Top.Mail.Ru
Колонки

США или Россия: где у стартапа больше шансов

Колонки
Марина Могилко
Марина Могилко

Сооснователь LinguaTrip

Полина Константинова

Марина Могилко, сооснователь платформы по бронированию языковых курсов LinguaTrip.com, в 2015 году зарегистрировала компанию в США и получила $100 тысяч от американских инвесторов. До этого она пробовала развивать бизнес в России. В колонке Марина делится мнением, в какой стране проще всего открыть свое дело.

США или Россия: где у стартапа больше шансов

Регистрация компании

Мы открывали OOO в России и корпорацию в США. В России заплатили юридической компании $300 и открыли фирму. В США отдали $2500. В обоих случаях процесс занял две недели.

В России для регистрации ООО нужен уставной капитал, устав и данные учредителей компании. Все эти документы можно сделать самим без привлечения юриста. Например, через онлайн-сервисы.

Для регистрации американской компании нужны название, количество акций, которое она может выпустить, и юридический адрес. Это можно сделать за $500. Но компания будет «пустая» — без директоров, акционеров и устава. Всем этим ее нужно наполнять самостоятельно или платить юристам. За «наполнение» мы доплатили еще $2 тысячи.


Счет в банке

Открыть счет компании в российском банке сложнее, чем в американском. В российский банк мы ездили по каждому чиху: подписать карточку, заявление, уточнить что-то. Приходилось отвозить в налоговую уведомление после открытия каждого счета. А у нас их много: рублевый, долларовый, евровый, фунтовый. Это добавляло забот и бумажной волокиты.

В США такого нет. За три года существования компании мы в банке ни разу не были. Один раз менеджер банка приехал в офис, убедился, что мы — это мы, и все.


Инвесторы

Американцы инвестируют в стартапы охотнее русских. Они рассчитывают на долгосрочные проекты и их развитие. Русские вкладываются в проект, если видят, что он быстро принесет деньги. Почти все наши инвесторы — американцы. Один инвестор русскоязычный, но не из России.

Все сервисы и компании, связанные с релокацией, на одной карте

Правда, к каждому инвестору нужно найти свой подход. Кому-то важно услышать цифры, кто-то любит обсудить перспективы и социальные ориентиры в компании.

Например, недавно познакомились с американским инвестором на вечеринке в Кремниевой долине. Я рассказываю: «Мы занимаемся LinguaTrip — это платформа по бронированию обучения за рубежом», — ноль реакции. Потом: «У нас такая-то выручка», — он уже немного заинтересовался. Дальше говорю: «У меня 800 тысяч подписчиков в соцсетях», — он тут же протягивает визитку.


Конкуренция на рынке

В США и России разное отношение к языковым курсам и образованию за рубежом. Американцы учат язык для развлечения: испанский — чтобы отдохнуть на три недельки; немецкий или французский — погулять по Европе. Для русских студентов английский — это инструмент. С ним поступают в университеты, устраиваются на работу, эмигрируют.

На мой взгляд, русскоязычные относятся к изучению иностранного языка серьезнее.

Компании типа языковых школ, визовых агентств и центров понимают это и открывают на территории России свои филиалы. В США нет такого спроса, и компаний, подобных LinguaTrip.com, на рынке меньше.

Сооснователи компании

Когда мы искали, чем наша компания будет отличаться от других на русскоязычном рынке, то ориентировались на простоту и быстроту. Например, чтобы забронировать курс или проконсультироваться по визе, наш клиент не должен ехать в офис и тратить время. Все можно сделать онлайн.


Риски

Есть несколько рисков, когда создаешь стартап в США. Два самых явных — это завышенные ожидания и незнание бюрократической системы.

Про завышенные ожидания. Были примеры, когда в США приезжали со стартапом из России. На родине он не приносил денег, поэтому основатели решили поискать инвесторов и связи в другой стране. Но в США проект тоже не выстреливал, и кофаундеры теряли компанию и личные сбережения. В таких ситуациях важно понимать риски и оценить свои финансовые возможности, иначе можно оказаться на нуле.

Еще риск — это ошибки в документах. Если не разобраться и самостоятельно заполнять бумаги в США, то через пару лет можно получить штраф на $30-40 тысяч.

Штраф может быть из-за мелочей — где-то не то слово, или не хватает запятой в сумме. Чтобы избежать такого, нанимайте местного юриста. Он поможет разобраться с тонкостями в договорах.

В России для стартапов тоже есть риски. Одни из них — застревание на этапе тестов и отсутствие инвестиций из-за долгосрочной перспективы развития.

Бывает, компания подняла инвестиции, сделала прототип продукта и застряла на этапе тестов. Если она не сможет привлечь еще, чтобы улучшить продукт, то, скорее всего, умрет. Дополнительные инвестиции в России поднять нелегко, поэтому стартапы часто закрываются.

Про поиск инвесторов. Среди российских бизнесменов мало тех, кто инвестирует в бизнес, если не видит быстрой отдачи. Из-за такого подхода множество стартапов с крутой, работающей концепцией не взлетают.



Релокация

Лучше открыть компанию в России, выйти в плюс, а потом переехать в США. Если бизнес приносит прибыль, и вы можете это показать, то американские инвесторы обратят на вас внимание.

Кремниевая Долина — не единственное место, куда можно переехать и развивать бизнес. Есть еще, например, Германия или Голландия. Там умеют и любят развивать технологичные стартапы. Цены на аренду, банковское обслуживание и зарплаты там примерно такие же как в США.


Выводы

Если стартап ориентирован на международный рынок, то имеет смысл перевести его в США. В этой стране больше возможностей, чем в России: можно общаться с иностранными инвесторами лично, ходить на митапы от Google или Airbnb и знакомиться с нужными бизнесменами. В США проще найти инвестора, который захочет вложить деньги в стоящий проект.

Стартапы для российской аудитории можно развивать в России. Так получится дешевле. Но, с другой стороны, тут проект может «не взлететь» — российские инвесторы неохотно вкладывают даже в хорошие стартапы, если не видят быстрой выручки.


Материалы по теме:

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Как устроена бургерная с искусственным интеллектом
  2. 2 15 производителей альтернативной еды, которые получили финансирование за последние два года
  3. 3 Как работают криптовалютные биржи на мировом рынке
  4. 4 Деловой нетворкинг в Америке: главные советы
  5. 5 Налоги в США — как платят нерезиденты и почему многие выбирают Делавэр
DION
Что ждет рынок корпоративных коммуникаций в 2024 году?
Подробнее