Колонки

Релоцироваться нельзя остаться: ставим запятую в выборе карьерной стратегии

Колонки
Ольга Полднер
Ольга Полднер

Карьерный консультант, руководитель одноименного консультационно-обучающего центра

Алина Алещенко

Волна отъезжающих «на эмоциях» постепенно спадает, однако многие задумываются о релокации в перспективе. В этом материале Ольга Полднер, карьерный консультант, руководитель одноименного консультационно-обучающего центра, автор Telegram-канала с вакансиями для топ-менеджеров Top Level Job, разобрала основные релокационные стратегии и дала рекомендации тем, кому сложно решиться на переезд в условиях неопределенности.

Релоцироваться нельзя остаться: ставим запятую в выборе карьерной стратегии

Транзитная‎ релокация

После объявления частичной мобилизации Казахстан, Грузия и Армения стали основным хабом российских специалистов. По данным исследования рекрутинговой платформы HeadHunter, наибольший прирост (65%) резюме с отметкой о гражданстве России произошел в Казахстане. Выросло также число резюме граждан России в Грузии (48%), Узбекистане (47%), Киргизии (43%) и Армении (35%).

Основной объем предложений — в категориях «информационные технологии», «стратегия, инвестиции, консалтинг», «фитнес, салоны красоты», «сельское хозяйство». Основная проблема заключается в том, что спрос на таких специалистов в этих странах несоразмерен увеличенному предложению. 


Читайте по теме:

Быстрая релокация ― с визой и без. Какие направления доступны для инвесторов из России?

С какими IT-профессиями легче всего переехать в другую страну: список


‎Транзитная (промежуточная) релокация — это переезд в страну на какое-то время с целью дальнейшего поиска работы в другой стране или регионе. Переезд позволяет решить сразу несколько проблем: наработать международный опыт для поиска вакансий в Европе или США, а также предоставляет время для планирования дальнейших шагов: подготовки документов, выбора финальной страны релокации или определения сроков возвращения в Россию. 

Транзитный вариант особенно популярен среди IT-специалистов: каждая пятая иностранная ИТ-компания гарантирует успешный наем сотрудников из России, Украины и Беларуси только при условии переезда в более стабильный регион.

При этом в промежуточной релокации выделяют два типа стратегии:

  • С увольнением: сотрудник увольняется, уезжает из России: в транзитной стране он живет на свои деньги или временно трудоустраивается там и продолжает искать работу в другой стране / регионе.
  • Без увольнения: сотрудник договаривается с работодателем в России, что будет работать на свою компанию удаленно, переезжает в страну, которая выдает Digital Nomad Visa (визу цифрового кочевника). И ищет работу параллельно текущему месту в новой стране / регионе.

    Например, на Бермудских островах, в отличие от других стран, нет требований к минимальному месячному доходу, визы выдают в том числе и фрилансерам. В Португалии одно из самых лояльных условий к размеру наименьшего дохода: сейчас это 705 € в месяц за вычетом любых отчислений на социальное обеспечение. 

 

Финальная релокация

Сейчас, когда переезд в страны СНГ чаще всего воспринимается как промежуточный этап, больше всего запросов у клиентов/кандидатов возникает на традиционную релокацию в страны Европы, Северной Америки и Азии. 

Но здесь не все так просто: решение должно быть взвешенным и продуманным. Оптимальный период, необходимый для вдумчивой подготовки к релокации — от года. При планировании переезда задайте себе несколько вопросов, чтобы сформировать пул из 3-5 стран. 

  • Какова ваша мотивация для переезда?

Причин для релокации может быть много: жизненные ценности, карьерное развитие, воссоединение с семьей или любимым человеком, благоприятный климат. Однако процесс социализации и адаптации в новой стране будет длительным и непростым. Поэтому необходимо на берегу понять, хватит ли у вас мотивации и настойчивости для радикальной смены жизненного пути. 

  • Каковы ваши перспективы на рынке труда в конкретной стране?

Если решение о релокации принимается без оффера на руках, следует проанализировать рынок труда в стране и беспристрастно оценить собственные перспективы найти работу. В каждой стране есть пул востребованных профессий с более легким/быстрым наймом на эти позиции.

Знания и опыт по некоторым профессиям будет сложно продать за границей. Например, опыт директора по развитию на территории РФ крупной российской компании окажется нерелевантным для аналогичной позиции в любом другом регионе. Альтернативой здесь может быть релокация в одну из стран СНГ для работы в компании, бизнес которой (продукты, проекты, сервисы и т. д.) предназначены для российских клиентов / покупателей.

Чем больше у вас hard skills в определенных сферах, тем выше вероятность найти работу в новой стране.

Можно выделить 5 групп специалистов, кто сталкивается с наименьшим количеством сложностей во время релокации в страны Европы, США, Азии, Латинской Америки при условии высокого уровня знания английского языка и идеально — опыта в международных компаниях в России:

  • IT-разработчики и представители смежных профессий: тестировщики, архитекторы информационных систем, специалисты по кибербезопасности;
  • аналитики: например, Data Scientist, Data-аналитик, продуктовый аналитик;
  • product-менеджеры;
  • web- и UX/UI-дизайнеры;
  • специалисты в digital-маркетинге.

Помните:

  • Когда вы претендуете на позицию в России, вы конкурируете за нее с другими кандидатами из РФ.
  • Когда вы претендуете на позицию в Европе (или ином регионе), вы конкурируете за нее с локальными / местными кандидатами, кандидатами из других стран, например, Индии и Китая, такими же, как вы, кандидатами из РФ.

При поиске вакансий прорабатывайте ВСЕ возможные каналы: сделайте профессиональное резюме и создайте профиль на LinkedIn, используйте его возможности и свой нетворк, группы в социальных сетях, Telegram-чаты, региональные сайты по поиску работы и кадровые агентства. Напрямую обращайтесь в компании с русскими корнями, просите вас рекомендовать в интересные компании.

Это могут быть не обязательно крупные бизнесы, рассматривайте также небольшие или средние компании.


Читайте также: Хотите собрать больше инвестиций для стартапа? Пишите на LinkedIn


Проанализируйте вариант смены профессии на ту, которая будет более востребована в интересном для вас регионе.

Помните, что более релоцируемыми являются технические «ручные» компетенции. Например, программирование или аналитика.

  • Какова в среднем стоимость жизни в рассматриваемой стране? Есть ли у вас финансовая подушка безопасности? 

Стоимость жизни разнится в зависимости от региона и страны: одинаковый размер зарплаты в Москве и Нью-Йорке совпадает только на бумаге. Просчитайте продуктовую корзину, уточните примерную стоимость жилья. Не забудьте узнать особенности налогообложения, а также стоимость взносов в детские сады и школы.

Для сравнения: средняя стоимость детского сада в Лос-Анджелесе составляет около $1500, а налоговая ставка на доходы физических лиц в Германии может превышать 40%. 

  • Каковы юридические основания вашего переезда?

Подробно изучите особенности визового законодательства предполагаемой страны релокации: туристическая виза имеет свойство заканчиваться, а получить «визу талантов» или Digital Nomad Visa не так просто. Для получения британской Global Talent, например, необходимо доказать наличие потенциала для развития и подтвердить свою экспертность с помощью публикаций в СМИ с высоким коэффициентом посещаемости (tier-1, tier-2).

Не забудьте уточнить налоговый статус в РФ: продолжение получения дохода внутри страны обязывает доплатить подоходный налог по ставке 30% через 183 дня вне России.

 

Когда релокация — задача со звездочкой

Исходя из личной практики, могу сказать, что наибольшее количество трудностей при релокации возникает у топ-менеджеров. Карьерный консультант сталкивается со следующими сложностями (выводы основаны на анализе ситуации клиентов): 

  • низкий или средний уровень знания английского языка;
  • отсутствие опыта работы в международной компании в России;
  • отсутствие «релоцируемых» компетенций и опыта;
  • желание рассматривать только позиции своего уровня;
  • неготовность к падению в позиции, к сокращению доходов и ухудшению уровня жизни;
  • нежелание переквалифицироваться в более востребованную профессию.

При наличии таких моментов решить запрос клиента на релокацию — непростое дело. Требуется готовность самого человека менять и переосмыслять карьеру.

Рассмотрим три сложных случая из моей практики карьерного консультирования.

 

Пример 1

IT топ-менеджер одного из крупнейших банков России с месячным доходом от 1 млн руб. до 1,5 млн руб. и средним уровнем английского языка. На своей должности занимается выстраиванием бизнес-процессов и руководит IT-проектами банка.

Запрос — релоцироваться на такой же уровень позиции и дохода в европейскую страну.

Основные сложности:

  • более чем десятилетний перерыв в использовании своих прикладных навыков (программирование, тестирование), которые востребованы в мире;
  • аналогичные должности в других странах преимущественно занимают те, кто вырос в компании, или локальные управленцы, знающие специфику работы в этой стране;
  • уровень английского языка не позволяет пройти собеседование.

Что способно помочь:

  • определиться со стратегией релокации (транзитная или финальная), а также с основаниями для легализации: ВНЖ, «Виза талантов», Digital Nomad Visa, Blue Card и т. д.
  • подтянуть уровень знания английского языка для свободного прохождения собеседований;
  • начать с первых трех вариантов по позиционированию — претендовать на должность:

— Head of IT Department в российских компаниях, которые сами релоцировались из России, или в европейских компаниях, основанными русскими фаундерами;

— близкими по отраслевой специфике, например, FinTech;

— Project Manager в международной компании с падением дохода;

— в банках стран СНГ.

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

 

Пример 2

Sales-директор в крупной российской компании с совокупным месячным доходом от 500 тыс. руб. до 800 тыс.руб. и низким уровнем знания английского языка. Техническое высшее образование. Управлял продажами российского продукта на российском рынке. Запрос — релоцироваться в Италию или Великобританию.

Основные сложности: 

  • отсутствие международного опыта продаж и ответственности за продажи на европейской территории;
  • отсутствие высокого уровня английского языка;
  • незнание итальянского языка. В Италии очень часто будет требоваться знание локального — итальянского языка.

Что способно помочь:

  • оценить свои компетенции, чтобы переобучиться на новую профессию, например, связанную с продуктовой или дата-аналитикой;
  • выучить английский язык до уровня C1;
  • рассмотреть возможность обучения в магистратуре в желаемой стране с последующим поиском работы;
  • предложить свой опыт компаниям (идеально — международным), которые релоцировались в страны СНГ из России, но продолжают продавать на российский рынок;
  • опуститься по уровню дохода в два-три раза и стать менеджером по продажам в международной компании (вне РФ), но при этом получить недостающий опыт на международном рынке.

 

Пример 3

Директор по маркетингу в возрасте 40+ с совокупным месячным доходом от 400 тыс. руб. до 700 тыс. руб. и свободным знанием английского языка. Большой опыт продвижения российского продукта исключительно на российском рынке, но с использованием различных инструментов и каналов маркетинга.

Запрос — найти работу на Кипре, так как клиент уже уволился, и его семья уже релоцировалась и легализовалась в этой стране.

Основные сложности: 

  • отсутствие маркетингового опыта на международном рынке;
  • для работодателя сотрудник с таким продолжительным стажем менее привлекателен, чем молодой специалист, так как он overqualified (с англ. «сверхквалифицированный»), т. е. его квалификация, образование, зарплатные ожидания превышают требуемые.

Что пособно помочь:

  • рассмотреть такие позиции как digital-маркетолог;
  • подготовить список своих услуг, которые можно предложить рынку в качестве фрилансера в области маркетинга;
  • рассмотреть идею создания маркетингового агентства, которое работает для клиентов из РФ;
  • удаленно вести личную консалтинговую практику для российских компаний.

Качественная релокация, которая принесет вам желаемый результат — это прежде всего подготовленный, продуманный до мелочей процесс. И готовность к тому, что он может быть весьма сложным и непростым.

Не все будет получаться так, как вы себе представили и запланировали. Но понимание всех сложностей, подводных камней на старте позволит вам минимизировать риски, строить и развивать карьеру в новой стране.

Фото на обложке: Shutterstock / 06photo

Подписывайтесь на наш Telegram-канал, чтобы быть в курсе последних новостей и событий!

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Упрощенка, льготы и подводные камни: что учесть бизнесу, который планирует работать в нескольких странах
  2. 2 Как предпринимателю переехать в США по визе талантов и не только: лайфхаки для подготовки кейса и советы юриста
  3. 3 «Я работаю финансовым аналитиком в США» — как начать успешную карьеру в финансах в Америке
  4. 4 Почему Великобритания — по-прежнему идеальное место для создания и развития стартапа?
  5. 5 Уехать нельзя остаться: как сотрудникам российских компаний планировать карьеру
Relocation Map
Интерактивный гид по сервисам и компаниям, связанным с релокацией
Перейти