Но часто случается, что названия требуют нишевые проекты. В таком случае лучше обращаться к ним же – нишевым экспертам.


Выбор оптимального варианта

Впрочем, у кого бы ни заказывал предприниматель услуги по неймингу, всегда важно, чтобы он сам влюблялся в название. У нас, например, среди клиентов были две девушки – бизнес-партнеры. Для своего развлекательного центра в Башкирии они вместе с нашим креативным директором перебрали почти 40 наименований, от идеальных до самых расхожих. Что нравилось одной, то не принимала другая бизнес-леди, и наоборот.

В итоге они остановились на названии, которое увидели в каком-то каталоге. Этот бренд не дотянул всего два пункта до попадания в десятку самых популярных.

Резюмируя, отмечу: плохих способов нет. И копирование, и брутфорс могут сработать, если бизнесмен чувствует ту грань, за которую переходить не стоит.


Материалы по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как провести инвентаризацию в организации
  2. 2 Как написать коммерческое предложение
  3. 3 Что включает в себя фонд оплаты труда и как рассчитывается
  4. 4 Бизнес в интернете с минимальными вложениями
  5. 5 Как открыть бизнес с нуля
AgroCode Hub
Последние новости, актуальные события и нетворкинг в AgroTech-комьюнити — AgroCode Hub
Присоединяйся!