От отдела продаж зависит очень многое: именно эти сотрудники — лицо вашей компании. Если они профессионально выполняют свои задачи, значит, проблем с продажами у вас не будет.
Ольга Рончинская, финансовый директор «Пикчера», согласна с этим мнением и рассказывает, как ей удалось построить эффективный отдел продаж.
До того как прийти в эту компанию, я работала в «Авторских Медиа» — это сейлз-хаус, который продает рекламу у блогеров. Директор Сева Чагаев пригласил меня, чтобы построить в агентстве полноценный сейлз-хаус, который будет продавать нативную рекламу на аффилированных площадках.
До этого момента в паблике «Лентач» были только коммерческие договоры на привлечение трафика, а формат нативной рекламы не использовался.
Вместе с главредом мы придумали форматы, правила размещения, стоимость для всех площадок в нашем пуле. Кстати, мы продали рекламу в «Нет, это нормально» еще до официального запуска СМИ. Но дальше случилось затишье.
Мы продавали нативку в «Лентаче», «Нет, это нормально», на порталах «Такие дела» и «Медиазона», а также в блоге Антона Носика, одного из основателей агентства «Мохнатый сыр», из которого в дальнейшем вырос наш проект. Но у этих медиа был ряд особенностей.
- «Лентач» — большой паблик, но он ограничен коротким форматом постов, это создавало определенное препятствие. «НЭН» тогда только запустился и был достаточно нишевым медиа.
- «Такие дела» и «Медиазона» отпугивали рекламодателей сложной социальной повесткой — немногие компании мечтают о том, чтобы их бренд соседствовал со статьями про хосписы и тюрьмы.
Поэтому неудивительно, что спустя полгода дела у нас шли очень вяло, мы никак не выходили в ноль. Сейчас я понимаю, что мы были немного наивными.
В итоге мы приняли волевое решение и отказались от всех площадок, кроме «Лентача», и сфокусировались на продаже услуг агентства.
Это решение оказалось стратегически верным: всего за два года из объединения 15 креативщиков наш проект превратился в полноценное рекламное агентство с отделами спецпроектов, продвижения, работы с блогерами и арт-департаментом, а оборот компании вырос вдвое.
Зачем продавцу управление проектами
Параллельно с подготовкой медиакитов и общением с площадками я набирала команду продавцов. Основная идея заключалась в том, что продавец должен доводить свой проект до финала и выстраивать долгосрочные отношения с клиентами. То есть наш сейлз-менеджер должен быть и проджектом, и аккаунтом. Почему?
- Во-первых, человек, который изначально общался с клиентом и собирал бриф, лучше других будет понимать, чего хочет клиент. Сейлз-менеджер несет прямую ответственность за тот объем услуг, который продал.
- Во-вторых, мне хотелось, чтобы наши клиенты всегда знали, к кому обратиться с вопросами, с повторным проектом, чтобы у них был один основной человек для связи.
Когда у клиента на протяжении нескольких месяцев или лет поддерживается связь с одним менеджером, это помогает выстроить более крепкие рабочие отношения. Такой подход также исключает потенциальную проблему «испорченного телефона» — при передаче информации от клиента агентству нет лишних звеньев, так что ничего не теряется, а креативные решения полностью соответствуют запросу.
Сейлз-менеджер должен знать всю «кухню» агентства. Эта необходимость обусловлена его профессиональной задачей: в ходе работы продавец постоянно сталкивается с тем, что ему надо защитить перед клиентом коммерческое предложение, ответить на все вопросы со знанием дела.
Для этого толковый продавец будет узнавать всю нужную информацию у коллег и со временем соберет максимальный объем знаний, который позволит ответить на любой вопрос клиента, защитить видение агентства и креатив.
Наши сейлзы общаются со всеми отделами и продают очень разные проекты. Они понимают, к кому из коллег в агентстве обратиться с той или иной задачей, какой порядок действий следует выстроить в каждом конкретном случае. Так что логично, что они умеют эти проекты вести. В итоге мы получаем универсальных специалистов, которые помогают коллегам со сложными проектами и ситуациями.
Как уравновесить продажи и управление проектами без потери в качестве
Признаюсь честно, соблюсти баланс при таком устройстве отдела непросто. Это один из самых сложных аспектов нашей работы, и мы постоянно совершенствуем процесс.
Руководитель должен постоянно собирать фидбек:
- со своих продавцов,
- с аккаунтов,
- с коллег по проекту (дизайнеры, копирайтеры, креативщики, разработчики, руководители других отделов).
Так можно выявить, где неравномерно распределено время, какие задачи можно автоматизировать, а какие — перепоручить другим сотрудникам.
Все это обсуждается, по итогам вырабатывается схема, где каждый участник процесса делает свое дело и дисбаланс больше не возникает. Также мы постоянно сверяемся с цифрами и CRM — смотрим, у кого завал по задачам, и следим, чтобы не проседала выручка.
Я понимала, что готовых сотрудников с такими компетенциями крайне мало, и даже если мне повезет, их все равно придется переучивать под наш стиль коммуникации, правила и ценности. Поэтому я искала, в первую очередь, неопытных, но бодрых и мотивированных людей, умеющих грамотно формулировать мысли и общаться.
У меня в команде была только одна коллега с опытом. Остальных мы обучали практически с нуля. Этот процесс занимает очень много времени, зато я могу получить именно тот результат, который задумала.
Искала я, в основном, размещая вакансии в телеграм-каналах, «Фейсбуке» и через знакомых. Спустя полгода у нас было три продавца в команде.
Сложные сметы и CRM как залог успеха
Основатели агентства выделили мне бюджет на развитие отдела. Основные расходы — это, конечно, ФОТ (Фонд оплаты труда). Я решила, что помимо процента с продаж, сейлзы должны получать небольшой фикс. Он нужен по нескольким причинам:
- во-первых, холодные продажи стартуют не сразу, для наработки клиентской базы требуется время;
- во-вторых, по моей задумке, продавец совмещает обязанности аккаунта и проджекта, оклад компенсирует время, затраченное на ведение проектов.
Мой личный KPI заключался в том, чтобы вывести отдел продаж сначала на самоокупаемость, а затем на определенный уровень прибыли. Для грамотного подсчета окупаемости мы придумали особую схему.
Во многих агентствах при составлении смет вычитают только расходы на зарплаты и добавляют процент заработка, не учитывая других косвенных затрат. Но следует вычитать не только расходы на зарплаты, но и все остальные траты в рамках каждого проекта:
- человекочасы креативщиков,
- налоги,
- бюджеты на продвижение,
- размещение.
Вначале мы измеряли успешность отдела по месяцам, и если после вычитания всех трат сальдо оставался выше определенного уровня, то месяц можно было считать успешным.
Примерно спустя полгода работы мы пришли к выводу, что нужно продавать не только нативные размещения на площадках, но и наши услуги. До этого в агентстве новые проекты появлялись только благодаря «сарафанному радио».
Самым сложным было определить состав работ в каждой услуге, систематизировать привычный хаос, где сметы считались примерно, не было описания услуг и в целом не было точного понимания, кто чем занимается, что сколько стоит и что входит в конкретную услугу. Тогда нас было всего около 15 человек, каждый делал всю работу, которую мог.
Мы начинали с самоокупаемости отдела, потом вышли на минимальный KPI — два миллиона рублей выручки с продаж в месяц. Сейчас KPI отдела продаж измеряется поквартально, он вырос в два раза. При этом он не включает долгосрочные проекты агентства.
Чтобы отслеживать работу, мы используем Pipedrive. Эта CRM-система позволяет видеть все, что происходит у продавца в течение дня.
Я смотрю на общую картину воронки продаж и вижу прогресс, а также слежу за перепиской с клиентами (особенно это касается новеньких), дабы быть уверенной, что коммуникация проходит качественно. Для нас это очень важно, мы даже сделали отдельный гайд о том, каких ценностей придерживаемся в общении с клиентами.
Система также позволяет проверить, что никакие важные задачи не перенеслись и что у продавца все в порядке с тайм-менеджментом.
Кроме того, CRM очень полезна, когда нужно передать проект или клиента. Например, когда сотрудник уходит в отпуск, проект подхватывает другой человек. И в его распоряжении оказывается переписка, контакты и договоренности.
Помимо CRM у нас есть облачное хранилище, там можно найти шаблоны документов, прошлые кейсы, презентации, таблицы для составления смет.
Результат
Наш сейлз-отдел существует уже три года, и за это время топовые продавцы стали экспертами во всех услугах, которые оказывает агентство. Они умеют продавать, выстраивать отношения с клиентами, вести сложные проекты.
Старшие продавцы-аккаунты сфокусированы на развитии отношений с постоянными клиентами, а новенькие — на холодных продажах. Всего у нас семь человек в отделе, включая нового руководителя отдела продаж, а я сейчас занимаюсь коммерцией и финансами всего агентства в целом.
Как достичь максимума
- Важно составить ценообразование услуг, вычленить из них бонус продавцов, понять, как будет мониториться прогресс продавцов по воронке продаж.
- Нужно нанять продавцов для постепенного наращивания объема продаж, чтобы агентство не «загнулось» под резким приростом проектов. Я бы начинала с двух человек.
- Следует поставить продавцам KPI: я обычно даю цифру по выручке, а в начале пути — по количеству контактов с клиентами в неделю. Однако если человек действительно мотивирован, то ориентиры по количеству контактов не столь важны, он и так сделает все возможное. Важнее сопровождать на старте, обучать коммуникациям с клиентами и обозначить ожидания по деньгам. Так как у нас не самый быстрый цикл продаж, то мы устанавливаем квартальные KPI.
- Важно рассматривать отдел как самостоятельную самоокупаемую единицу. Тогда у руководителя есть четкое понимание, какие проекты более выгодны, какой есть запас для развития отдела.
- Бонус руководителя стоит привязывать к чистой прибыли отдела.
Фото в тексте и на обложке: «Пикчер»
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter
Материалы по теме
ВОЗМОЖНОСТИ
28 января 2025
03 февраля 2025
28 февраля 2025