Бизнес должен рискнуть, чтобы вырастить рок-звезд из студентов

Дмитрий Шеленговский
Дмитрий Шеленговский

Основатель Playgendary

Расскажите друзьям
Светлана Зыкова

IT — это одна из тех сфер, где компании готовы нанимать молодых специалистов прямо со студенческой скамьи. Между тем, процесс работы со студентами не так прост, как может показаться на первый взгляд.

О мифах, финансовых и продуктовых рисках и огромной потенциальной выгоде от работы со студентами рассказывает Дмитрий Шеленговский, основатель компании-разработчика мобильных игр Playgendary, в которой 9 из 10 ключевых сотрудников — собственные воспитанники компании.

Начнем с двух главных сложностей в работе со студентами.

1. Финансовая (не)выгода

Существует миф о том, что найм студентов финансово выгоден бизнесу. Дескать, им можно давать относительно небольшую зарплату и активно нагружать работой. Это не так. Чтобы вырастить готовую боевую единицу, которая будет приносить компании прибыль, нужно инвестировать в студента как материальные, так и временные ресурсы.

Адаптация опытного специалиста с нужным бэкграундом происходит намного быстрее, чем обучение новичка с нуля. Если на опытного сотрудника уходит месяца три, то у новичков без опыта этот срок увеличивается до полугода-года.  

Оценивая затраты на работу со студентами, обычно считают только траты на организацию рабочего места, зарплату, налоги. При этом забывают о скрытых издержках. 

  • Во-первых, на старте работы студент еще обычно не готов к «боевому» проекту, то есть он не вкладывается в продукт. Даже если его подключить к полноценной работе, делать ее он будет медленнее и риск возникновения багов увеличивается.
  • Во-вторых, он отвлекает на себя внимания тимлидов и других членов команды, которые вынуждены заниматься его обучением, а не улучшением продукта. Финансовые потери возникают не только из-за того, что опытные специалисты на зарплате «возятся» с новичками вместо работы над продуктом. Все это задерживает релиз продукта, то есть ведет к упущенной выгоде.

Еще один риск — это уход студента. Даже если вы успешно адаптировали студента и он уже начал показывать хорошие результаты, то нет никаких гарантий, что он не уйдет при первой же возможности, воспользовавшись вашей компанией как трамплином. И вам не придется сначала начинать поиск сотрудника, его адаптацию, обучение…

Таким образом, мы подходим к вопросу мотивации.

2. Мотивация студентов


Главный мотиватор начинающего специалиста — возможность поработать над крутым проектом, поучаствовать в создании популярного и востребованного продукта.

По нашим оценкам, более 70% начинающих ИТ-специалистов при выборе работы были мотивированы исключительно интересом к создаваемому продукту, к технологиям, которые использует компания.

И здесь важно соблюсти баланс. С одной стороны, многие компании опасаются сразу подпускать студента к рабочему проекту, с другой — если слишком долго держать новичка в «песочнице», он очень быстро «сгорит» и задумается об уходе. Чтобы этого не произошло, мы с самого начала подключаем новичков к своим топовым проектам, помогаем раскрыться. Мы любим доверять новичкам, поэтому показываем каждому, что он вносит вклад в общее дело, а результаты его работы оценивает как команда, так и сотни тысяч пользователей.

В вопросе работы со студентами геймдев-компании стали заложниками имиджа своей индустрии. Многие новички полагают, что разработка игр — это такое же веселое занятие, как и сами игры: они ждут, что будут делать ключевых персонажей для ААА-проектов или что-то в этом духе. Эти фантазии разрушаются в момент, когда у сотрудника появляется задача типа «нарисовать яблоню для мобильной фермы». Разработка игр — это тяжелый ежедневный труд.  

А теперь время перейти к плюсам. В чем все-таки преимущества работы со студентами?

1. Новичкам можно «прошить» ДНК компании

Новичок без опыта работы — это «чистый лист». У него нет опыта работы в других компаниях, он не успел перенять чужие процессы и культуру. Придя к вам, он не будет пытаться изменить устоявшиеся процессы «под себя», а попытается адаптироваться. Новичок будет активно впитывать культуру компании, проникаться ее духом, не сравнивая текущее положение дел с тем, как было у предыдущего работодателя, что избавит от лишних эмоций.

Отсюда и еще один позитивный побочный эффект — лояльность воспитанного «с нуля» сотрудника к компании будет выше, так как он уже изначально будет носителем ее ценностей.

Об этом мы можем говорить с уверенностью — в нашей компании много таких кейсов, а 9 из 10 ключевых позиций занимают люди, которые пришли к нам еще студентами.

Так, например, год назад к нам пришла девушка на позицию Project Manager. Он только получила диплом и начала карьеру вместе с нами. Сейчас вчерашняя студентка контролирует выполнение флагманских проектов компании и взаимодействует с большим пулом заказчиков, агентов и всей командой. Никому и в голову не придет сказать, что ей не хватает опыта, а нам стоило бы выбрать кого-то постарше.

2. Из собственных воспитанников получаются лучшие руководители

Как правило, после полутора лет в компании начинающий специалист становится хорошим уверенным миддлом — профессионалом, способным самостоятельно управлять другими новичками. Он сам вырос в компании, помнит, где были «пробуксовки», что вызывает больше всего проблем, на что следует обратить дополнительное внимание и так далее.

Такой человек уже готов начать управлять проектами, нанимать людей и развивать их. Команды таких руководителей становятся автономными и способными решать задачи самостоятельно.

Как-то к нам на собеседование пришел молодой человек, который до этого никогда не занимался разработкой игр. Он серьезно увлекался математикой, собирался поступать в магистратуру и продолжать заниматься наукой. Он никогда не работал в сфере геймдева. Евгений горел желанием что-то изменить, попробовать себя в новой сфере, поэтому активно выдвигал разные идеи. В общем, сейчас он — глава разработки минского офиса Playgendary. Похожая ситуация с нашим техническим директором, а также главой R’n’D-отдела.

Так нужны ли вам студенты?

Работу со студентами можно сравнивать с работой старателя, который ищет золото: есть риск просеять тонны песка, но так ничего и не найти.

Безусловно, молодой специалист — это риски: отсутствие опыта, невысокий уровень квалификации, невозможность предсказать траекторию его профессионального роста, но в то же время — это потенциальные рок-звезды. И очень важно создать условия, в которых эти рок-звезды смогут расти и развиваться.


Материалы по теме:

Разработчик игр Playgendary откроет офисы в России — для этого он увеличит штат на треть

Предприниматель, отец школьника-участника TechCrunch Disrupt 2018: «В воспитании использую принцип первобытных людей»

«Игры становятся доходным бизнесом»: о чем говорили на White Nights Conference в Петербурге

Как мы зарабатываем на геймерах-новичках (и какой доход это приносит)

Фото на обложке: Depositphotos.


Актуальные материалы — в Telegram-канале @Rusbase

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter


Комментарии

Зарегистрируйтесь, чтобы оставлять комментарии и получить доступ к Pipeline — социальной сети, соединяющей стартапы и инвесторов.
QIWI Techday - Make It Real
17 декабря 2018
Ещё события


Telegram канал @rusbase