«Falcon Heavy и продолжение пусков Falcon 9 оставляют российским ракетам очень небольшую нишу»

Сергей Гугкаев
Сергей Гугкаев

Генеральный директор ракетно-космического комплекса Sea Launch (Морской старт)

Расскажите друзьям
Полина Константинова

Сергей Гугкаев, генеральный директор ракетно-космического комплекса Sea Launch (Морской старт), рассказал Rusbase, в чем значение запуска ракеты Falcon Heavy для мировой космической отрасли и удастся ли России преодолеть отставание в этой сфере от США.

Отделим пиар от реальных технических достижений SpaceX

Мы не будем рассматривать данное событие, с точки зрения спектакля (без которого не обходится ни одно событие с участием Илона Маска) и «мелкого хулиганства» по Договору о космосе 1967 года, ввиду засорения околоземного пространства кабриолетом Tesla. Попытаемся отделить пиар от реальных технических достижений SpaceX.

Запуск ракеты Falcon Heavy, безусловно, значимое событие для мировой ракетно-космической отрасли.

Несмотря на то что Falcon Heavy – это связка трех ракетных блоков уже существующей ракеты Falcon 9, можно сказать, что, с точки зрения проектирования, подготовки, транспортировки, заправки и самого полета – это новая ракета.

От Falcon Heavy пострадают Boeing и Lockheed Martin

Заявленные энергетические характеристики этой ракеты делают ее на порядок более мощной в сравнении со всеми существующими носителями в США, Европе, России и Китае.

Это даст возможность SpaceX выводить по конкурентным для отрасли ценам рекордные по нынешним временам полезные нагрузки:

  • Группировки спутников

  • Сверхтяжелые одиночные космические аппараты

  • Модули

Главными «пострадавшими» от введения в эксплуатацию Falcon Heavy станут Boeing и Lockheed Martin. Их совместное предприятие ULA (United Launch Alliance) было создано специально для запусков ракет семейств Delta и Atlas для американских военных задач за очень щедрое вознаграждение.

Теперь Falcon Heavy вполне сможет заменить эти ракеты по гораздо более низким ценам.

На коммерческом же рынке Falcon Heavy наверняка подвинет европейскую Ariane-5 до начала 20-х годов, когда, предположительно, начнется эксплуатация семейства ракет Ariane-6.

Что касается дальнего космоса, полетов на Луну, астероиды и Марс, SpaceX разрабатывает для этих целей другую, еще более мощную ракету – BFR, которая, впрочем, будет использовать технологический задел Falcon Heavy.

В ходе этой миссии SpaceX удалось одновременно вернуть и вертикально посадить два боковых ускорителя с целью их дальнейшего использования, что также является для мировой космической отрасли явлением уникальным (боковые ускорители Шаттла также плавно сажали в воду с помощью парашютов, однако они никогда не были повторно использованы).

Несмотря на то что не удалось спасти центральный ракетный блок и посадить его на морскую платформу, ясно, что сделан еще один шаг вперед в области своевременных многоразовых космических транспортных систем.

Россия теряет роль одного из мировых «космических извозчиков»

Каковы последствия данного пуска для российской ракетно-космической отрасли, переживающей непростые времена?

Сегодня, оставаясь на лидирующих позициях в сфере пилотируемого космоса и двигателестроения, Россия тем не менее теряет роль одного из главных мировых «космических извозчиков».

Falcon Heavy и продолжение пусков Falcon 9 оставляют российским ракетам очень небольшую нишу на рынке геостационарных пусков средних и тяжелых спутников.

Столкнувшись с просчетами в планировании коммерческой эксплуатации ракеты-носителя «Ангара-5», российская ракетно-космическая отрасль пытается наверстать упущенное время путем разработки новой ракеты «Союз-5». Она по своим характеристикам будет сопоставима с Falcon 9, а сверхтяжелую ракету, превосходящую Falcon Heavy, «Роскосмос» планирует создать лишь к 2028 году.

Следует отметить также, что помимо тяжелой ракеты Falcon Heavy, в настоящий момент в США полным ходом идут работы по сверхтяжелым ракетам SLS (Space Launch System) и New Glenn. Результаты этих работ мы увидим в ближайшие 2-3 года.

Российской космической отрасли нужно искать свои рынки

Таким образом, Россия в настоящий момент отстает от США в сфере создания ракет тяжелого и сверхтяжелого класса, предположительно, на 7-10 лет. Можно ли наверстать данное отставание?  Имея такой колоссальный научный и человеческий потенциал, как в России, ответ, безусловно, положительный.

Однако для этого, помимо существенного финансирования и мобилизации ресурсов, нужно четко понимать, для чего нам нужно вступать в эту гонку. Зарабатывать на подобных носителях в России пока не научились.

Если Falcon Heavy, скорее всего, будет специализироваться на запусках военных спутников, то у нас с военными задачами пока справляется ракета «Союз-2». Правда, массы и размеры аппаратов существенно различаются. А коммерциализировать услуги космической деятельности мы еще только учимся и пока сильно уступаем в этом американцам.

Как это не банально звучит, но российской космической отрасли необходимо искать свой путь и свои рынки, используя все лучшее, что есть в мировой практике. И то, что сегодня от официальных лиц мы слышим слова о необходимости создания многоразовых ракет, вселяет осторожный оптимизм.   


Материалы по теме:

Илон Маск показал последнее фото своей Tesla на пути к Марсу

Запущенная в космос Tesla Илона Маска официально признана спутником

Видео: первое включение всех двигателей «марсианской» ракеты Falcon Heavy

Маск назвал причину крушения центрального ускорителя Falcon Heavy

Этот художник хочет запустить «первую в мире космическую скульптуру» на ракете SpaceX


Самые актуальные новости - в Telegram-канале Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
FinTech Russia
30 марта 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase