Я побывал на TechCrunch Disrupt и узнал, где сейчас настоящий хайп

Дмитрий Курин
Дмитрий Курин

Руководитель по развитию инновационных направлений МТС

Расскажите друзьям
Виктория Кравченко

Ежегодно в Сан-Франциско проходит одно из главных мероприятий мира для всех технологических стартапов – TechCrunch Disrupt. Участник конференции 2017 года, руководитель по развитию инновационных направлений компании МТС Дмитрий Курин, поделился своими впечатлениями с читателями Rusbase.

Впервые на TechCrunch – впечатления

Сразу оговорюсь, что не претендую на создание картины технологических трендов США и мира, а всего лишь хочу поделиться субъективными впечатлениями человека, впервые приехавшего на конференцию, но регулярно участвующего в питч-сессиях в России.

Говоря про TechCrunch Disrupt, нельзя не сказать про Сан-Франциско – многонациональный и межкультурный город, где бок о бок живут китайцы, южноамериканцы, азиаты, европейцы, африканцы и русские. Местное население составляет не более 25%, большая часть из них также приезжие во втором поколении. За счёт свободных нравов и спокойного отношения к приезжим, здесь нет границ ни в культуре, ни в бизнесе.

Это касается и стартапов, представленных на TechCrunch Disrupt. Ребята в командах могут быть совершенно из разных стран, например, из Южной Кореи и Дании. Проверять свои гипотезы они могут при этом в Чили или США.

Такая международная ориентированность команд позволяет проверять гипотезы на разных рынках и в разных комбинациях, что делает продукт или бизнес-идею гораздо устойчивее. И такой подход, согласитесь, сильно отличается от формата работы большинства российских стартапов, которые изначально сосредоточены на рынке РФ и только после успешного запуска здесь задумываются о международной экспансии.

AI хайпит

По формату мероприятия TechCrunch Disrupt не сильно отличается от стандартных конференций. В большом павильоне бывших морских доков размещаются стартап-аллеи со стендами стартапов, комната для проведения коротких ворк-шопов и главная сцена, где проходят так называемые «беседы у камина» (fireside chat) – общение с приглашенными спикерами и выступление стартапов.

В fireside chat участвуют действительно интересные люди, топ-менеджеры ведущих мировых корпораций, таких как Google, Intel, Apple, венчурных инвесторов и успешных стартапов (Pinterest, Etherium Foundation, 23andMe).

Были и топ-спикеры с российскими корнями: Виталик Бутерин – основатель проекта и криптовалюты Etherium, и Юрий Мильнер – инвестор, владелец фонда DST Global.

Фото из личного архива автора

Участники стартап-аллеи были распределены на три дня по направлениям технологий:

  1. Первый день, как и ожидалось, привлек максимальное число посетителей, поскольку в этот день были представлены стартапы по самым популярным направлениям Artificial Intelligence & Machine Learning, FinTech, Drones, Health и Robotics.
  2. Но и во второй день, когда аллеи занимали стартапы в направлениях Virtual&Augmented reality, очень горячо обсуждаемом направлении Blockchain, e-commerce, Marketplace и Privacy&Security, проходимость стендов достигала сотни человек в минуту.
  3. Третий день ожидаемо был менее популярным по количеству посетителей, но всё же и здесь был ряд крайне интересных стартапов в направлениях Education, Hardware и IoT.

Большая часть стартапов представлена в категории Artificial intelligent and machine learning. Это всё ещё «хайповое» направление, все об этом говорят, в том числе крупные игроки, такие как, например, Google и Intel.

Некоторые стартапы действительно уникальны и предлагают решения в классическом AI — распознавание лиц на фото и видео, интеллектуальные чат боты, предиктивная аналитика в медицине. Например, стартап из Японии ArchiTek предлагает ультракомпактный и высокопроизводительный видеопроцессор. По словам Хидехико Нада, директора по развитию бизнеса компании, их решение в 50 раз менее энергозатратно и в 5 раз дешевле зарекомендовавшего себя GPU от компании NVIDIA.

Остальные на волне повышенного внимания к тематике, «подают» своё решение в свете нейросетей и AI, хотя корневая услуга может быть построена и без использования технологии. С другой стороны, приятно видеть, что AI используют как базовую технологию для создания продуктов.

О, где же ты, брат

На стартап-аллее компании сгруппированы помимо тематики по географии. Приятно удивило, что представлено довольно много стартапов из России.

Фото из личного архива автора

Например, стартап Boontar, который предлагает видеостриминговый продукт со встроенными покупками в один клик. Сервис может быть использован для рекламы товаров или услуг в реальном времени, для видеоблогинга, когда во время онлайн-трансляции пользователь может выбрать товар в приложении и купить его. Сама команда проекта из Якутска уже получила финансирование от ФРИИ и планирует выходить на рынок США.

В отдельный блок были выделены украинские стартапы, как и стартапы из Южной Кореи, Японии, Чехии, Германии, Великобритании, Тайваня и, что особенно интересно, Каталонии.

Большой интерес аудитории вызвал украинский стартап Photolemur. Ребята на основе нейросети и искусственного интеллекта предлагают решение по автоматическому улучшению качества фотографий. От пользователя нужно только загрузить фото в десктоп-приложение для Mac или Windows, после чего фото автоматически становятся четче, контрастнее и ярче. Сервис рассчитан на массовую аудиторию и упрощает подготовку фото к публикации в соцсетях. Ребята очень активно набирают клиентов и планируют масштабирование на mobile.

Главный вопрос, волнующий многих: сколько стоит попасть на главную стартап-аллею мира? Участие в TechCrunch Disrupt со стендом стоит столько же, сколько обычный билет на конференцию, — порядка 2 000 долларов.

Очевидно, что для стартапов присутствовать на стенде, где ежеминутно проходит несколько сотен человек, — это отличная обратная связь по продукту, возможность проверить гипотезу в режиме онлайн, завести новые бизнес-контакты.

Битва за инвестора

Что касается главного мероприятия трех дней конференции – битвы стартапов – то отбор для участия в битве за главный приз в 50 тысяч долларов и внимание инвесторов со всего мира серьезный: в оффлайне отбирают 20 команд, кто будет выступать уже перед участниками конференции лично.

Выступление на питч-сессии многих команд очень профессионально. Видно, что ребята готовятся и тренируются. Аудитория на защите порядка 500 человек, всегда полный зал. Решение по каждому стартапу принимает коллегиальное жюри, состоящее из 6 участников – представителей крупных корпораций и инвестиционных фондов.

Фото из личного архива автора

Вопросы, которые задают судьи на питчах, примерно одни и те же, и именно такими вопросами МТС обычно встречает стартапы: какую проблему пользователей решает продукт, чем он лучше конкурентов, какой жизненный цикл продажи для b2b-продукта, какова бизнес-модель, юридические и законодательные риски.

Модели монетизации большинства сервисов — freemium. Когда само приложение или сервис бесплатно, а монетизация происходит за счёт партнеров или агентов, в чьи услуги сервис привлекает клиентов (лиды).

Интересно, что много внимания уделяется атрибутике компании, — большинство команд выступают в брендированных футболках, на стендах вас встречает обилие брендированной продукции. Видно трепетное отношение команд к таким, казалось бы, мелочам.

Возраст большинства участников – около 30-35 лет, при этом встречается немало стартап-команд с участниками старше 40. Опытные люди идут делать стартапы. Это отличается от представления о стартапах, с которым мы часто сталкиваемся в России, как о командах неопытных студентов и совсем молодых специалистов.

Минутка патриотизма

По итогам многочисленного участия в питч-сессиях в качестве эксперта в России, сравнивая наши команды с уровнем выступающих на TechCrunch Disrupt, могу сказать, что нашим ребятам в первую очередь нужно обучаться навыкам самопрезентации.

С другой стороны, знание предметной области и продукта у команд, презентующих свои проекты в России, ничем не уступает лидирующим мировым стартапам. Осталось научиться красиво и доходчиво доносить идею — и у нас есть отличные шансы на самое активное участие в мировом рынке ИТ.

Если же говорить о самих решениях, то продукты многих наших стартапов не только не уступают, но и по ряду факторов выигрывают. Поэтому призываю стартапы — будьте смелее, пробуйте свои силы на новых рынках!

B2B-магазин Rusbase поможет найти инвестора.


Материалы по теме:

«Насколько безумны ваши идеи?» Сооснователь TechCrunch — о жизни, Brexit’е и Pokemon Go

Как топ-менеджер с немецкими корнями приехал в Россию, чтобы инвестировать в стартапы

Каршеринг – для слабаков. В Китае можно арендовать зонты, мячи и стиральные машины

Мы уволили всех руководителей «на зарплате» — и дела пошли в гору

Пять советов для тех, кто решился открыть свой бизнес


Самые актуальные новости - в Telegram-канале Rusbase


Комментарии

Комментарии могут оставлять только авторизованные пользователи.
Экосистема инноваций
30 ноября 2017
Ещё события


Telegram канал @rusbase