Колонки

За пять лет работы я сделала больше 100 презентаций. Эти приемы помогут и вам избежать ошибок

Колонки
Елизавета Огинская
Елизавета Огинская

Руководитель аналитического отдела агентства по работе с тал...

Софья Федосеева

Что нужно для создания идеальной презентации? Нет, не профессиональный дизайнер, а несколько правил по компоновке и выравниванию. С их помощью текст станет читаемым, а контраст будет в тему.

Елизавета Огинская, руководитель аналитического отдела агентства по работе с талантами Changellenge >> и эксперт Зимней школы компании, рассказывает, как сделать презентацию, не имея дизайнерского образования.

За пять лет работы я сделала больше 100 презентаций. Эти приемы помогут и вам избежать ошибок

За пять лет работы я успела сделать около 120 презентаций для компаний-клиентов. Поскольку никакого художественного образования у меня нет, многие из них до клиента добирались только к 23 или 42 версии.

Остальные — становились бесценным опытом. И этот опыт позволил мне выработать несколько приемов, которые, надеюсь, помогут и вам сэкономить время на исправлении ошибок.

Главное заблуждение: многие считают, что дизайн – это про вкус и субъективное восприятие.

Это не так. Конечная цель дизайна – комфорт. Соответственно, оформление презентации должно помогать доносить вашу информацию удобно, быстро и четко.

Для этого графические дизайнеры придумали четыре простых принципа. Ниже разберемся, что эти принципы означают применительно к презентациям.

Группировка объектов

Наш мозг автоматически воспринимает объекты, расположенные близко, как взаимосвязанные. Например, если два человека идут по улице рядом, мы предполагаем, что они идут вместе. Так же группировка объектов помогает расставить логические связи между ними.

Принцип: однородные элементы мы располагаем ближе друг к другу, а разные — дальше.

Пример: с помощью правильной компоновки можно сделать слайд структурным, не поместив на него ни одной картинки или фигуры.

Изначальный вариант выглядит громоздким:

Изображение: Changellenge >>

Сделав несколько перетаскиваний, мы пришли к такому простому варианту:

Изображение: Changellenge >>

Что было сделано:

  • разделили слайд по смыслу и сгруппировали родственные блоки;
  • максимально сократили текст;
  • сделали заголовки центрами тяготения внимания;
  • убрали лишнее пространство между текстами и заголовками;
  • отдалили текст от остальных элементов презентации, чтобы он бросался в глаза.

Типичные ошибки: часто в презентациях можно увидеть одинаковые отступы между несколькими изображениями и подписями. Непонятно, какая подпись относится к нужной картинке.


Выравнивание

Выравнивание добавляет упорядоченности на страницу и направляет внимание читателя. Это происходит за счет того, что создаются воображаемые прямые линии, которые мы воспринимаем как направляющие.

Поскольку чаще всего информация на слайде располагается не единым потоком, выравнивание показывает читателю, в каком порядке читать текст.

Принцип: каждый элемент должен быть выровнен относительно другого элемента.

Пример: выравнивание по вертикали – основа аккуратности в слайде.

Изображение: Changellenge >>

А если выровнять не по середине, а по какому-нибудь краю, то и бессмысленные рамки не понадобятся:

Изображение: Changellenge >>

Можно еще поэкспериментировать: выравнивание по левому краю выглядит строго и аккуратно. А по правому — добавляет экстравагантности:

Изображение: Changellenge >>

Типичные ошибки:

  • строки во всю ширину презентации очень тяжело читать, лучше разделить их на колонки и аккуратно выровнять;
  • интуитивно нам хочется равномерно заполнить весь слайд и выровнять все по середине. Но надо держать себя в руках: асимметричное расположение контента на слайде выглядит аппетитнее, а пустое пространство добавляет воздуха.

Повторение

Суть работы с повторениями заключается в том, что однородные по смыслу элементы оформляются схожим образом. Единообразие объектов подчеркивает связь между ними.

То же справедливо и для структуры похожих слайдов: когда элементы страницы строго повторяются, нам не надо тратить время, чтобы понять, куда смотреть.

Принцип: все, что может быть сделано единообразно, должно быть сделано единообразно. Если появляются различия в элементах, они должны быть обоснованы.

Пример: обычный рабочий слайд, «слепленный» на бегу:

Изображение: Changellenge >>

Можно потратить три минуты и сделать его чуть более читаемым:

Изображение: Changellenge >>

Что было сделано:

  • поправили выравнивание: теперь оно одинаковое для всех элементов;
  • изменили размер шрифта: на первом слайде он «гуляет», чтобы надписи влезали в плашки, проще все сделать одинаково небольшим шрифтом;
  • убрали поясняющий английский текст в скобках: во-первых, он не добавляет понимания, во-вторых, если уж давать оригинальный текст, то ко всем заголовкам;
  • выбрали иконки в одном стиле;
  • немного сократили цветность, чтобы слайд выглядел полегче.

Типичные ошибки:

  • Куча разных «креативных» шрифтов. Лучше выбрать один стандартный шрифт. Например, Arial, потому что он есть на всех компьютерах. В презентации можно использовать несколько вариаций одного шрифта по размеру и оформлению.
  • Буйство цвета. В цветовой гамме должно быть не больше трех—четырех цветов, считая фоновый. Картинки и иконки тоже лучше оформить в едином стиле (можно скачивать коллекции иконок с единым дизайном).
  • Хаотичная верстка разных слайдов. В PowerPoint есть режим шаблона, который позволяет закрепить базовые элементы на слайдах в определенном месте. Так повторяющиеся на нескольких слайдах объекты не будут «съезжать».

Контраст

Контраст позволяет управлять вниманием человека: то, что сильно выделяется, привлекает наш взгляд первым делом. Эволюционно сложилось так, что человек обращает внимание на то, что отличается от остального, выглядит необычно. Поэтому контраст логично использовать, чтобы выделить самое важное.

Принцип: самые приоритетные элементы нужно делать отличающимися от остального контента. При этом заметно отличающимися.

Пример: условно структурированный слайд все еще сложен для восприятия.


Изображение: Changellenge >>

Немного доработаем:

Изображение: Changellenge >>

Что было сделано:

  • убрали заливку,
  • ввели контраст размеров,
  • добавили дополнительный элемент на фоне.

Типичные ошибки:

  • все контрастное — это раздражает, и в результате не выделяется ничего;
  • слабый контраст — когда шрифты чуть заметно отличаются по размеру, читатель размышляет не над содержанием, а над тем, специально ли так сделали или текст случайно «съехал».

Заключение

Хотелось бы упомянуть еще пару вещей, на которых можно набить шишки:

  • Любовь к нестандартным инструментам. Есть масса сервисов, которые помогают делать красивые графики, картинки и схемы. Невероятный факт: если получше изучить PowerPoint, то большую часть этих функций можно найти во встроенных инструментах. Лучше придерживаться стандартных возможностей: меньше риск, что что-то слетит, а в случае необходимости вы сможете быстро все поправить, а не искать, на каком сайте вы это делали.
  • Привычка создавать каждую презентацию с нуля. На самом деле, полезных шаблонов слайдов не так много. Вы можете создать и поддерживать свою библиотеку слайдов и все туда сохранять. Это поможет ускорить процесс работы над последующими презентациями.

И самое главное: если вы решили нарушить какое-то из правил, делайте это с размахом и со смыслом.


Материалы по теме:

Что я понял после того, как просмотрел 5000 презентаций продукта

А теперь по-человечески: как составить понятную презентацию о своей компании

Как должна выглядеть презентация для инвесторов: шаблон от Питера Тиля

Пять сервисов, которые помогут вам быстро сделать крутую презентацию

30 признаков того, что вы сделали презентацию в последнюю минуту

Фото на обложке: Unsplash

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Актуальные материалы —
в Telegram-канале @Rusbase

Комментарии

ПРОГРАММЫ И КУРСЫ

23 — 25 сентября 2019

INTR: Основы Hadoop

23 сентября — 21 декабря 2019

Digital Branding

23 сентября — 23 декабря 2019

Тинькофф Финтех- школа