Вчера, 5 сентября, в Сан-Франциско стартовала одна из крупнейших в мире технологических конференций TechCrunch Disrupt, на которую впервые пригласили участвовать 13-летнего школьника Савву Осипова родом из России — сейчас он с семьей живет в США. В интервью Rusbase отец юного gametech-стартапера Илья Осипов рассказал об участии в конференции и роли Саввы в игровом проекте WOWCube, методах воспитания, переезде в США и карьере серийного предпринимателя.
Как попали на TechCrunch Disrupt SF 2018
Здесь все работает следующим образом: нужно заранее заполнить достаточно подробную заявку, приложить презентацию проекта, награды на конкурсах и т. п. Мы, например, ранее в этом году участвовали в двух мероприятиях в Калифорнии, и на обоих получили награды: на Maker Faire в Сан-Матео — ленту «Выбор редакции», на SVOD в Маунтин-Вью — фактически главный приз «Выбор аудитории» за презентацию WOWCube.
Илья и Савва Осиповы. Фото: здесь и далее — из личного архива героя
Затем организаторы TechCrunch Disrupt рассматривают проекты и какое-то количество тех, кто подал заявку, приглашают. Для тех, кого выбрали — как нас, — основное участие бесплатное, но нужно оплатить счет за всякие мелочи типа стола, электричества и пр. Билеты, дорогу и проживание оплачивает сам участник, но нас эти траты не коснулись: мы живем недалеко от Сан-Франциско, в небольшом городке Новато. Читайте по теме: «Я побывал на TechCrunch Disrupt и узнал, где сейчас настоящий хайп»
Никакого специального трека для детей на конференции нет — мы участвуем как обычный стартап, на тех же основаниях, что и все остальные.
О команде стартапа
У нас небольшая команда, где каждый занимается своим делом. В основной команде сейчас пять человек, которые работают, что называется, фултайм, и еще с десяток подрядчиков помогают нам с теми или иными вопросами.
Мой сын не заполнял заявку и не делал файл презентации для TechCrunch Disrupt, он — автор идеи и лицо бренда. Савва отлично держится на публике, выступает на мероприятиях, рассказывает в видео об опыте участия в них, дает интервью журналистам, в том числе иностранным.
Он дает советы по продукту и по играм, но больше как геймер — реальной инженерной разработкой не занимается, здесь уже все делают профессионалы.
Рождение WOWCube: от забавы до патента и привлечения инвестиций
Все пошло от занятий электроникой. Мы делали разные электронные штуковины в тренировочных целях и for fun, чтобы удивить соседей: от простейшего моргания светодиодом до более сложных вещей типа подключения фоторамки к «облаку» с обновляемыми изображениями. Некоторые проекты мы с сыном даже выложили на его странице в сообществе разработчиков Hackster — там можно посмотреть и видео, и схемы, и даже код программ на GitHub.
Помимо этого, мы участвовали в хакатонах в Сан-Франциско и Долине, в частности, AT&T IoT Hackathon и Internet of Things Hands-on Workshop by Soracom в Пало-Альто.
Мы ничего не выиграли, но каждый раз делали что-то интересное, например, рождественскую подсветку, Angry Birds-консоль, «умную» фоторамку, много всего печатали на 3D-принтере.
В итоге в процессе пайки и программирования у нас появлялись интересные идеи. Я решил сделать что-то вроде настольной электронной игры, состоящий из множества взаимодействующих друг с другом стандартизированных элементов, каждый со своим экраном. Сын в ответ предложил свою идею: создать устройство наподобие кубика Рубика, где все наружные грани — это экраны, а все вместе они функционируют как единый экран. Поворачивая грани такого кубика, можно было бы перемешивать поле и менять элементы игры.
Я понял, что перед нами открывается огромное поле для создания всевозможных головоломок и казуальных игр с невиданным геймплеем (процессом игры, интерактивным взаимодействием игрока с игрой. — Прим. ред.).
Больше полугода ушло у меня на проработку и формулирование идеи, изучение публикаций и патентов по теме, написание сценариев уникальных игр для будущего устройства. Савва принимал серьезное участие, генерировал идеи игр, мы обсуждали также внешний вид, функциональность девайса, вплоть до количества кнопок, источников питания и пр.
Потом мы буквально на коленке с помощью домашнего 3D-принтера и Arduino (конструктора и платформы для быстрой разработки электронных устройств. — Прим. ред.) собрали первый прототип. Получилась не просто необычная игрушка, но и новый тип так называемого осязательного интерфейса пользователя (англ. TUI — Tangible User Interface) — направления в HCI (human-computer interaction, взаимодействие человека и компьютера).
Изучив аналоги и сравнив их с нашим устройством, я подготовил научную статью, которую опубликовал Университет Беркли. Впервые я продемонстрировал устройство в 2017 году в узком кругу на научно-исследовательской конференции CALL этого же университета.
Потом мы получили патент на конструкцию устройства и подали еще несколько вспомогательных патентов: в РФ, США, Китае. После получения признания и патента привлечение денег был лишь делом техники. Первым инвестором стал ректор Московского технологического института (МТИ) Григорий Бубнов. Вообще, начальные инвестиции — это обычно всегда от друзей: деньги дают скорее под доверие человеку, чем под сам проект, тем более когда он на стадии идеи.
Сейчас над проектом работает уже несколько человек, и весьма профессионально. Я, например, лишь любитель по сравнению с нашими инженерами и даже больше не лезу в электронику.
О переезде в США, адаптации и сложностях
Мы жили в Нижнем Новгороде, чуть больше года прожили в Москве. Особенных причин для переезда не было, я просто продал бизнес в России и подумал: а почему бы и нет? Почему не взять и не начать все заново в другой стране?
Я получил визу О-1 (рабочую визу для людей с выдающимися способностями или достижениями в науке, искусстве, бизнесе, образовании, спорте. — Прим. ред.), мы всей семьей переехали в Сан-Франциско. Но через два года перебрались в Новато, фактически его пригород: здесь очень хорошие школы, высокое качество жизни.
У детей не было никаких трудностей, для них это было приключение. Савве было 8 лет, когда мы переехали, он успел всего год проучиться в российской школе. Сейчас он так адаптировался, что его английский лучше русского — он уже американец.
Что касается нас с женой, то, конечно, привыкали непросто: все с нуля, новые друзья, новая работа, новый язык — полностью новая жизнь. А любой новый путь — это сложности. Новая компания — сложности, новый проект/стартап — сложности, переезд — тоже сложности.
Но мы не пожалели. Все зависит не от самих сложностей, а от отношения к ним. Когда мы с супругой обсуждаем это, я шучу, что «прекрасной и богатой жизни не обещаю, но вот интересной она у нас была и будет», на что она отвечает «с тобой — это уж точно!». Она очень верит в мои начинания и реально меня поддерживает.
На тему переезда и особенностей жизни в США очень много копий сломано и холиваров разведено. Я могу объективно сказать, что жизнь просто другая, не лучше и не хуже в целом. Есть очень много минусов и очень много плюсов. Мое личное мнение: плюсы перевешивают, но я не уверен, что это универсально для всех.Как строилась карьера и что изменилось в США
Я — этакий чокнутый рафинированный стартапер. Мне никогда не доводилось работать наемным сотрудником. После окончания Нижегородского государственного университета имени Лобачевского мы с товарищем организовали свою первую компанию. С тех пор компаний было много, ролей в них тоже: я был и стартапером, и инвестором, и ментором, и эдвайзером, создавал с нуля и продавал стартапы.
В этом смысле для меня в США ничего не поменялось. Да и вообще я не думаю, что я работаю именно в США: просто раньше я занимался локальными стартапами, а теперь международными — из Сан-Франциско заниматься этим намного удобнее, чем из, условно говоря, Воронежа.
Что по-настоящему изменилось, так это саморазвитие и самоощущение. Переезды и адаптация к другой среде трансформировали в первую очередь меня самого, мои взгляды на свое место в мире, развитие, интеллект. Я реально, без шуток, чувствую, что стал намного гибче, умнее, могу вообще все что угодно сделать сам, со всем разобраться в кратчайшие сроки. Могу починить сантехнику или посчитать P-value при обработке статистических данных.
Я сделал реально прикольные изобретения, работая над темой нашего проекта, и получил патенты, в частности, на конструкцию WOWCube и самоориентирующиеся магнитные коннекторы. Я даже получил приз в международном конкурсе за головоломку, которую придумал просто в качестве хобби. А за опубликованные научные статьи получил и, конечно, принял приглашение стать рецензентом в самом цитируемом и престижном в Голландии научном журнале по теме HCI.
Кроме того, у меня пропали понты и идея нанять кого-либо, пока я сам с чем-то не разобрался. Я стал нанимать людей не на те функции, которые сам выполнять не хочу, а на те, с которыми они справляются лучше меня.
И для всего этого личного развития толчком стала именно необходимость меняться и думать так, что «мозги шевелятся», как раз в связи с переездом в другую страну.
Можно ли воспитать в ребенке стартапера
У меня есть грандиозная и одновременно наипримитивнейшая педагогическая идея: ребенка ничему толком научить нельзя — можно только выдрессировать. Но это равно принуждению, а принуждение к изучению чего-либо приведет скорее к отвращению от предмета.
Поэтому я сына ничему специально не учу, а просто беру с собой заниматься тем, чем занимаюсь сам. Еду на переговоры — приглашаю с собой (попутно рассказывая, зачем это и чем интересно), иду на выставку — беру с собой, печатаю на 3D-принтере — привлекаю помочь (хотя это устройство он уже освоил лучше меня), чиню кровлю (а в Америке и этим пришлось заниматься после падения сосны на наш дом) — зову на крышу.
В общем, использую принцип первобытных людей, которые брали детей с собой на охоту или собирать коренья и ягоды, заодно всему обучая. Но все же вовлекаю ребенка только в то, что умею сам, а чем он будет заниматься в жизни — решать ему.
Главное — искренне любить то, что ты делаешь. В свободное время Савва в основном любит играть в компьютерные игры, смотреть YouTube, гонять с соседями на великах, со мной всюду ездить. И опять же печатать что-нибудь на 3D-принтере, продавать это — и тут же спускать заработанное на новую игру для Nintendo.
Материалы по теме:
Почему стартапы уходят из Кремниевой долины
США или Россия: где у стартапа больше шансов
«Упоротость» создавать проблемы и бизнес «по понятиям»: что мешает русским вырастить «единорога» в США
«Надо быстрее думать и действовать»: сооснователь стартапа OCO Андрей Габисов рассказал о конкуренции в Нью-Йорке
«В США ты — никто, все приходится начинать заново»: маркетолог Мария Подоляк — о жизни и бизнесе в Америке
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Как построить личный бренд»
- 1 Стартап выходцев из России WowCube получил разрешение от SEC на привлечение до $5 млн
- 2 Создатели миниатюрных игровых «кубиков Рубика» WowCube привлекли $1,5 млн от главы Xsolla
- 3 Игровой проект WOWCube Ильи Осипова привлек $1,4 млн
- 4 Наташа, ты куда: как удержать операционного директора
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025