Колонки
DIG(IT)AL

Голограммы, роботы и виртуальные симуляции: как выглядит современное бизнес-образование

Колонки
Инасио Гафо
Инасио Гафо

Заместитель декана в IE Business School, эксперт в области EdTech

Ирина Печёрская

Программы MBA адаптируются к новым технологиям и все чаще включают экспериментальные форматы. На этот процесс влияют как изменения в экономике, так и демографические тренды. 

Инасио Гафо, заместитель декана в IE Business School, эксперт по EdTech, профессор и преподаватель в области маркетинга, B2B и управления изменениями, рассказал, что представляет собой бизнес-образование в постиндустриальную эпоху и почему деление на офлайн и онлайн уходит в прошлое.

Голограммы, роботы и виртуальные симуляции: как выглядит современное бизнес-образование


В проекте Dig(IT)al рассказываем о технологиях, которые помогут вам заработать. Переходите на цифровую сторону бизнеса.


По оценкам Harvard Business Review, треть топ-менеджеров крупнейших мировых компаний обладает степенью MBA. В большинстве случаев бизнес-образование становится драйвером карьерного роста — по словам 71% выпускников, получение степени помогло им подняться по карьерной лестнице. 

И тем не менее бизнес-школы часто подвергаются критике. Например, недавно Илон Маск заявил, что растущее число специалистов со степенью MBA ведет к росту бюрократии в компаниях. По его мнению, менеджеры слишком увлечены совещаниями и финансовыми вопросами, а на инновации у них не хватает ресурсов. 

Проблема, о которой говорит Маск, связана с устаревшим форматом образования во многих бизнес-школах: часто они делают ставку на прикладные навыки, но не развивают у студентов визионерские качества и soft skills. Впрочем, такая модель уходит в прошлое, а подход к бизнес-образованию меняется, в том числе за счет развития новых технологий. 

Что повлияло на эволюцию MBA-образования

Первые образовательные программы по бизнес-администрированию появились в период индустриализации на рубеже 19-20 веков: тогда повсюду строились фабрики, рабочая сила мигрировала в города, а на производствах внедрялись революционные по тем временам технологии. 

Предприятия нуждались в руководителях нового типа и новых методах управления, и перед ними стояли две главные задачи: повышение производительности и масштабирование бизнеса.

В постиндустриальную эпоху эти задачи по-прежнему актуальны, но предприятия сталкиваются с новыми челленджами. И главный вызов — это цифровая трансформация. Сегодня руководителю нужно обладать не только прикладными навыками, но и soft skills, а также исследовать технологические тренды, расширять сеть контактов и постоянно экспериментировать. 

MBA-программы тоже эволюционировали — студенты уже могут самостоятельно выстраивать образовательную траекторию, кастомизировать расписание, а главное — обучаться в онлайн-формате. Сократился и срок обучения — в некоторых бизнес-школах степень можно получить всего через 1,5 года. 

На специфику современных MBA-курсов повлияли и демографические тренды. Средний возраст студентов бизнес-школ — 27-29 лет, поэтому на данный момент большинство учащихся — это миллениалы. 

По информации Pew Research Center, представители этого поколения увлечены учебой и саморазвитием больше, чем их предшественники. Они хотят обучаться в динамичной среде и надеются на быстрый результат, но при этом рассчитывают на индивидуальный подход, регулярный контакт с преподавателем и фидбек. 

Еще одна особенность миллениалов — это интерес к игровым механикам и цифровым технологиям. Образование они воспринимают не как повинность, а как увлекательный процесс, в который хочется погружаться. При этом миллениалы (а вместе с ними и поколение Z) не разделяют мир на реальный и виртуальный — границы между офлайном и онлайном кажутся им условными. 

Исследования показывают, что миллениалы отдают предпочтение смешанным образовательным форматам. Например, посещают живые лекции, но над проектами работают удаленно, общаясь в Slack и Zoom. Такой подход позволяет совмещать работу и учебу, а в случае с MBA многие студенты продолжают работать в штатном режиме.

Тест: узнай, сможешь ли ты грамотно выйти на рынок в другой стране

Что лежит в основе современного подхода к MBA-образованию

Учитывая предпочтения миллениалов, вместе с командой IE University мы разработали новую концепцию Liquid learning — это гибкая модель обучения, при которой образовательная среда постоянно меняется и обогащается за счет новых технологий. Онлайн- и офлайн-практики не разграничиваются, а сосуществуют так же, как учебные и внеклассные мероприятия. Прикладные и гибкие навыки студенты осваивают одновременно при работе над проектами, в ходе дебатов и групповой работы. 

Такой формат позволяет комбинировать несколько педагогических методов. Например, для развития лидерских качеств полезно участвовать в живых тренингах, тогда как разбирать вопросы экономики и управления студенты могут в онлайн-режиме на виртуальных семинарах. 

В процессе меняется и роль преподавателя: он становится фасилитатором и архитектором образовательного процесса, который может кастомизировать учебную программу и адаптировать ее с учетом разных групп. 

Нечто похожее на модель Liquid learning внедряют и другие бизнес-школы. Например, Стэнфордская высшая школа бизнеса запустила онлайн-программу Stanford LEAD, в которой объединены разные педагогические методики и технологии. Интересно, что изначально именно американские школы выступали драйвером EdTech-инноваций, но со временем инновационные образовательные проекты стали чаще появляться в Европе — например, в IE Business School, Имперском колледже Лондона и Норвежской школе менеджмента BI. 

Появление гибридных образовательных форматов стало возможным благодаря развитию новых технологий: в первую очередь машинного обучения, виртуальной и дополненной реальности. Часть из них уже применяется в бизнес-школах по всему миру. 

Какие технологии помогают студентам современного MBA-образования

Изучив собственный опыт и рынок MBA, мы выделили пять самых перспективных технологий в сфере бизнес-образования, которые соответствуют концепции Liquid learning.

Голограммы и роботы

Одним из первых проводить эксперименты с голографическими технологиями начал альянс бизнес-школ FOME. Так, Имперский колледж Лондона начал создавать голограммы преподавателей для проведения живых лекций. Лектор может находиться в любой точке мира, но при этом виртуально присутствовать на занятии и даже отвечать на вопросы студентов в режиме реального времени. 

Технология позволяет соединить преимущества онлайн- и офлайн-форматов, а также выстроить контакт между преподавателем и студентами. Слушатели лекции не смотрят в экран ноутбука и планшета, а наблюдают за преподавателем, что положительно сказывается на вовлеченности. 

Еще одна инновация — это роботы для телеконференций, которыми могут пользоваться как студенты, так и преподаватели. Они представляют собой передвижные модули с дисплеем, на который выводится изображение с веб-камеры пользователя. Это позволяет лекторам проводить занятия удаленно, но при этом свободно перемещаться по аудитории. 

Роботы также дают преимущество студентам с инвалидностью: формально находясь дома, они могут активно участвовать в дебатах, выступать публично и более активно вовлекаться в учебный процесс. 

Учитывая этот тренд, в IE Business School мы разработали гибкую среду WOW Room — в нее можно интегрировать любые технологические решения, в том числе подключать роботов или запускать голограммы.

Интерактивные доски

Современные студенты не хотят пассивно «получать знания»: для них образование — это путешествие, в котором они не наблюдатели, а протагонисты. Поэтому в программу важно включать интерактивные элементы: проводить опросы во время лекций и предлагать нестандартные задачи, которые нужно решить здесь и сейчас. 

Например, мы предоставляем студентам бизнес-школы доступ к карте, на которую нанесены основные элементы городской инфраструктуры: магазины, кафе, университеты, фитнес-клубы и достопримечательности. Затем мы предлагаем бегло изучить карту и определить оптимальные локации для запуска нового бизнеса, а главное — аргументировать свою позицию. Это прокачивает навыки принятия решений и помогает быстрее адаптироваться к реальной бизнес-среде.

Распознавание эмоций

Ни один EdTech-проект сегодня не обходится без аналитических инструментов. Важно постоянно анализировать уровень вовлеченности и активности студентов, чтобы понять, какие педагогические приемы эффективны, а какие нет. 

В WOW Room мы используем распознавание эмоций по лицу: нейросеть изучает выражения студентов и отслеживает удивление и радость. Обычно эти эмоции указывают на вовлеченность, поэтому на основе данных можно составить график внимания каждого студента. Это помогает корректировать учебную программу и совершенствовать методики с учетом полученных сведений.

Виртуальные симуляции

Иммерсивные лекции и занятия в виртуальной реальности позволяют максимально погрузиться в учебный процесс, а главное — прокачивают одновременно и прикладные, и гибкие навыки. Студент может отправиться на виртуальную экскурсию на фабрику и детально изучить все производственные процессы — в будущем это поможет принимать более взвешенные управленческие решения. 

Раньше MBA-программам не хватало как раз такой полевой практики. На эту проблему указывает и Илон Маск. «Я могу усовершенствовать процессы, только если спускаюсь в цех. Поэтому выходите на передовую, а не отсиживайтесь в своих кабинетах», — советует глава Tesla топ-менеджерам. 

Бизнес-симуляции не ограничиваются только VR и AR: вовлекать студентов в управленческие процессы можно с помощью игр. Например, в Startup Company игроки строят виртуальную компанию и приводят ее к успеху — или к разорению.

Онлайн-дебаты

Как показал опыт 2020 года, семинары в Zoom не самый эффективный образовательный формат. Студенты устают постоянно смотреть в экран, им не хватает интерактива, а их внимание быстро рассеивается. 

В MBA-программах дебаты и дискуссии играют особенно важную роль, поэтому необходимо создать условия для продуктивного общения. В первую очередь нужно выделить фигуру преподавателя — для этого как раз могут использоваться роботы и голограммы. 

Следующий шаг — создание среды для дебатов. Например, мы используем 360º экран с разрешением 8K — он позволяет выводить на дисплей трансляции с 60 веб-камер. Таким образом, студенты могут участвовать в онлайн-дебатах без каких-либо ограничений. Более того, в процессе выступления отдельных команд остальные учащиеся могут делиться реакциями и задавать вопросы.

Новые технологии в MBA — это естественный этап эволюции бизнес-образования. Но события 2020 ускорили процесс: бизнес-школы все чаще стали делать ставку на онлайн-форматы, использовать новые технологии и исследовать новые аналитические инструменты. 

При этом курсы MBA пользуются все большим спросом: как показывает статистика, в периоды финансового кризиса интерес к бизнес-образованию растет — и 2020 год не стал исключением

Задача бизнес-школ сегодня заключается не столько в создании самих технологий, сколько в разработке среды, которая в будущем позволит экспериментировать с новыми технологиями — даже если внешние обстоятельства будут меняться, образовательная программа быстро сможет адаптироваться к изменениям.

Фото на обложке: SFIO CRACHO/Shutterstock.com

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter

Материалы по теме

  1. 1 Геймификация, AR-очки и другое: 10 трендов в Edtech в 2021 году
  2. 2 «Система образования, какой мы её знали, больше не существует»: как учиться в новой реальности
  3. 3 Переход в онлайн: как Нетология подстроила программу MBA под пандемию
RB DIGITAL AWARDS 2022
Расскажи, как цифровая трансформация изменила твой бизнес
Узнать больше

ВОЗМОЖНОСТИ

02 декабря 2021

03 декабря 2021

03 декабря 2021

03 декабря 2021