Возможности для предпринимателей из России этой осенью: CEO проектов Seedstars World и Startup Sauna поделились тем, какие стартапы они ждут и зачем нужно подавать заявки на участие в их отборах.
Глобальный трек – новое направление для российских стартап-проектов, в том числе тех, разработкой и продвижением которого занимается Управление инновационной деятельности НИУ ВШЭ. Глобальное мышление, международное масштабирование бизнеса, свободный иностранный язык – все это требуется для международного успеха рожденного в России проекта.
К счастью, у стартапов сейчас гораздо больше вариантов для развития за рубежом, чем раньше. Возможно, стоит сменить фокус, забыть на время о Калифорнии и рассмотреть другие «долины», где больше пространства для действий, проще доступ к финансированию и талантам, меньше конкуренции и больше возможностей сохранить бизнес. Попасть в эти «долины» можно «не выходя из России».
Сегодня мы рассмотрим две возможности для российских команд: это финский акселератор Startup Sauna и международный конкурс Seedstars World. О том, какие стартапы они ждут и зачем нужно подавать заявку на участие, рассказали сами CEO этих проектов.
По теме: Обратная связь: Куда идти стартапу?
Startup Sauna (Финляндия)
Финляндия известна своими озерами, Санта Клаусом, телефоном Nokia 7210 и черничным пирогом (Mustikkapiirakka). Однако мало кто знает, что это еще и страна с сильной экосистемой для стартапов. Финляндия занимает ведущие позиции в международных рейтингах инноваций (4 место в Bloomberg Innovation Index, 4 место в Global Innovation Index 2014). Для стартапов в Финляндии действует прекрасно функционирующая государственная поддержка через гранты, специальное финансирование, кредиты. Поддержку могут получить и иностранные команды при условии регистрации бизнеса в Финляндии. При этом у страны есть цель построить единую инновационную предпринимательскую экосистему в странах Балтийского региона, включая Россию.
Для российских стартапов самый простой способ выхода на Балтийский рынок – это акселерационная программа финского акселератора Startup Sauna, который проводит выездные сессии (однодневные тренинговые программы с локальным отбором российских команд) два раза в год в России.
По теме: Вышка отправит российские стартапы в "сауну"
Об акселераторе:
Периодичность: 2 раза в год. Август-сентябрь 2015 года – локальные отборы в финский акселератор Startup Sauna (Санкт-Петербург, Москва, Казань)
Условия отбора: стартап-проекты с потенциалом международного масштабирования, талантливая команда единомышленников, готовый продукт, прототип или работающий образец, знание иностранного языка (питч перед инвесторами на английском языке).
Приз: бесплатное участие в акселерационной программе Startup Sauna (2 месяца), участие в международной конференции Slush
Российские выпускники: Rentmania (сервис аренды), InSelly (супермаркет для Instagram), Mailburn (почтовый клиент в виде чата без рассылок и спама)
Профиль команд-участников: проекты в сфере IT, носимой электроники, медийных технологий, интернета вещей, проекты в других сферах следует согласовать по адресу [email protected].
Почему вы проводите выездные встречи и локальные отборы в странах Скандинавии, Восточной Европы и России?
За последнии пять лет культура в Финляндии изменилась в сторону того, что мы называем культурой «отдай до того, как получишь» (give before you get, pay-it-forward). Это означает, что предприниматели и инвесторы сегодня помогают новым компаниям, становятся менторами, наставниками.
Мы хотим укрепить связи с Россией, в особенности с регионами с сильно развитой инновационной экосистемой. Это Москва, Санкт-Петербург, Казань. Мы помогаем местным командам поднять их уровень амбиций, выйти за рамки местного рынка и начать мыслить глобально.
Выездные мероприятия нацелены на помощь местным стартап-сообществам – нетворкинг местных команд с местными и международными экспертами.
Как выстроена методология акселерационной программы Startup Sauna?
Основной упор делается на оттачивание качества презентации стартапа, коуч-сессии (1on1 Coaching) с индивидуальным подходом и встречами с разными экспертами. Мы предоставляем доступ к нашему сообществу экспертов и инвесторов, чтобы определить оптимальный способ развития проекта в Скандинавии.
Каждую неделю проекты отчитываются о результатах своей работы. Главное – чтобы новый день был потрачен с пользой и для бизнеса. Мы также проводим различные стартап-конференции, Slush, например, на которых лучшие команды презентуют свой стартап перед инвесторами со всего мира.
Как российские команды отличаются от других команд (например, европейских, американских)? Что нового вы заметили в командах?
Во-первых, у вас очень хорошее техническое и инженерное образование. Идеи российских проектов в большинстве случаев исходят от людей с техническим образованием, в то время как в США мы наблюдаем, что проекты рождаются у человека из бизнес или дизайн-среды, а потом уже появляется запрос на техническую обработку идеи, поиск команды с техническим бекграундом.
Во-вторых, мы заметили серьезное улучшение в уровне знания английского языка.
Кроме того, больше стало зрелых команд. Проекты, которые мы видим во время отборочных этапов, уже имеют подтвержденный спрос и покупателей, которые готовы платить за этот продукт/сервис. То есть, стартапы в России начинают создаваться под рынок, учитывая потребности и запросы целевой аудитории.
Seedstars World (Швейцария)
В параметре «человеческий капитал» Швейцария всегда занимала лидирующие позиции в международных рейтингах инноваций. Страна отличается своей инфраструктурой и институтами по привлечению новых талантов и формированию инновационных хабов (1 место в Global Innovation Index, 16 место в Bloomberg Innovation Index).
Особенности швейцарской стартап-экосистемы – это приоритет инвестиций в проекты медицинских и биотехнологий, travel-индустрии (инвестиции в ИКТ занимают 3-4 место), низкий процент закрытия бизнеса, международные эксперты и инвесторы.
Программы поддержки для местных и иностранных команд: Innovate4climate, Venture Kick Initiative.
Для российских команд хорошей возможностью войти в швейцарскую долину является участие в международном конкурсе Seedstars World.
По теме: Объявлен набор на конкурс стартапов Seedstars Moscow
О конкурсе:
Периодичность: 1 раз в год. 1 октября 2015 года – российский этап международного конкурса Seedstars World (Москва).
Условия отбора: проекту должно быть не более двух лет, объем привлеченных инвестиций до 500 тыс.долларов, есть прототип или функционирующий сервис, знание иностранного языка (питч на английском языке)
Приз: 500 тысяч долларов инвестиций (номинация Global Winner), 500 тысяч долларов инвестиций (номинация «лучший Travel-проект»), 500 тысяч долларов инвестиций (номинация «лучший Fin Tech проект»), 1 неделя коуч-сессии (Bootcamp)
Российские команды: WayRay (мультифункциональная навигационная система), Channelkit (визуализация данных), SoFits.Me (онлайн стилист), Crossss (мультиканальная персонализация для интернет-магазинов).
Профиль команд участников: проекты в сфере финансовых, рекламных, образовательных, медийных технологий, путешествий, интернета вещей и носимой электроники.
Вы проводите российский этап конкурса уже третий год. Заметили ли вы какие-либо изменения в уровне подготовки, опыте российских команд, в знании языка?
Да, конечно, мы видим изменения в их предпринимательском мышлении, подходе, знании английского языка и качестве подготовки проектов. Команды стали более мотивированными, структура их презентации стала логичнее, и у команд есть четкое понимание того, что они хотят получить от таких конкурсов и мероприятий, как например Seedstars Moscow.
Этот год – не самый лучший для России. Уменьшилось количество венчурных сделок, да и рынок сам по себе не совсем устойчив. Почему вы все равно решили провести отборочный тур в России в такое нелегкое время?
Мы здесь с долгосрочной перспективой проводить отборы стартап-проектов в России. То, что происходит сейчас, не говорит нам о том, что нужно отложить или отменить мероприятие, как раз наоборот – мы должны присутствовать на рынке сильнее, чем когда либо. Россия – это одна из зрелых экосистем в регионе, как с точки зрения финансовой стороны (профили инвесторов), так и со стороны потока сделок (стартапы). Наша миссия заключается в поддержке предпринимателей в развивающихся рынках через продвижение и инвестиции. Мы сами являемся инвесторами и даем возможность для всех участвующих команд получить $500 тыс. долевых инвестиций на каждом из трех этапов конкурса.
Не надо платить регистрационных взносов, чтобы принять участие, мы покрываем все расходы, связанные с дорогой и проживанием в Швейцарии, для команды, победившей на российском этапе. Здесь мы предоставляем полуфиналистам доступ к европейским инвесторам и нашей глобальной сети из более 3000 человек, интенсив с менторами из разных областей (Bootcamp), и, конечно же, международное медиа освещение.
Какие советы вы можете дать российским стартап-командам?
Будьте самими собой, зажгите на сцене, докажите, что вы готовы пройти в финал и представлять свою страну. Если быть более точным, то с точки зрения бизнеса, проблема, которую вы решаете, – это одно, но в компаниях на посевной стадии мы хотим увидеть качество команды, самого основателя и понять, какие планы по масштабированию бизнеса у вас есть.
Что вы ожидаете от российского этапа–2015?
Я ожидаю увидеть по крайней мере 20 хороших стартап-проектов. Также я надеюсь, что через 5 лет в России будет много хороших проектов. И хотела бы увидеть больше женщин среди предпринимателей.
Фото: Startup Sauna.
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
- Пройти курс «Генерируем идеи для бизнеса: курс-практикум»
- 1 Российско-швейцарский DeepTech-стартап WayRay признали банкротом
- 2 Российско-швейцарская компания WayRay разработала электромобиль с голографическим AR-остеклением
- 3 Российско-швейцарская компания WayRay разработала уникальное голографическое стекло для AR-дисплеев
- 4 AR по-швейцарски: стартап WayRay открывает производство в Цюрихе
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025