Альберт Осканов, сооснователь и генеральный директор социального маркетплейса брендовой одежды Oskelly, рассказывает, почему в стартапе решили не привлекать инвестиции, с какими трудностями столкнулись в процессе и как набирать лучших сотрудников, которые будут в проекте даже в самые тяжелые для него времена.
Мы с сестрой запустили проект в начале 2017 года, сразу решив не привлекать внешние инвестиции. Для многих предпринимателей вложения снаружи осложняют управление продуктом и непосредственное ведение процессов.
Чем больше сторон распределяет ресурсы, тем сложнее проекту оставаться цельным и успешно действующим организмом. Особенно если у проекта сложная концепция, как у нас.
Бывает, что инвестор становится другом и наставником, верным проекту. Но мы были уверены в собственных силах, ведь мы семья и дополняющая друг друга команда.
Проблемы, с которыми столкнулись
Мы разработали детальный бизнес-план, в который внесли средние аналитические показатели по рынку. У нас не было большого опыта в управлении и обширных знаний в e-commerce. На практике мы вышли далеко за рамки бюджета: разработка оказалась гораздо сложнее, чем мы ожидали, и понадобилось нанимать гораздо больше разработчиков.

К тому же продуктовый дизайн оказался сырым (необходимо было собрать достаточно обратной связи от пользователей, чтобы отобразить все их пожелания в нашем продукте). Маркетинговую стратегию же нужно было постоянно тестировать.
Вдобавок ко всему оказалось, что мы выбрали совсем не тех подрядчиков и исполнителей. В итоге нам не хватило экспертизы для разработки полностью автоматизированного продукта.
Продаж не было, и люди стали уходить. При подборе команды в стартап всегда надо проверять, готов ли человек к трудным временам, неизбежным для начинающего проекта. Уходили и маркетологи. Они не понимали, почему не «стреляют» их гипотезы и прогнозы, не чувствовали, какие инструменты будут наиболее эффективными в рамках нашей бизнес-модели — традиционный таргетинг и контекст тут не работают.
Как мы вышли из ситуации
Мы горели тем, что делали, и поэтому не сдавались. Мы засыпали и просыпались с мыслями о нашей миссии — изменить потребительские привычки людей и устроить на рынке революцию.
Оценив ситуацию, мы внесли корректировки в SWOT-анализ и продолжили с большей силой и энергией работать над силой бренда и маркетинговыми креативами.
Инвестиции, как и прежде, не искали. Нам хватало денег из других наших сторонних проектов, например, производства продуктов питания.
Команда тоже успела измениться: пришли люди, которые хорошо понимали нас и идею проекта. Остались и те, кто с нами с первого дня, за что мы им безумно благодарны.
Как найти нужного сотрудника для стартапа
- Он готов работать и действительно развивать ваше дело, а не отсиживать для галочки свои N часов.
- Он понимает риски, присущие каждому стартапу: не знаешь, где компания окажется через пять лет.
- У него самого есть чему поучиться.
- Он стремится к развитию, работа у вас для него — ступенька вверх.
- Он подходит вам по личным качествам: важно, чтобы было по-человечески приятно сотрудничать всей команде, иначе напряженная атмосфера приведет к плачевным результатам работы компании.
- Он не работает в «соседнем» стартапе: делайте уникальный продукт уникальной командой.
- Вы знаете его историю с самой первой работы, чтобы можно было применить все его навыки, о которых он уже мог забыть.
- Он работает осознанно, зная цели, а не выполняя подряд поставленные задачи, не понимая, зачем.
- Он верит в успех проекта и горит желанием работать у вас.
- Не забудьте, что вы и сами должны понимать, кого и с какими компетенциями хотите взять, а затем уже ищите.

Как сэкономить в стартапе
- Всегда работайте над нетворкингом. Если он хорошо построен, то это позволит серьезно оптимизировать многие процессы.
- Ставьте себе и команде высокие KPI: всегда четко измеряйте время и финансы.
- Проверяйте их на себе, затем отдавайте исполнителям: так отсеиваются «не те» люди.
- Погружайтесь в каждый процесс, не отпуская на бесконтрольный аутсорс. Делегируйте грамотно.
Раньше я часто думал, что если бы знал тогда все, что знаю сейчас, смог бы неплохо сэкономить. А затем однажды задался вопросом: «А смог бы я это сделать, не получив от пользователей столько обратной связи, сколько получил сейчас?».
Конечно, не смог бы. Модель совершенно новая на рынке: это полностью самописная разработка, а не стандартный интернет-магазин, который можно сделать за два-три месяца на готовом конструкторе.
Наши выводы
Как бы банально и иррационально это ни звучало, главное условие жизнеспособности проекта — вы должны искренне в него верить. Не создавайте продукт просто потому, что он может оказаться востребованным, или только оттого, что он абсолютно новый на рынке.
Никакие метрики и секреты коучей не дадут вам той энергии, которая поможет пронести свою идею через все трудности и продолжить добиваться успеха. Это сделает только вера.
Советы тем, кто решил строить стартап без инвестиций
- По-настоящему верьте в свой проект. Будут неудачи, но сдаваться нельзя — делаем выводы и идем дальше!
- Проработайте несколько вариантов событий, чтобы быстро переключаться с одного сценария на другой.
- Проверьте надежность всех источников дохода: если вы планируете использовать деньги из другого проекта, он должен крепко стоять на ногах.
- Предельно тщательно подбирайте команду: это должны быть продвинутые специалисты, которые не боятся сложных и непредсказуемых проектов и способны принимать нестандартные решения. Ваша команда — это ваша инвестиция!
- Клиентоориентированность не ушла в прошлое. Это настоящее и будущее любого продукта в e-commerce. Ваш главный инвестор — клиент (после него сотрудники).
Материалы по теме:
Четыре признака, что вашему стартапу пора искать инвестиции
Как одно холодное письмо принесло $2,5 миллиона инвестиций
Жизнь стартапа после инвестиций: какие проблемы могут вас ждать
Причина, почему «бессмысленные» стартапы поднимают огромные инвестиции
Как страховать риски при инвестициях в криптоактивы
Фото на обложке: Unsplash
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter